Page 369 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 369

д   і   г   г   с    г   г     з :  б е с ѣ  д н и  Т '  г о в о р я  - -           —                      стоящій     кормчій     долженъ      обращать      вниманіе     на   времена     года
                                                                                                                                                                           ѣ
                      которые      я о Г я      ? : Г ;  а е Т С Я  х .  Н а  °  б 0 р  - '  Ч Т 0  т ѣ  «>Д*,                   и   дня,   на   небо   и   звѣзды,   на  в тры     и  на   все,  чтб  относится    къ
                      еще    въ   Z   n Z                  фиософш,        но   оставили    это   заняті^                        мореплаванію;        напротивъ,      они   считаютъ     невозможнымъ         одному
                                                                                                                                 челов ку      соединить      въ    себѣ    и   искусство,     и  опытность      пра-
                                                                                                                                        ѣ
                     s       а         -        r         ;         r          г  -   д  ™               —
                     заниматься      философіею        „   !     ?       Д И '  К О Т О р ы е  п Р°ДОлжали                       вить    рулемъ,    штурманское        искусство     съ   искусствомъ      морепла-
                                                                                                                                  ванія.   Вотъ    на   такомъ-то     кораблѣ    матросы     считаютъ     кормчаго,

                                                                                                                                  соединяющая          въ   себѣ   всѣ   эти   качества,    пустымъ      болтуномъ,
                     с    Х     г       - S Ä T T           д  в   д  е   й                                                       звѣздочетомъ,      вообще     негоднымъ       человѣкомъ;      такъ    и  въ   госу-
                                                                                                                                  дарств    обыкновенно        смотрятъ      на    истиннаго      философа.      Такъ
                                                                                                                                  въ  своей   безполезности      для   государства      виноваты     не   философы,
                                                                                                                                  a  т ,   которые     не  умѣютъ     ими   пользоваться,      ибо   неестественно,
                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                  чтобы     кормчій     просилъ      матросовъ      управлять      имъ,    какъ    не-
                                                                                                                                  естественно       и  то,  чтобы     мудрые    обращались       съ  подобною       же

                                                                                                                                  просьбою.      Напротивъ,      весьма     естественно,     чтобы    нуждающееся
                                                                                                                                  въ  управленіи      просили     умѣгощихъ        править    ими,    какъ    неесте-
                                                                                                                                  ственно,    чтобы     властвующіе       просили    управлять     ими   т хъ   лицъ,
                                                                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                                  которыя     назначены       имъ   повиноваться.       Мы    не   ошибемся,      если

                                                                                                                                                                                                         ѣ
                   того:   кшг     могъ  Р  сказГь    п ! Г   Ъ              Г О С у д а  Р < «   Мало                            сравнимъ      съ  неистиннымъ       правителемъ      государства     т хъ    матро-
                   избавится     отъ   з о л ? Г ! д ! Г ? ; я    Т О                     ™   д  а    ™                           совъ,   о   которыхъ     мы    говорили,      а  съ  истиннымъ       кормчимъ      —
                                                                                                                                   ѣ
                   философы?       Отв томъ      Г    Г  В   '   °  К а  И М Ъ  н е  6  W ™   править                             т хъ    людей,    которыхъ      матросы      считаютъ     звѣздочетами,      болту-
                                       ѣ
                                                                                                                                  нами,    негодными      людьми.      Ноказавъ     такимъ    образомъ,     что  при-
                                                                                                                                  чина     того,    почему     не   философы      правятъ     государствомъ,       за-
                                                                                                                                  ключается       не    въ   нихъ,     а   въ   обществ ,      не  знающемъ       имъ
                                                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                                  цѣ ны    и  не   умѣющемъ        ими     воспользоваться,        Платонъ      прямо
                  5       5       =      »       =       ^       =      5       =       3       =                                 переходите       къ    тому,    что    только     философы       и   могутъ    быть

                                                                                                                                  истинными      правителями      государства,     ибо   они  одни   могли    достиг-
                                                                                                                                  нуть   верховной      истинной      цѣли    государства.     Въ    чемъ   же   Пла-
                                                                                                                                  тонъ    полагалъ     эту   верховную      истинную      цѣль    государства?      По
                                                                                                                                  ученію     Платона,     war   цѣль    государства     состоитъ:    1)   въ  верхов-
                                                                                                                                  номъ    добрѣ,    благѣ ,  какъ    счастіи,    въ    благоденствіи,      въ   благо-
                                                        ШТр0еГ

                 его  за   Z T v        2     Т7                       '   ™              выб Р0сываютъ                           соетояніи      государства        и  гражданъ      въ   немъ.    Но   мы    видѣли,
                                                                                                                                  что   такъ    какъ    единственный       путь   къ   достиженію       счастія   есть
                 Д т    4     ™       „ r Z e T i t a             Т        "  Т 0  " "  Р 0 Ш                                     правда     и  справедливость,       какъ    добродѣтель      вообще,    какъ    пра-
                                                                                                                                  ведность,     то  верховная,      истинная,     существенная       цѣль    государ-
                « Т п Г а Г з а й      ( Д Ы 0  "                                    ~                                            ства   опредѣляется       ГІлатономъ     ближайшимъ        образомъ     такъ:    она
                                                                                                                                  2)   состоитъ    въ   праведности,       какъ   добродѣтели      вообще,    и  госу-

                                                                                                                                  дарства,     и  гражданъ      въ   немъ,    или   въ  правдѣ     и   справедливо-
                                                                                                                                  сти,  какъ   добродѣтели      вообще.    Это   понятіе    добродѣтели      вообще,
   364   365   366   367   368   369   370   371   372   373   374