Page 399 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 399

ментом®       на   лир*    и   на  флейт*;      следовательно        представляла
                       собою    речитатив®.      Сами    стихотворенія       декламировалисьв®          без-                     тельность.      Посредствомъ        этого     обличенія     Сократъ      восходитъ

                       у с т а н н о  новых®    соединеніях®      и  даже    оборотах®;     такое    искус-                      къ   понятію     рапсодики      и  поэзіи,   опредѣляя     ихъ   сущность.      Вотъ
                       ство   раисодов®      называлась      рансодикой.       Сперва    рапсоды     С н и -                     почему     этотъ   разговоръ     можно     назвать   сокрамическимъ и          обли-
                       мались     им®     из®    чистой    любви     к®    искусству     и  ив®   жеГагія                        чительнымъ.
                       распространить       великія     нроизведенія      поэзіи   в/народ*,      и  X ®                              Вступивъ        въ   разговоръ      съ    Іономъ,    Сократъ      постепенно
                                                                                                                                                                            ѣ
                       оказать    на   народ®     благотворное      вліяніе;    но   вш>сл*дствіи пан                            приводите      его   къ   признанію     сл дующаго:       1)  Іонъ   умѣетъ    гово-
                                                                                                                                                             ѣ
                                                                              н
                      соды   стали   брать   за  декламацію     деньги,    и а ж и в Х             таКИГобГ                      рить   только    о   Гомер ,      а  не   о  другихъ      поэтахъ,    потому    что
                                                                                                                                                                                      ѣ
                       ом®.   огромеыя      богатства.     Ограничиваясь        сначала    Х к о     пере-                       Гомеръ     кажется     ему   лучшимъ        изъ   вс хъ.    Но    Сократъ     замѣ-
                                                                                                                                 чаетъ    при    этомъ,     что для      того,    чтобы    сказать,    что   Гомеръ
                      с т Т    с о е ™     В Ъ  С В е Й  Д е К Л а М а Ц І И '  р а П С 0 Д И  с т а л и  -  X                   лучшій     поэте,   онъ долженъ        бы   знать    и  прочихъ      поэтовъ,   ко-
                                                  °
                               соединять     съ   декламаціею        также    и   объясненія       толко-                        торыхъ     онъ   считаете     хуже    Гомера;      2)  Іонъ   не  знаетъ   поэтовъ
                      в а н а  смысла,    духа   декламируемых®           ими    стихов®      Но     такое                       вообще,    a  слѣдовательно        ие    знаетъ,    чтб   такое    поэзія,   между
                      толкованіе      удалось     лишь     весьма     немногим®       изъ    рапсодов®                           тѣмъ    какъ    рапсодика      есть   только     выраженіе      поэзіи;    3)   Іонъ
                     с в е Х я Х      Т о   Н е  Т 0 Л Ь К °  Н е  ° б л а д а л и  - о д и м ы       ¥ ~                        не   знаетъ    даже    сущности     своего   искусства,     рапсодики,     не  умѣя

                     образованности         Т °      С Т Я Л И  Н И Ж е  У Р °  В Н Я  с о в Р^енной  имъ                        отличить     ее   отъ    прочихъ      искусствъ,      а   потому    и   воображая
                                                       °
                     по?                    однакоже       это   не   мешало      имъ    иметь    о  себе                        себ ,   будто    рапсодъ     знаетъ    всѣ   искусства,     знаетъ   все и слѣдо-
                                                                                                                                     ѣ
                     весьма    высокое    мн*ніе:     они считали       себя   не   только   знающими                            вательно     годенъ      ко   всякому      практическому        дѣлу,    даже     къ
                                                                     °
                          а Т Т Т    Р а П С 0 Д И Е У  '  Н °  И  В П Л Н Ѣ  снимающими         смысіъ                          тому,   чтобы     стать    полководцемъ;         4)  не   довольно      быть  рап-
                                                                                                                                                      знать
                                                                                                                                                                                                        а
                                                                                                                                                                                         искусство,
                                                                                                                                            чтобы
                     Х Г Г Г ' Г             И М И  П 0 Э Т ° В Ъ '  р а в Н 0  к а к ъ  н  понимающими                          содомъ,  это    искусство     какое-либо      другое   же    не  знаетъ    надобно
                                  вообще
                               и
                                             искусства.
                     поэзію
                                                                                                                                 знать
                                                                                                                                                                спеціально;
                                                                                                                                                                                 Іонъ
                                                                                                                                                                                                                    и
                                                                                                                                                                                                            даже
                     г к i / o  Ч Ж Л  1 т а к и х ъ -  т о  Рапсодов®  и  принадлежал®    Юн®    Эфес-                          своего   искусства,    рапсодики;      5) если   Іонъ   и изображаете        иногда
                     скій,  въ   особенности       имевшій      притязаніе     на   знаніе    и  полное                          въ  декламаціи       поэта    какъ    сл дуетъ,      то  это    происходите      не
                                                                                                                                                                          ѣ
                    дониманіе      Гомера.     Сократъ     встречает®      этого  Юна     торжествую-                            вслѣ дствіе   знанія    имъ своего      искусства,     а   безсознательно,      по-
                    е Т Т г и Г Г     4 1 0   В  М  И   Г  —      первый      приз®,    в®   С я з / н і и                      тому     что    онъ    воодушевляется         своимъ     поэтомъ,     какъ    поэтъ,
                     апа   У  ™     Р     Д а о '  Н а  Н а р О Д "  О М Ъ  празднестве  въ  честь  Эску-                       въ   свою    очередь     также    говоритъ     по   вдохновенію      свыше,—отъ
                                               И
                    лапа,   данномъ      въ  Эпидаврѣ.                                                 *
                                                                                                                                музъ,    отъ    божества.
                    к п а т Т Т          С ДТ аНІв -   ° т  Р  а п с о д а х ъ !  подобных®  Юну,     Со-                             И   такъ,   только    понятіемъ,     вѣрнымъ      пониманіемъ       сущности
                     папсодп      ппя  И Д    Л Ь С Т В У  с е н о Ф  о н т а )  выразился  раз®  так®:                         предмета,       въ   данномъ       случа —рапсодики,           поэзіи    и  всякаго
                                                                                                                                                                          ѣ
                    „рапсоды      правильно      произносят®      стихи,     но   сами    они   кпайне                          изящнаго      искусства      обусловливается        истинное     знаніе    и   такая
                   Г    І   Т      ( б 0 Л Ь Ш І е  П е в Ѣ  ж д н  ^  Э  ™  изреченіе  Сократа  мшкно                          правильная        дѣятельность,       которая      совершается        сознательно,
                   назвать    темою     разговора       Л о н ъ у
                        Въ    этомъ    разговорѣ      Сокрітъ       обличаете,      въ    лицѣ    Іона                          отчетливо,     по   опредѣленнымъ         правиламъ,       методически.
                   с о в р е м е н н ы х ъ  е м у  р а п с о д о в ъ ?  а  ш ѣ  с т ѣ  с ъ  і ш м и  и  ^  ^                          Уже    и  въ   этомъ      разговорѣ      Платонъ       возвышается        надъ
                                                                                                                                своимъ     учителемъ      Сократомъ.      Сократъ     считалъ    вѣрное    понима-
                   « и Т Г п ^          °  P a T 0 P 0 B  ^            >  а к т еровъ,  вообще   занн-                          ніе   сущности      предмета,     или понятіе,      едииственнымъ        условіемъ
                  Г Г т Г        Л И З Я Щ Н Ы М И  я с т в а м и ,  утверждая,    что   они  не   зна-                         всякаго     знанія     и   всякой      правильной      дѣятельности;       Платонъ


                  своеМЪ    м 1 1  Ч е  Г   Г 0 В °  Р Я Т Ъ '  ПОТОМ У  ™  не  имѣютъ    нонятія    о                          также     призналъ       понятіе     за  ихъ    необходимое       условіе,   но   не
                                 У       ?  °  е Г °  С У Щ Н 0 С Т Й '  и б °  т о л ь к о  ™ ™ ъ  обу-                        за  единственное,        такъ     какъ     необходимымъ        условіемъ     всякой
                  словливается      всякое    истинное      знаніе   и  всякая    правильная     д я-                           правильной       дѣятельности        онъ    призналъ       еще    и   вдохновеніе,
                                                                                                   ѣ
   394   395   396   397   398   399   400   401   402   403   404