Page 369 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 369
д і г г с г г з : б е с ѣ д н и Т ' г о в о р я - - — стоящій кормчій долженъ обращать вниманіе на времена года
ѣ
которые я о Г я ? : Г ; а е Т С Я х . Н а ° б 0 р - ' Ч Т 0 т ѣ «>Д*, и дня, на небо и звѣзды, на в тры и на все, чтб относится къ
еще въ Z n Z фиософш, но оставили это заняті^ мореплаванію; напротивъ, они считаютъ невозможнымъ одному
челов ку соединить въ себѣ и искусство, и опытность пра-
ѣ
s а - r ; r г - д ™ —
заниматься философіею „ ! ? Д И ' К О Т О р ы е п Р°ДОлжали вить рулемъ, штурманское искусство съ искусствомъ морепла-
ванія. Вотъ на такомъ-то кораблѣ матросы считаютъ кормчаго,
соединяющая въ себѣ всѣ эти качества, пустымъ болтуномъ,
с Х г - S Ä T T д в д е й звѣздочетомъ, вообще негоднымъ человѣкомъ; такъ и въ госу-
дарств обыкновенно смотрятъ на истиннаго философа. Такъ
въ своей безполезности для государства виноваты не философы,
a т , которые не умѣютъ ими пользоваться, ибо неестественно,
ѣ
чтобы кормчій просилъ матросовъ управлять имъ, какъ не-
естественно и то, чтобы мудрые обращались съ подобною же
просьбою. Напротивъ, весьма естественно, чтобы нуждающееся
въ управленіи просили умѣгощихъ править ими, какъ неесте-
ственно, чтобы властвующіе просили управлять ими т хъ лицъ,
ѣ
которыя назначены имъ повиноваться. Мы не ошибемся, если
ѣ
того: кшг могъ Р сказГь п ! Г Ъ Г О С у д а Р < « Мало сравнимъ съ неистиннымъ правителемъ государства т хъ матро-
избавится отъ з о л ? Г ! д ! Г ? ; я Т О ™ д а ™ совъ, о которыхъ мы говорили, а съ истиннымъ кормчимъ —
ѣ
философы? Отв томъ Г Г В ' ° К а И М Ъ н е 6 W ™ править т хъ людей, которыхъ матросы считаютъ звѣздочетами, болту-
ѣ
нами, негодными людьми. Ноказавъ такимъ образомъ, что при-
чина того, почему не философы правятъ государствомъ, за-
ключается не въ нихъ, а въ обществ , не знающемъ имъ
ѣ
цѣ ны и не умѣющемъ ими воспользоваться, Платонъ прямо
5 5 = » = ^ = 5 = 3 = переходите къ тому, что только философы и могутъ быть
истинными правителями государства, ибо они одни могли достиг-
нуть верховной истинной цѣли государства. Въ чемъ же Пла-
тонъ полагалъ эту верховную истинную цѣль государства? По
ученію Платона, war цѣль государства состоитъ: 1) въ верхов-
номъ добрѣ, благѣ , какъ счастіи, въ благоденствіи, въ благо-
ШТр0еГ
его за Z T v 2 Т7 ' ™ выб Р0сываютъ соетояніи государства и гражданъ въ немъ. Но мы видѣли,
что такъ какъ единственный путь къ достиженію счастія есть
Д т 4 ™ „ r Z e T i t a Т " Т 0 " " Р 0 Ш правда и справедливость, какъ добродѣтель вообще, какъ пра-
ведность, то верховная, истинная, существенная цѣль государ-
« Т п Г а Г з а й ( Д Ы 0 " ~ ства опредѣляется ГІлатономъ ближайшимъ образомъ такъ: она
2) состоитъ въ праведности, какъ добродѣтели вообще, и госу-
дарства, и гражданъ въ немъ, или въ правдѣ и справедливо-
сти, какъ добродѣтели вообще. Это понятіе добродѣтели вообще,