Page 370 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 370

д  і  г  г  с  г  г  з :  б е с ѣ  д н и  Т '  г о в о р я  - -  —  стоящій  кормчій  долженъ  обращать  вниманіе  на  времена  года
                                                        ѣ
 которые  я о Г я  ? : Г ;  а е Т С Я  х .  Н а  °  б 0 р  - '  Ч Т 0  т ѣ  «>Д*,  и  дня,  на  небо  и  звѣзды,  на  в тры  и  на  все,  чтб  относится  къ
 еще  въ  Z  n Z  фиософш,  но  оставили  это  заняті^  мореплаванію;  напротивъ,  они  считаютъ  невозможнымъ  одному
              челов ку     соединить       въ   себѣ    и   искусство,     и  опытность       пра-
                     ѣ
 s  а  -  r  ;  r  г  -  д  ™  —
 заниматься  философіею  „  !  ?  Д И '  К О Т О р ы е  п Р°ДОлжали  вить  рулемъ,  штурманское  искусство  съ  искусствомъ  морепла-
              ванія.   Вотъ     на  такомъ-то     кораблѣ     матросы     считаютъ     кормчаго,

              соединяющая          въ   себѣ    всѣ   эти   качества,   пустымъ      болтуномъ,
 с  Х  г  - S Ä T T  д  в  д  е  й  звѣздочетомъ,  вообще  негоднымъ  человѣкомъ;  такъ  и  въ  госу-
              дарств     обыкновенно       смотрятъ      на    истиннаго      философа.      Такъ
              въ  своей   безполезности       для  государства      виноваты     не   философы,
              a  тѣ ,  которые     не   умѣютъ     ими   пользоваться,     ибо   неестественно,
              чтобы     кормчій      просилъ      матросовъ     управлять       имъ,   какъ    не-
              естественно       и  то,   чтобы    мудрые    обращались       съ   подобною      же

              просьбою.      Напротивъ,       весьма    естественно,     чтобы    нуждающееся
              въ   управленіи      просили     умѣгощихъ       править     ими,   какъ    неесте-
              ственно,     чтобы    властвующіе       просили    управлять     ими   т хъ   лицъ,
                                                                                      ѣ
              которыя      назначены      имъ    повиноваться.      Мы     не  ошибемся,      если

                                                                                     ѣ
 того:  кшг  могъ Р  сказГь  п ! Г  Ъ  Г О С у д а  Р < «  Мало  сравнимъ  съ  неистиннымъ  правителемъ  государства  т хъ  матро-
 избавится  отъ  з о л ? Г ! д ! Г ? ; я  Т О  ™  д  а  ™  совъ,  о  которыхъ  мы  говорили,  а  съ  истиннымъ  кормчимъ  —
                ѣ
 философы?  Отв томъ  Г  Г  В  '  °  К а  И М Ъ  н е  6  W ™  править  т хъ  людей,  которыхъ  матросы  считаютъ  звѣздочетами,  болту-
 ѣ
              нами,    негодными       людьми.     Ноказавъ     такимъ     образомъ,    что   при-
              чина     того,    почему      не  философы       правятъ     государствомъ,       за-
              ключается       не    въ   нихъ,      а  въ   обществѣ ,     не   знающемъ       имъ
              цѣ ны    и  не   умѣющемъ         ими    воспользоваться,        Платонъ      прямо
 5  5  =  »  =  ^  =  5  =  3  =   переходите  къ  тому,  что  только  философы  и  могутъ    быть

              истинными      правителями       государства,    ибо   они   одни   могли    достиг-
              нуть    верховной      истинной     цѣли    государства.      Въ   чемъ    же   Пла-
              тонъ    полагалъ      эту  верховную       истинную      цѣль    государства?     По
              ученію     Платона,     war   цѣль    государства      состоитъ:    1)  въ  верхов-
              номъ     добрѣ,   благ ,    какъ   счастіи,     въ   благоденствіи,      въ   благо-
                                     ѣ
 ШТр0еГ
 его  за  Z T v  2  Т7  '  ™  выб Р0сываютъ  соетояніи  государства  и  гражданъ  въ  немъ.  Но  мы  видѣли,
              что   такъ    какъ    единственный       путь    къ  достиженію       счастія   есть
 Д т  4  ™  „ r Z e T i t a  Т  "  Т 0  " "  Р 0 Ш  правда  и  справедливость,  какъ  добродѣтель  вообще,  какъ  пра-
              ведность,     то   верховная,     истинная,     существенная       цѣль    государ-
 « Т п Г а Г з а й  ( Д Ы 0  "  ~  ства  опредѣляется  ГІлатономъ  ближайшимъ  образомъ  такъ:  она
               2)  состоитъ     въ   праведности,      какъ   добродѣтели      вообще,     и  госу-

               дарства,    и  гражданъ      въ   немъ,    или   въ   правдѣ    и   справедливо-
              сти,  какъ   добродѣтели      вообще.     Это  понятіе    добродѣтели       вообще,
   365   366   367   368   369   370   371   372   373   374   375