Page 376 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 376

ховная,  истинная  цѣль  государства  состоит®  въ  осуществлен!*  всегда  оно  есть  и  практическое,  т.-е.  осуществляемое
 в®  немъ  идеи  добра,  правды  и  справедливости;  если  в Т э Г ь  на  самомъ  дѣлѣ;  вмѣстѣ  что  такое  спеціальное  знаніе,  такая
                                     такъ
 состоит®  его  истинная  сущность,  нонятіе,  внутренняя  нрав-  наука  правленія  государствомъ,  можетъ  быть  приводима  въ
 ственная  необходимость,  то  очевидно,  что'  г о с у д а р с т Г ' м о ж !  исполненіе  только  философами.  Вотъ  почему  въ  истинном®  го-
 состояться,  получить  бытіе  при  т хъ  же  услов^хъ  и  при ѣ  Т   сударств'!;,  осуществляющем®  идею  добра,  правды  и  справед-
 д
 ѣ
 ствіи  тѣ хъже  сил®,  которыя  дают®  бытіе  истинной,  ф и н -  ливости,  водворяющем®  и  сохраняющем®  ее  какъ  свою  вер-
 ской  добродѣтели,  ибо  только  въ  такой  добродѣтелн  Г о л н ѣ  ховную  ц ль,  т.-е.  въ  идеальном®  государств ,  долженъ  вла-
                         ѣ
                                                                          ѣ
 Г  к  ~  Я  И Д Ѳ Я  Д О б р а '  П р а в д а  И  -р-едливость;  на  дычествовать  философъ,  или,  какъ  говоритъ  Платонъ,  царствен-
 только  и  есть  полная,  истинная  и  совершенная  праведность  ный  мужъ,  разумно  владычествующій,  искусство  котораго  пра-
 Но  единственное,  что  можетъ  служить  основою  для  философ!  вить  государствомъ  Платонъ  называет®  „царским®  искусствомъ".
 кои  добродѣтели,  чтб  можетъ  сдѣлать  ее независимою  L  чуж-  А  потому  въ  разговорѣ  „Государство"  Платонъ  заключает®  всѣ
 дых®  ей  мотивов®  (награды  и  страха)  и  отъ  случайностей  эти  мысли  о  происхожденіи  и  цѣли  государства  такими сло-
 обычной  добродѣтели,  основанной  только  на  представлен^  о  вами:  „пока  въ  государствѣ  философы  не  будут®  властвовать,

 томъ,  что  есть  добро,  и  потому  нетвердой,  словомъ^единствен-  какъ  цари,  царствовать,  или  пока  нын шніе  цари  не  будут®
                                                                  ѣ
           философами,       пока    государственная        власть    и  философія      не  со-
 ° °
 по
 это
 ^
 у ч е % Г п Г а т Г а \ г ° б е З П 7  И Т Ь  знаніе С  Ф С К у Ю добра,  - правды , и  сг  юа-  единятся  во-едино,  дотолѣ  и  государство,  и  весь  родъ  человѣ-
 ь
 Ф И Л
 философія,
 идей
 Блатона,
 дливости.  Тогда  только  верховная  цѣль  roc дарст  а  можетъ  ческій  не  жди  конца  злу, бѣдствіямъ,  и  изображенное  нами
 быть  достигнута  конечная  задача  его  существовала,  д ятеГь-  государство  дотолѣ  не  родится,  насколько  это  возможно,  не
 ѣ
 ности  можетъ  быть  разрѣшена,  идея  добра,  правды  испра-  увидит®  солнечнаго  св та".  Этими  заключительными  словами
                                           ѣ
 Г  Г  ~  Ъ  б Ы Т Ь  °  С у Щ е С Т В  «  -  rocyîapLi,  Z Z  разговора  „Государство"  дѣлается  переход®  къ Платонову  уче-
                                                     ѣ
 все  въ  нем®,  внутри  и  въ  его  деятельности.  жизни  будетъ  нію  объ  идеальном®  государств ,  ибо  этими  словами  освѣщается
 основано  на  истинном®  знаніи  верховной  идеи  добра  и  на   все  это  ученіе,  которое  не  можетъ  быть  выразумлено  безъ  той
 философской  добродѣтели,  на  философіи.  Тогда  въ  государств*  мысли,  что  Платоново  идеальное  государство  есть  государство,
 в  якое  учрежденіе  и  все  его  устройство  и  уиравлені<Гбуду  ъ  правимое  истинными  философами,  правимое  ими  безусловно,
 всходить  изъ  истиннаго  знанія;  тогда  только'возможно  будета  безъ  посредства  закона,  или  истинные  правители  котораго,
                             суть
                                                                                   верховной
 со  стороны  государства  н  его  граждан®  служеніе  верховной  политики  и  правды философы,  какъ  представители  божествен-
           идеи
                                          справедливости,
                                                                 верховна™
                  добра,
                                       и
 '
 до  н Г п п я  4  и  С Т Р Ш Л е Н І е  К Ъ  В ° тогда  только  с о х Р ненію  идеи и  на™  ума,  как®  верховнаго  принципа  всей  Платоновой  фи-
 И
 а
 Д В О р е н І Ю
 справедливости;
 доора,
 правды
 будетъ
 можно
 государству,  и  его  гражданам®  постоянно  и во всемъ  имѣть  въ   лософш.  Такъ  мы  переходим®  отъ  введенія  въ  Платонову
 ВИДУ  только  эту  верховную  ц ль;  тогда  только  возможно  будетъ  политику,  отъ ученія  о  происхожденіи  и  цѣли  государства  къ
 ѣ
                                                                    ѣ
 ~  Г  Ц Ѣ Л И "  А  П ° Т 0 М У  ° С И О В И О е '  Ііе °бходимое  пред-  ученію  Платона  объ  идеальном®  государств ,  къ ученію  о  прав -
 і м Г ь  Т  Г °  С у Д а р с т в а  е с т ь  безусловное  владычество  в®  леніи  идеальна™  государства?^
 нем®  философш;  а  если  такъ,  то, слѣдовательно,  основное  пред-  2.  Учете  Платона  объ  идеалъномъ  государствѣ.(Ши  до
 положена  для истиннаго  государства  есть  владычество  въ  нем®  сихъ  поръ  видѣли,  что, по  ученію  Платона,  верховная,  суще-
 философовъ,  какъ  людей  истинно-знающих®  идею  добра,  добро-  ственная,  истинная  цѣль  государства  есть  идея  добра,  какъ
 дътельныхъ.  Почему?  Потому  что  съ  одной  стороны  знані  правда  и  справедливость;  въ  осуществленіи  этой  цѣли  въ
 не  может®  быть  отдѣлено  отъ  личности  знающаго  а  съ  дру-  дѣйствительности  полагал®  Платой®  благо  и  государства,  какъ
 гой  стороны  знаніе  не  можетъ  быть  только  теоретическим®,  а  цѣ лаго,  и  его  гражданъ.  Но  достиженіе  этой  цѣли  необ-
                   III                                                               24
   371   372   373   374   375   376   377   378   379   380   381