Page 368 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 368

дурныхъ  примѣровъ,  дурного  образа  правлеяія  государства  чтобы  правителями  государства  были  философы,  ибо  они  съ
 портится  до  такой  степени,  что  рожденный  отъ  природы  фи-  самой  юности  стремятся  ко  всему  истинному. Жы  знаемъ
                                                                                  (
 лософов  становится  еще  хуже  самыхъ  обыкновенныхъ  людей  также,  что  въ  комъ  есть  желаніе  къ  одному,  то  желаніе

 Отсюда)  Платонъ  выводите,  что  не  философы,  а  настоящее  къ  другому  будетъ  слабѣ е;  слѣдовательно  въ  комъ  есть  жела-
 состояніе  государства-причина  того,  что  философы  не  пра-  ніе,  стремленіе  къ  знанію,  тотъ  отвращается  отъ  наслажде-
 вите  государствомъ  по  тѣмъ  идеямъ,  которыя  они  постигаютъ  нія  чувственностью;  онъ  будетъ  умѣренъ  относительно  чув-
 умомъ,  какъ  истинно-сущее,  по  идеямъ,  какъ  первообразамъ  ственности,  а  не  любостяжателенъ,  ибо  искать  денегъ  болѣе
 ими  создаваемымъ  и  осуществляемымъ  въ  государств*  по  свойственно  другому  челов ку,  нежели  философу.  При  р ше-
                                                  ѣ
                                                                                             ѣ
 идеѣ  добра,  правды  и  справедливости,  © к о в ы  общія  мысли  ніи  вопроса,  кто  достойнѣе  быть  правителемъ  государства,
 Платона,  выражающія  положительное  его  воззрѣніе  на  го-  слѣдуетъ  обращать  вниманіе:  н тъ  ли  въ  челов кѣ  скряжниче-
                                                         ѣ
                                                                               ѣ
 сударство;  въ  поясненіе  этихъ  мыслей  необходимо  привести  ства,  ибо  низость  души  находится  въ  рѣзкой  противоположно-
 ихъ  въ  связь  съ  другими  мыслями  Платона.  Платонъ  въ  сти  со  всѣми  добрыми  ея  качествами.  Невозможно  также,  чтобы
 разговор*  „Государство  "  говоритъ:  такъ  какъ  философы  суть  человѣ къ  ум ренный,  немалодушный  оказался  въ  сношеніяхъ
                               ѣ
 л ю д и '  которые  въ  состояніи  постигать  то.  чтЬ  будѵчи  съ  другями  людьми  человѣкомъ  ненадежнымъ,  несправедливымъ;
 непреходящимъ,  всегда  остается  тѣмъ  же,  идеи,  то  тѣ  люди  а  потому  при  испытаніи  людей  сл дуетъ  принимать  въ  сообра-
                                                             ѣ
 напротивъ,  которые  не  могутъ  этого  постигать,  блуждаютъ  женіе,  справедливы  ли  они  и  кротки,  или  несправедливы  и  грубы
 среди  множественна™,  а  не  единаго,  не  истинно-сущаго  Кому  въ  сношеніяхъ  съ  другими  людьми.  А  также  не  нужно  упу-
 же  изъ  этихъ  людей  должно  быть  правителями  государства?  скать  изъ  виду  и  того,  легко  или  съ  трудомъ  возвышается  чело-
 І мъ,  которые  способны  поддержать  законы  и  учрежденія  в къ  къ  истинному  знанію,  ибо  никто  не  любите  занятіе,  если
 ѣ
                ѣ
 государства,  ибо  если  чтб  нужно  поддержать  и  сохранить,  то  оно  для  него  непріятно.  Далѣ е,  если  человѣкъ  не  имѣетъ  памяти,
 для  этого  нуженъ  не  слѣпой,  a  зоркій  стражъ.  Но  развѣ  отли-  то  онъ  ничего  не  будетъ  знать,  и  потому  безпамятныя  души
 чаются  отъ  сл пыхъ  тѣ  люди,  которые  не  имѣютъ  познанія  объ  нельзя  причислить  къ  душамъ,  одареннымъ  мудростью,  которая
 ѣ
 истинно-сущемъ,  которые  не  въ  состояніи  исправить  въ  госу-  требуете,  чтобы  он*  были  одарены  памятью.  Зат мъ  душа  отъ
                                                                                 ѣ
 дарств*  законы  и  учрежденія,  выражающіе  праведное  пре-  природы  немузыкальная,  нестройная,  будетъ  стремиться  къ  на-
 красное  и  благое,  которые  не  могутъ  бдительно  поддерживать  рушенію  во  всемъ  мѣры;  любовь  же  къ  истинному  знанію,  къ
 и  сохранять  эти  законы  и  учрежденія  государства?  Поэтому  философіи,  сродна  не  съ  нарушеніемъ,  а  съ  сохраненіемъ  во

 лучше  поставить  философовъ  сберегателями  государства,  какъ  всемъ  мѣры.  Слѣдовательно,  другихъ  качествъ,  должно
 люден,  познавшихъ  истинно-сущее  и  не  уступающихъ  другимъ  искать  въ  душ*,  чтобы  она  кромѣ  во  всемъ  мѣру  и
                                                         сохраняла
 въ  опытности  и  добродѣтели,  такъ  что  никому  кромѣ  ихъ  не  была  исполнена  стройности,  гармоніи.  Такъ  мы  исчислили
 должно  быть  вв рено  правленіе  государства;  особенное  свой-  всѣ  качества  души  челов ка,  способна™  быть  предан нымъ
 ѣ
                                                   ѣ
 ство  философовъ  то,  что  они  любятъ  такое  знаніе,  которое  истинно-сущему.  Слѣдовательно  Платонъ,  сравнивъ  философа
 непреходяще,  не  колеблется  между  возникновеніемъ  и  прехо-  съ  не-философомъ,  тѣмъ  самымъ  показалъ,  что  философамъ,
 жденіемъ  сущаго;  отсюда  происходите  то,  что  философы  не-  какъ  людямъ  совершенно  развитымъ  посредствомъ  надлежа-
 навидятъ  ложь,  а  любятъ  истину;  ибо  кто  отъ  природы  любите  ща™  воспитанія  и  долголѣтней  опытности,  должно  ввѣрить
 что-либо,  тотъ  любите  и  сродное  съ  предметомъ  любви  а  правленіе  государства.  Въ  теоріи  противъ  этой  мысли  возра-
 ничто  такъ  не  сродно  съ  мудростью,  какъ  истина:  сл дова-  зить  было  нечего,  но  можно  было  возразить  съ  практической,
 ѣ
 тельно  невозможно,  чтобы  одна  и  та  же  натура  любила  въ  фактической  стороны.  Такъ  и  возразилъ  Сократу  въ  разговор*
 одно  и  то  же  время  истину  и  ложь.  Поэтому)  необходимо
   363   364   365   366   367   368   369   370   371   372   373