Page 401 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 401

воодушевлены,         даровитость,       геніальность/такимъ              образомъ

                         необходимым*         условіемъ      рансодики      и  в « 4 ц е   всякаго     „зящ-                     идеальнаго      государства—гдѣ          Платонъ      допускает*       всѣ   званія,
                         наго   искусства     считалъ      Платонъ      личный     талант*     художника                         профессіи,       занятія     и   всякаго      рода    искусства—онъ           прямо
                        соединенный         съ   знаніемъ,      т , е .  обработанный,      образований                          изгоняет*      поэтов*,    даже    самого     Гомера,    хотя   и  называет*      его
                        наукою,      а  потому     осуществленный        въ   изящном*       произведены                         превосходнѣйптимъ          и  божественнѣйшимъ           изъ   вс хъ.    Въ   разго-
                                                                                                                                                                                                   ѣ
                        сознательно,      отчетливо,    методически.      Зд сь   впервые     проявляется                        ворѣ    „Государство"         Платонъ,      какъ     философ*,       этикъ,    забы-
                                                                             ѣ
                                                                                                                                 вает*     все    изящное      въ   поэзіи,    преимущественно          заботясь     о
                                        С Т Р е М Л е Н І е  В С Ѳ Й  е Г °  Ж И З Н И  к ъ  ^ д и н е н і ю  таланта,           нравственности,        о  добрѣ,              для   государства.       Спрашивая
                                                                                                                                                                      благѣ
                        даровитости,        тотальности,       воодушевленна™,           вдохновленнаго                          себя:    есть    ли    поэзія     искусство,     способное       сдѣлать      граж-
                        = о в а н ы ,      съ  одной    стороны-и         науки,    зканія, ѣ рнагоп        -                    дан*    нравственно       лучшими?      можетъ     ли   поэт*    быть    наставни-
                                                                                              в
                        ниманія,     поняты,     разум нія,     трезво-испытующаго          ума    съ   дру-                     ком*     истины      и  доброд тели?—онъ            отв чаетъ       отрицательно.
                                                         ѣ
                        гой   стороны.     Выражаясь       въ   формѣ    современных*        намъ     поня-                                                       ѣ                      ѣ
                                                                                                                                   ѣ
                       ты,    здѣсь    впервые     проявляется      стремленіе     Платона     примирить                         В дь    поэзія   —   разсуждаетъ       онъ   —   не   есть  знаніе,    наука,    ибо
                       искусство      и  науку,    практику      и  теорію                       умирить                         никто    не   можетъ     ни   пріобрѣсть      ее,  ни  научить    ей   других?;,—
                                                                                                                                 она   есть   божественное       вдохновеніе.       Поэзія     не  есть    и  искус-
                       r n J Z     °  б щ е е  с т Р™леніе  Платона,    какъ   общая    основная     фило-                       ство,   ибо   всякое    искусство     имѣетъ     свои   правила,      а  можно    ли
                       софская     мысль,    какъ    одинъ    изъ   общих*     принципов*       его  фило-                       подчинить       правилам*,       регулировать        вдохновеніе;       можно      ли
                       софы,     былъ     примѣненъ        имъ    впослѣдствіи      къ   политикѣ      Для                       управлять       поэтом*,     этимъ     существом*        „воздушным*,        легко-
                       истинных*       правителей      государства      онъ  считает*     необходимыми                           крылым*,       священным*"?          Если     поэту    и   случается     высказать

                       условный       искусство      и   науку,     практику      и   теорію.      Таких*                        истину,    то   все  же    онъ   высказывает*       ее   не  всл дствіе      знанія,
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                      людей      соединяющих*          въ   себѣ    и  то,  и  другое,    онъ   называл*                         науки,     а   по    вдохновенію        свыше,    въ   самозабвеніи,      ибо    онъ
                      стремящимися         къ   мудрости,      философами,       а  потому     и  сказалъ                        ничего     не   изобрѣтаетъ       сам*   собою,     a  вслѣдствіо.    нисходящей

                      д оыыы     Д С Т б!ь  В Ь  Р  Т °  Р Ѣ                           ™      правители                          на   него   божественной        силы;    такъ    что   онъ   Иоворитъ     не   самъ
                        В
                                                     В
                      должны       быть    философами,         или   же    философы        правителями.                          отъ   себя,   а  его   устами    говоритъ      само   божество.
                        .     (  П 0 Ч е м у .  и  д л я  н а с ъ >  спеціально  занимающихся       исто-                             Не    изобрѣтая     ничего,     не   зная   самъ    собою     ничего,    поэтъ
                      рию     философы       нрава     въ  связи     съ   исторіею      философіи      во-                       и  ничему      не    может*      научить    »никого;     слѣдовательно        поэтъ
                      обще      разговоръ       „Іонъ"      имѣетъ      очень      важное       значеніе.                        безполезенъ.      Мало    того,ц>нъ      можетъ т^ть.       даже    вредным*,       а
                                                                                                                                                                                    ^
                      Кромѣ     того,   уже   въ   этомъ    разговорѣ      мы   находимъ      зародыш*                           слѣдовательно        и   опасным*,       когда,    вмѣсто    'передачи     внушае-
                     тон    неблагосклонности,         съ  какою     впослѣдствіи      Платонъ      отзы-                        маго    ему   самим*     божествомъ,      онъ     приметь     »вор    собственныя

                     вался    о  поэтах*;     дѣлалъ     онъ   это   не  потому,     чтобы    не  видѣлъ                         мн нія     за    божественное       вдохновеніе       и   станет*     прославлять
                                                                                                                                    ѣ
                     ничего     прекраснаго       въ   поэзіи:     еслибы    это   было    такъ    то   въ                       пред*    толпою      ложь     вмѣсто    истины,     суев ріе    вмѣсто     религіи,
                                                                                                                                                                                          ѣ
                     немъ    самомъ      не    соединились       бы    въ  такой    высокой      степени                         тиранновъ      вмѣсто    героев*.    Д'огда    поэзія   въ   устах*    поэта    ста-
                     в*   чудную     гармонію      фаптазія    и   умъ,   поэтическая      и   спекуля-                          нет*   орудіемъ      разврата,     тѣмъ    болѣе    страшным*,       'что,   благо-
                     тивная    способность,      чувство    изящнаго      и  сила    діалектики.      Его                        даря    прелести     стихов*    и   сопровождающих*           ихъ   п нія    и   му-
                                                                                                                                                                                                       ѣ
                     неблагосклонные         отзывы      о   поэтах*      объясняются        тѣмъ     что                        зыки,   она    будетъ    распространять         заблужденія,      не   переставая
                     онъ   не   видѣлъ     еще,   чтобы    поэзія    соотвѣтствовала        его    высо-                         быть    прекр$сн<£ю^не        теряя    своей    прелести.     Т^к&я    поэзія    по-

                     ким*    идеалам*,      именно      его    верховной      идеѣ     добра.    Только                          добна    сиренам*,     которыя      прельщают*       тблько    для   того,    чтобы
                    наставительная,         поучительная,        воспитательная,         нравственная                            потомъ     нанести    Смерть    тому,    кто^ірельстится,        очаруется     ими.
                    сторона     нрэзы      имѣла     для   Платона,      какъ   и   для   его   учителя                               Противополйкность          поэзіи    составляете      наук^рдочь       разума,
                    Сократа,      истинно      философское       значеніе.     Поэтому     изъ    своего                         имѣющая       свою    нетцду,    свои   в рныя    цугедства     отліічить    истину
                                                                                                                                                                          ѣ
   396   397   398   399   400   401   402   403   404   405   406