Page 374 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 374

благоустройством®,  и  праведным®  его  управленіемъ,  словомъ-  истинную,  основанную  только  на  знаніи,  философскую  добро-
 праведнымъ  правленіемъ.  В®  этом®  смыслѣ  сам®  Платон®  в®  дѣ тель,  нравственность.  Слѣдовательно  верховная,  истинная
 одном®  м стѣ  разговора  „Государство"  говорит®,  что  разные  цѣль  государства  опредѣляется  здѣ сь  Платоном®  какъ  забота,
 ѣ
 образы  государственна™  правленія,  разные  виды  государств®  попеченіе  о  добродѣтели  и  ея  основѣ —о  знаніи—со  стороны

 возникают®  не  из®  дуба  и  камня,  как®  говорит®  Гомер®  о  государства  относительно  его  граждан®;  словомъ—верховная
 божествах®  и  людях®,  а  из®  душевна™  настроенія  граждан®  цѣль  государства  есть  философія,  ибо  знаніе  и  добродѣтель  суть
 т.-е.  какова  нравственность  граждан®,  такова  нравственность  основы  для  философіи.  Напротивъ,  цѣли,  которыя  имѣютея
 и  государства.  Наоборот®,  праведностью  государства,  правед-  въ  виду  не  истинною  политикою, тѣ а  обычным®  искусствомъ
 ным®  его  устройством®  и  управленіем®,  вообще  праведным®  государственна™  правленія,  не  имѣютъ  большого  достоинства;

 правлешемъ,  обусловливается  праведность  его  граждан®;  так®  не  существенны  для  государства,  а  потому  могутъ  быть
 Платон®  в®  разговорѣ  „Государство"  говорит®  о  своем®  идеаль-  онѣ  вредны  для  него,  ибо  отклоняют®  государство  отъ
              даже
 ном®  государств^  что  в®  нем®  пребывают®  всѣ  добродѣ теш  истинной  верховной  его  цѣли; онѣ  заботятся  только  о  чув-
                                                          онѣ

 1  К  1 Г  С В ° е м ъ  сѣдалищѣ.  В®  самом®  дѣлѣ,  праведность,'  ственном®:  чтобы  былъ  хорошій  хлѣ бъ,  кушанье,  винщ  удовле-
 добродѣтель  человѣ ка  зависит®  от®  двухъ  условій:  1)  отъ  его  творены  были  чувственныя,  физическія  потребности.  Впрочем®
 добрых®  природных®  свойств®  и  2)  отъ  * надлежаща™  доб-  Платонъ  прибавляет®,  что  за  добродѣтелями,  какъ  благами  боже-
 ра™  воспитанія,  т.-е.  челов ку  должно  имѣть  природныя  каче-  ственными,  сами  собою  послѣдуютъ  богатство,  здоровье,  красота,
 ѣ
 ства,  нужныя  для  добродѣтели  это  прежде  всего,  a  зат мъ  но  умѣренно.  Такимъ  образомъ  государство  вполнѣ  праведное,
 ѣ
 эти  качества  должны  быть  надлежащим®  образомъ  развиты  добродѣтельное  будетъ  наслаждаться  полным®  благоденствіемъ,

 надлежащим®  воспитаніемъ.  Въ  такомъ  только  праведном®  и  матеріальнымъ,  и  нравственным®,  будетъ  вполнѣ  счастливо.
 государсгвѣ  могутъ  существовать  установленія,  учрежденія,  по  Притомъ  въ  такомъ  государствѣ  каждый  индивид®,  при  общем®
 дѣйствію  которыхъ,  путемъ  насл дственной,  естественной  пере-  содѣйствіи  другихъ  индивидовъ,  можетъ  раскрыть  свои  особен-
 ѣ
 дачи  чрезъ  рожденіе  добрыя  природныя  качества  не  только  ным  добродѣтели  наилучшим®  образомъ.  Или,  другими  словами,
 сохраняются,  но  и  усиливаются  въ  человѣческомъ  поколѣніи-  когда  люди  съ  умѣренною  душою  не  разъединятся  съ  людьми

 а  съ  другой  стороны  только  въ  праведном®  государствѣ  мы  съ  душою  мужественною,  а  соединятся  въ  одну  неразрывную
 можемъ  найти  надлежащее  доброе  воспитаніе,  ибо  въ  благо-  ткань,  и  тѣмъ  будут®  восполнять  себя,  взаимодѣйствуя  друг®
 устроенном®  государствѣ  говоритъ  Платонъ—даже  тотъ  граж-  на  друга,  тогда  между  ними  воцарится  истинное  единство,
                                                                                      ѣ
 данин®,  у  котораго  лучшая  часть  души,  умъ,  отъ  природы  совершенство:  истинный-то  политик®  и  долженъ  ум ть  соеди-
 слаоъ  если  онъ  покоряется  философу,  тому,  кто  носитъ  въ  нять  людей  въ  такую  ткань.  Въ  этомъ  смыслѣ  только  госу-
 божественное,  разумное,  идеи,  то  чрезъ  то,  что  онъ  ему  дарство,  въ  его  цѣлости,  и  можетъ  изобразить  на  землѣ,  среди
 покоряется,  онъ  и  самъ  поступает®  согласно  съ  идеею  добра  людей,  верховную  идею  добра,  правду  и  справедливость,  въ

 началом®,  пребывающим®  въ  философѣ.  Отсюда  слѣдуетъ  что  видѣ  гораздо  болѣе  ясном®,  полномъ  и  совершенном®,  въ  боль-
 государство,  разсматриваемое  съ  этой  стороны  есть  общежитіе  шем®  размѣрѣ,  нежели  въ  каком®  это  можно  сдѣлать  въ  каждой
 люден,  ихъ  этизирующее,  есть  воспитательное  учрежденіе  дуіпѣ  порознь.  Въ  этомъ  смыслѣ  истинное  государство  должно
 воспитывающее  ихъ  нравственно.  Въ  этомъ  смыслѣ  Пгатонъ  быть  образцомъ  истинной  добродѣтели  для  его  гражданъ;  тогда
 говоритъ,  что  только  истинный  политик®  способен®  возродить  оно  будетъ  совершенно  соотвѣ тствовать  своей  сущности,  осу-
                                                                                                  ѣ
 ВЪ  душѣ  своей  в рное  представленіе  о  томъ,  что  прекрасно  ществляя  вполнѣ  идею  добра,  правду  и  добродѣтель,  и  въ  себ ,
 ѣ
 праведно  и  справедливо,  и  чтЬ  противно  этому,  a  слѣдо-  и  въ  гражданах®;  ибо  государство  есть  великій  индивид®,  а
 вательно  онъ  можетъ  возродить  истинное  знаиіе,  и  потому  граждане  суть  члены  этого  великаго  индивида.  Но  если  вер-
   369   370   371   372   373   374   375   376   377   378   379