Page 379 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 379
(
и вредны для государства. S y m t вопросъ: кто долженъ пра-
ѣ
вить государствомъ—богатые или бѣдные? Что касается раз- природе бываетъ способенъ къ одному роду д лъ, смотря по
личія между богатыми и бѣдными, то и Платону, не хуже тому, преобладаете ли въ немъ умъ, сердце или сила чувствен-
насъ, было извѣстно, какъ бываетъ опасна для государства ныхъ пожеланій. Поэтому для дѣятельности граждапъ госу-
слѣдовательно
каждый
труда;
вражда между богатыми и бѣдными, и потому онъ старается дарства необходимо раздѣленіе государству т мъ, къ чему онъ
гражданинъ
долженъ
служить
въ своемъ идеальномъ государствѣ уничтожить ее въ самомъ- ѣ
корн —учрежденіемъ общности имущества, коммунизмомъ; а ъ наиболее годенъ по своимъ гірироднымъ способностямъ и обра-
в
ѣ
подзаконномъ государствѣ онъ старается ограничить частную зованію. Никто не долженъ выступать за предѣлы этого осо-
собственность настолько, чтобы она была безвредна для госу- бенна™ дѣла, призванія; а потому правленіе государствомъ, съ
отъ
внутрениихъ
ѣ
дарства. Наконецъ четвертый вопросъ) кто долженъ править •одной стороны, и защита его какъ вн шнихъ и дѣла, должны
стороны,
другой
разныя
враговъ,
съ
два
государствомъ—одно ли физическое лицо, или н сколько фи-
ѣ
зическихъ лицъ, или весь народъ? Какъ ни безразлично, по быть ввѣ рены разнымъ лицамъ. Такъ и удовлетвореиіе физи-
удовле-
средствъ
и
добываніе
ческихъ
мнѣнио Платона, число лицъ, правлщихъ государством^ но творенія, потребностей отдѣленное отъ перваго, для этого быть воз-
какъ
должно
дѣло
Платонъ былъ убѣжденъ, что большинство людей не будетъ
ѣ
истинными политиками, правителями государства; это потому, что ложено также и на отд льныхъ людей, ибо граждане перваго
Платонъ считалъ достаточнымъ для своего идеальнаго государ- и второго рода должны имѣть попеченіе объ обществениыхъ
ства тысячу взрослыхъ индивидовъ. Вотъ изъ этой-то тысячи дѣ лахъ. Въ этомъ отношеніи называете ихъ Платонъ стражами,
оберегателями,
Граждане
охранителями
государства.
едва ли найдется одинъ десятокъ лицъ, которыя могутъ быть истин- рода, занимающееся удовлетвореиіемъ жизненныхъ же второго
матеріаль-
ными правителями, а потому ГІлатонъ ограничиваете властво-
ваніе только однимъ физическимъ лицомъ, или, по крайней ныхъ потребностей, матеріальыымъ физическимъ трудомъ, должны
такъ
отъ
отделяться
м рѣ , весьма немногими физическими лиітади; объ этомъ гово- два рода дѣлъ, стражи. Наконецъ, ГІлатонъ какъ стражи имѣютъ
ѣ
отличаете
и
то
ними
между
гражданъ-
ритъ Платоиъ въ разговорѣ „Политикъ". (Если затѣмъ въ раз- правителей и граждаиъ-неправителей, но помогающих!» имъ
говорѣ „I осударство" число правителей у него и многочислен- въ правленіи т мъ, что они занимаются защитою государства
н е, то все-таки оно составляете весьма небольшую часть ѣ
ѣ
ѣ
всего населенія государства; но притомъ это большое число отъ вн шнихъ и внутрениихъ враговъ. На этомъ основаніи
правителей становится возможнымъ въ идеальномъ государстве всѣ граждане дѣлятся на три класса (въ идеальномъ государ-
ѣ
потому, что здѣ сь есть гарантія, состоящая въ воспитаніи граж- ств ): 1-й классъ—высшій,—это начальствующіе, правитель-
ствующіе;
стражами
ѣ
данъ философіею, такъ что правители эти будутъ въ самомъ государства, они вм сгѣ со 2-мъ классомъ называются называются
въ
2-го
класса
они
по
отличіе
отъ
дѣлѣ философами. Поэтому Платоново идеальное государство совершенными стражами. Они суть и правители, и учители, вос-
можетъ быть только аристократіею, въ смыслѣ Сократовомъ, т.-е.
правленіемъ лучишхъ л ю д е й , - а это суть философы. ІІритомъ питатели граждапъ. 2-й—средній—классъ суть ихъ помощники
3-й—низшій
—воины.
ра-
классъ—землед льцы,
Наконецъ,
какъ въ душѣ человѣка должна властвовать мёньшая часть— ѣ
умъ, такъ и въ государствѣ власть должна принадлежать мень- бочій людъ, занимающійся матеріальнымъ трудомъ занимаю-
щіеся
ремеслами
промышленностью;
и
шинству, т.-е. философамъ. Такой аристократическій образъ начальныя, подчиненныя двумъ высшимъ они суть лица под-
это
на-
классами;
правлеыія идеальнаго государства Платоиъ определяете ближай-
ншмъ образомъ такъ: всякое дѣло выполняется лучше, если ему родъ въ собственном^ смыслѣ. ІІо ученію Платона, сама при-
посвящаете себя челов къ нераздѣльно, нежели если онъ будетъ рода даетъ основу для этого различія граждапъ, раздѣляя
ѣ
разсѣ еваться разными дѣлами, такъ какъ человѣкъ по своей ихъ на три класса, возвышая однихъ умомъ, мудростью, дру-
гихъ мужествомъ, лучшею неразумною частью души. Это выра-