Page 376 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 376
ховная, истинная цѣль государства состоит® въ осуществлен!* всегда оно есть и практическое, т.-е. осуществляемое
в® немъ идеи добра, правды и справедливости; если в Т э Г ь на самомъ дѣлѣ; вмѣстѣ что такое спеціальное знаніе, такая
такъ
состоит® его истинная сущность, нонятіе, внутренняя нрав- наука правленія государствомъ, можетъ быть приводима въ
ственная необходимость, то очевидно, что' г о с у д а р с т Г ' м о ж ! исполненіе только философами. Вотъ почему въ истинном® го-
состояться, получить бытіе при т хъ же услов^хъ и при ѣ Т сударств'!;, осуществляющем® идею добра, правды и справед-
д
ѣ
ствіи тѣ хъже сил®, которыя дают® бытіе истинной, ф и н - ливости, водворяющем® и сохраняющем® ее какъ свою вер-
ской добродѣтели, ибо только въ такой добродѣтелн Г о л н ѣ ховную ц ль, т.-е. въ идеальном® государств , долженъ вла-
ѣ
ѣ
Г к ~ Я И Д Ѳ Я Д О б р а ' П р а в д а И -р-едливость; на дычествовать философъ, или, какъ говоритъ Платонъ, царствен-
только и есть полная, истинная и совершенная праведность ный мужъ, разумно владычествующій, искусство котораго пра-
Но единственное, что можетъ служить основою для философ! вить государствомъ Платонъ называет® „царским® искусствомъ".
кои добродѣтели, чтб можетъ сдѣлать ее независимою L чуж- А потому въ разговорѣ „Государство" Платонъ заключает® всѣ
дых® ей мотивов® (награды и страха) и отъ случайностей эти мысли о происхожденіи и цѣли государства такими сло-
обычной добродѣтели, основанной только на представлен^ о вами: „пока въ государствѣ философы не будут® властвовать,
томъ, что есть добро, и потому нетвердой, словомъ^единствен- какъ цари, царствовать, или пока нын шніе цари не будут®
ѣ
философами, пока государственная власть и философія не со-
° °
по
это
^
у ч е % Г п Г а т Г а \ г ° б е З П 7 И Т Ь знаніе С Ф С К у Ю добра, - правды , и сг юа- единятся во-едино, дотолѣ и государство, и весь родъ человѣ-
ь
Ф И Л
философія,
идей
Блатона,
дливости. Тогда только верховная цѣль roc дарст а можетъ ческій не жди конца злу, бѣдствіямъ, и изображенное нами
быть достигнута конечная задача его существовала, д ятеГь- государство дотолѣ не родится, насколько это возможно, не
ѣ
ности можетъ быть разрѣшена, идея добра, правды испра- увидит® солнечнаго св та". Этими заключительными словами
ѣ
Г Г ~ Ъ б Ы Т Ь ° С у Щ е С Т В « - rocyîapLi, Z Z разговора „Государство" дѣлается переход® къ Платонову уче-
ѣ
все въ нем®, внутри и въ его деятельности. жизни будетъ нію объ идеальном® государств , ибо этими словами освѣщается
основано на истинном® знаніи верховной идеи добра и на все это ученіе, которое не можетъ быть выразумлено безъ той
философской добродѣтели, на философіи. Тогда въ государств* мысли, что Платоново идеальное государство есть государство,
в якое учрежденіе и все его устройство и уиравлені<Гбуду ъ правимое истинными философами, правимое ими безусловно,
всходить изъ истиннаго знанія; тогда только'возможно будета безъ посредства закона, или истинные правители котораго,
суть
верховной
со стороны государства н его граждан® служеніе верховной политики и правды философы, какъ представители божествен-
идеи
справедливости,
верховна™
добра,
и
'
до н Г п п я 4 и С Т Р Ш Л е Н І е К Ъ В ° тогда только с о х Р ненію идеи и на™ ума, как® верховнаго принципа всей Платоновой фи-
И
а
Д В О р е н І Ю
справедливости;
доора,
правды
будетъ
можно
государству, и его гражданам® постоянно и во всемъ имѣть въ лософш. Такъ мы переходим® отъ введенія въ Платонову
ВИДУ только эту верховную ц ль; тогда только возможно будетъ политику, отъ ученія о происхожденіи и цѣли государства къ
ѣ
ѣ
~ Г Ц Ѣ Л И " А П ° Т 0 М У ° С И О В И О е ' Ііе °бходимое пред- ученію Платона объ идеальном® государств , къ ученію о прав -
і м Г ь Т Г ° С у Д а р с т в а е с т ь безусловное владычество в® леніи идеальна™ государства?^
нем® философш; а если такъ, то, слѣдовательно, основное пред- 2. Учете Платона объ идеалъномъ государствѣ.(Ши до
положена для истиннаго государства есть владычество въ нем® сихъ поръ видѣли, что, по ученію Платона, верховная, суще-
философовъ, какъ людей истинно-знающих® идею добра, добро- ственная, истинная цѣль государства есть идея добра, какъ
дътельныхъ. Почему? Потому что съ одной стороны знані правда и справедливость; въ осуществленіи этой цѣли въ
не может® быть отдѣлено отъ личности знающаго а съ дру- дѣйствительности полагал® Платой® благо и государства, какъ
гой стороны знаніе не можетъ быть только теоретическим®, а цѣ лаго, и его гражданъ. Но достиженіе этой цѣли необ-
III 24