Page 379 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 379

(
                     и  вредны      для   государства. S y m t        вопросъ:    кто   долженъ     пра-
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                     вить   государствомъ—богатые             или бѣдные?        Что    касается    раз-                            природе      бываетъ     способенъ     къ   одному     роду    д лъ,    смотря    по
                     личія    между      богатыми      и  бѣдными,      то   и  Платону,      не    хуже                            тому,    преобладаете      ли въ немъ      умъ,   сердце     или   сила   чувствен-
                     насъ,   было     извѣстно,      какъ    бываетъ       опасна    для   государства                              ныхъ     пожеланій.      Поэтому      для    дѣятельности        граждапъ      госу-
                                                                                                                                                                                           слѣдовательно
                                                                                                                                                                                                                каждый
                                                                                                                                                                                 труда;
                     вражда     между     богатыми     и   бѣдными,      и   потому    онъ    старается                             дарства     необходимо       раздѣленіе   государству      т мъ,    къ   чему   онъ
                                                                                                                                    гражданинъ
                                                                                                                                                     долженъ
                                                                                                                                                                  служить
                     въ  своемъ     идеальномъ        государствѣ      уничтожить       ее  въ   самомъ-                                                                                        ѣ
                     корн —учрежденіемъ            общности     имущества,      коммунизмомъ;       а ъ                             наиболее     годенъ    по   своимъ    гірироднымъ     способностямъ        и   обра-
                                                                                                      в
                           ѣ
                     подзаконномъ        государствѣ      онъ    старается     ограничить       частную                             зованію.    Никто     не   долженъ      выступать     за   предѣлы     этого   осо-
                    собственность       настолько,      чтобы    она   была    безвредна     для    госу-                           бенна™     дѣла,    призванія;     а  потому    правленіе     государствомъ,      съ
                                                                                                                                                                               отъ
                                                                                                                                                                                                         внутрениихъ
                                                                                                                                                                                       ѣ
                    дарства.      Наконецъ      четвертый      вопросъ)     кто   долженъ       править                            •одной    стороны,     и  защита      его какъ    вн шнихъ       и  дѣла,   должны
                                                                                                                                                               стороны,
                                                                                                                                                     другой
                                                                                                                                                                                            разныя
                                                                                                                                    враговъ,
                                                                                                                                                съ
                                                                                                                                                                                      два
                    государствомъ—одно            ли   физическое      лицо,   или    н сколько     фи-
                                                                                        ѣ
                    зическихъ       лицъ,    или   весь    народъ?     Какъ    ни   безразлично,      по                           быть    ввѣ рены     разнымъ     лицамъ.      Такъ    и  удовлетвореиіе        физи-
                                                                                                                                                                                                                удовле-
                                                                                                                                                                                    средствъ
                                                                                                                                                                  и
                                                                                                                                                                      добываніе
                                                                                                                                    ческихъ
                    мнѣнио      Платона,       число   лицъ,    правлщихъ         государством^       но                           творенія,    потребностей    отдѣленное      отъ   перваго,   для   этого быть   воз-
                                                                                                                                                 какъ
                                                                                                                                                                                                  должно
                                                                                                                                                         дѣло
                    Платонъ       былъ     убѣжденъ,      что   большинство        людей    не   будетъ
                                                                                                                                                                    ѣ
                    истинными      политиками,      правителями      государства;     это  потому,   что                           ложено     также     и  на   отд льныхъ       людей,    ибо    граждане     перваго
                    Платонъ      считалъ    достаточнымъ        для   своего   идеальнаго      государ-                            и   второго    рода    должны      имѣть     попеченіе      объ   обществениыхъ
                    ства   тысячу      взрослыхъ      индивидовъ.      Вотъ    изъ этой-то      тысячи                             дѣ лахъ.    Въ   этомъ    отношеніи      называете     ихъ   Платонъ     стражами,
                                                                                                                                   оберегателями,
                                                                                                                                                                                            Граждане
                                                                                                                                                        охранителями
                                                                                                                                                                           государства.
                    едва  ли  найдется    одинъ   десятокъ лицъ,      которыя    могутъ   быть   истин-                            рода,    занимающееся         удовлетвореиіемъ        жизненныхъ       же   второго
                                                                                                                                                                                                           матеріаль-
                    ными    правителями,       а  потому     ГІлатонъ    ограничиваете         властво-
                   ваніе     только     однимъ     физическимъ        лицомъ,     или, по      крайней                             ныхъ    потребностей,      матеріальыымъ      физическимъ       трудомъ,    должны
                                                                                                                                                                                    такъ
                                                                                                                                                   отъ
                                                                                                                                   отделяться
                   м рѣ ,   весьма    немногими      физическими       лиітади;    объ   этомъ    гово-                            два   рода   дѣлъ,    стражи.     Наконецъ,    ГІлатонъ  какъ    стражи     имѣютъ
                     ѣ
                                                                                                                                                                                             отличаете
                                                                                                                                                             и
                                                                                                                                                         то
                                                                                                                                                                          ними
                                                                                                                                                                 между
                                                                                                                                                                                                           гражданъ-
                   ритъ    Платоиъ     въ разговорѣ       „Политикъ".      (Если    затѣмъ     въ   раз-                           правителей      и   граждаиъ-неправителей,            но    помогающих!»       имъ
                   говорѣ    „I  осударство"     число   правителей      у   него   и   многочислен-                               въ   правленіи     т мъ,    что они занимаются           защитою       государства
                   н е,   то   все-таки      оно    составляете      весьма     небольшую         часть                                                ѣ
                     ѣ
                                                                                                                                             ѣ
                   всего    населенія      государства;      но   притомъ     это   большое      число                             отъ    вн шнихъ       и  внутрениихъ       враговъ.     На     этомъ     основаніи
                   правителей      становится      возможнымъ       въ   идеальномъ      государстве                               всѣ   граждане     дѣлятся     на   три   класса    (въ  идеальномъ       государ-
                                                                                                                                      ѣ
                   потому,    что   здѣ сь  есть  гарантія,    состоящая      въ воспитаніи      граж-                             ств ):   1-й   классъ—высшій,—это              начальствующіе,         правитель-
                                                                                                                                   ствующіе;
                                                                                                                                                                                                            стражами
                                                                                                                                                          ѣ
                   данъ   философіею,       такъ    что   правители      эти    будутъ    въ   самомъ                             государства,    они  вм сгѣ     со  2-мъ классомъ        называются    называются
                                                                                                                                                         въ
                                                                                                                                                                                 2-го
                                                                                                                                                                                         класса
                                                                                                                                                                                                   они
                                                                                                                                                    по
                                                                                                                                                              отличіе
                                                                                                                                                                          отъ
                  дѣлѣ     философами.       Поэтому       Платоново       идеальное     государство                              совершенными стражами.            Они    суть  и правители,      и   учители,   вос-
                  можетъ     быть  только    аристократіею,      въ смыслѣ     Сократовомъ,      т.-е.
                  правленіемъ       лучишхъ      л ю д е й , - а  это  суть  философы.       ІІритомъ                             питатели      граждапъ.     2-й—средній—классъ            суть   ихъ   помощники
                                                                                                                                                                 3-й—низшій
                                                                                                                                  —воины.
                                                                                                                                                                                                                   ра-
                                                                                                                                                                                     классъ—землед льцы,
                                                                                                                                                 Наконецъ,
                  какъ    въ   душѣ    человѣка     должна      властвовать     мёньшая       часть—                                                                                                    ѣ
                  умъ,    такъ   и   въ  государствѣ      власть  должна     принадлежать       мень-                             бочій    людъ,     занимающійся        матеріальнымъ         трудомъ      занимаю-
                                                                                                                                  щіеся
                                                                                                                                            ремеслами
                                                                                                                                                                промышленностью;
                                                                                                                                                            и
                  шинству,      т.-е.    философамъ.        Такой     аристократическій        образъ                             начальныя,       подчиненныя         двумъ    высшимъ    они    суть   лица    под-
                                                                                                                                                                                                             это
                                                                                                                                                                                                                    на-
                                                                                                                                                                                               классами;
                  правлеыія     идеальнаго     государства     Платоиъ     определяете       ближай-
                  ншмъ     образомъ     такъ:    всякое   дѣло   выполняется      лучше,    если   ему                            родъ    въ  собственном^       смыслѣ.     ІІо   ученію    Платона,     сама при-
                  посвящаете       себя  челов къ     нераздѣльно,      нежели    если   онъ   будетъ                             рода    даетъ     основу     для    этого    различія     граждапъ,       раздѣляя
                                                ѣ
                  разсѣ еваться      разными      дѣлами,     такъ    какъ    человѣкъ     по   своей                             ихъ    на три    класса,    возвышая      однихъ     умомъ,    мудростью,      дру-
                                                                                                                                  гихъ    мужествомъ,      лучшею      неразумною       частью    души.    Это  выра-
   374   375   376   377   378   379   380   381   382   383   384