Page 406 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 406

Z V l  C же  ты, ]  Сократъ,  знаешь,  чтб  прекрасно  и  что ВДенно:  извѣстный  намъ  философъ  Гераклитъ  Эфесскій  сказалъ:  „на-
 T r
 М е Н Я
 С П Р 0 С И Л Ъ
 1
 в е с ь м а
 П р и Т О М Ъ
 И
 откуда
 дурно?
 Ну,  можешь  ли  ты  мнѣ  сказать,  въ  чемъ  состоитъ  прекрасное  копленіе  свѣ дѣ ній  еще  не  образуете  ума".  Эта  мысль,  въ
            справедливости       которой     твердо    былъ    убѣжденъ      Сократъ,     и  ко-
 Г ш Г ъ  Г  Я  ( Г 0 Е 0 Р И Т Ъ  С 0 К р а Т Ъ )  П °  С В О е Й  торую  онъ  безпрестанно  примѣнялъ  въ  своихъ  бес дахъ  съ
                                                                                     ѣ
 пришелъ  въ  смущеніе  отъ  этого  вопроса  и  не  умѣлъ  ему  дать  людьми,  мечтавшими  о  своей  мудрости,  особенно  съ  софистами,
 " »
 общества  Т / Г ^ ™  ^  этотъ ° °  '  У  «  и  с я  в сердился  ™  была  отправною  точкою,  темою  настоящаго  Платонова  разго-
 П Т М у
 А
 происходилъ
 общества
 разговоръ),
 на
 (гдѣ
 в
 себя,  дѣлалъ  себѣ  упреки  и  далъ  себѣ  слово,  что ъ  первый  вора.  В ъ  лицѣ  Гиппія,  этого  наиболынаго  многознайки  изъ
 же  разъ,  какъ  я  встр чу  кого-нибудь  изъ  васъ,  мудрецовъ  (т  -е   всѣ хъ  софистовъ,  который  потому  и  прозванъ  софистомъ-
 ѣ
                                                   отъ
 софистовъ),  обращусь  къ  нему  съ  этимъ  в о ^ р о Х ъ ?  понявъ  полигисторомъ,  въ  отличіе  всѣ хъ прочихъ  софистовъ,  Платонъ,
            устами
                      Сократа,
                                                                                      что
                                                                                             они,
                                                                          вообще,
                                                           софистовъ
                                   обличаете
 чтЬ  я  объ то т ъ  отъ  васъ  услышу  и  хорошенько  з^вердивъ
 э
                                          или
                                 болѣе
            тщеславящіеся
                                                    ѣ
 въ  памяти,  отыщу  того,  кто  мнѣ  сдѣлалъ  вопросъ  и  воз-  ростью,  ничего  собственно  мен е  своимъ  знаніемъ,  своею муд-
                                                не
                                                     знаютъ;
                                                                       они
                                                                            даже
                                                                                    не
                                                                 что
                                                                                        знаютъ
 обновлю  съ  нимъ  споръ.  Итакъ  ты,  Гиппій,  миѣ теперь  по-
           сущности      того,   о  чемъ   безпрестанно       судятъ   и говорятъ,      именно
 Г ъ  Я  с Х о  С Т Р Ѣ  Ч У  °  т е Н Ь  К С Т а Т И "  Н а у Ч И  м е н я  х о Р° енько,  въ  —не  знаютъ  сущности  прекрасеаго.
 ш
 с о с т о и т ъ  прекрасное  само  по  себѣ;  постарайся  дать  на  По,  изобличая  здѣсь  софистовъ  въ  незнаніи,  чтб  такое  пре-
 МОИ  вопросы  возможно  точныя  объяснен^,  чтобы  не  пришлось
           красное     само    по  себѣ,    Платонъ,     устами     Сократа,     показываете
 В *  ь э т о Т  Ч Н  ° б  3 а М а И а Т Ь /  С Н 0 В а  - д н я ™  на  "  въ  то  же  время  необходимость  взойти  къ  понятію  прекраснаго,
 И
 В
 Вѣ дь  это  для  тебя  должно  быть,  разумѣ ется,  совершенно  яснымъ  ибо  только  вѣрнымъ  пониманіемъ  прекрасна™  вообще  обуслов-
 И  при  твоемъ  множеств*  познаній-это  для  тебя  бездѣлица"  ливается  истинное  зпаніе  того,  чтб  прекрасно  въ  частности,—
 это  не'Ттои  "  даже  и  3 е в с о м ъ !  —  бездѣлица;  можно  сказать, '  слѣдовательно,  напримѣръ,  прекрасна  ли  данная  рѣ чь,  а  также
 Я Н У С Ь
 вниманія".
 не
 эго
 стоитъ
                                                                                   обусловли-
 Сократъ.  „Такъ  значитъ  мнѣ легко  будетъ  этому  отъ  -ебя  только  вѣрнымъ  пониманіемъ  прекрасна™  вообще  напримѣръ,
           вается
                                     дѣятельность,
                                                        —
                                                            слѣдовательно,
                     правильная
 a Z o W ' .  Т а К Ъ  Ч Т °  М Ѳ  Р е Д Ъ  И  Н И К Т °  у Ж е  М е н я  -  - с т а в и т /  обусловливается  ум ніе  произносить  прекрасный  рѣчи.  Мало
                                     ѣ
           того:   ГІлатонъ,     устами    Сократа,     даже     восходите     здѣсь    посте-
 «тт Т  П І й  '  "  К о н е ч і ю  никто,-иначе  все  мое знаніе  и  ѵмѣніе  пенно,  діалектически  къ  понятію  прекрасна™  вообще.
 1
 было  бы  неважно,  и  это  свидѣтельствовало  бы  о  моемъ  незна-
 нш,  нев жеств ...  Вопросъ  этотъ  незначителенъ;  я  могъ  бы  Вотъ  почему  этотъ  разговоръ  есть  тоже  сократическій,
 ѣ
 ѣ
                                                                                          томъ
                                и
 тебя  научить,  какъ  слѣдуетъ  тебѣ  отв чать  на  гораздо  труд-  обличительный здѣсь  уже  діалектическій,  но  только  въ  отли-
 ѣ
                                                   діалектика
                                                                                    не
                                                                  существенно
                      что
                                     Платонова
          смыслѣ ,
 В 0 " Р 0 С Ы '  т а к ъ  НТО  ни  одинъ  человѣкъ  въ  св іѣ  не
 ѣ
 заставилъ  бы  тебя  замолчать".  чается  отъ  Сократовой;  следовательно  и  въ  этомъ  отношеніи
          этотъ    разговоръ     есть   въ   сущности       также    сократическій,      т.-е.
 с е б я Т  е  В а С Т а Л С Я  Ш , 0 Г 0 3 н а й к а  Биппій,  до  того,  что  самъ  ІІлатонъ  постепенно  восходите  здѣсь  къ  прекрасному,  какъ
 Т
 X  —  0 С У Д И Л Ъ :  е С Л И  0 И Ъ  н е  д а с т ъ  надлежащаго  всеобщему  понятію.  Однакоже  Платонъ  разсматриваетъ  здѣ сь
 з
 отв та  то начитъ-онъ  ничего  не  знаетъ  и  не  ум етъ,  онъ  уже  прекрасное  какъ  объективно-сущее,  независимо  отъ  субъ-
 ѣ
 ѣ
 невѣ жда.  Это-то  именно  и  доказалъ  ему Сократъ,  показавъ
                                                                                   ѣ
 ЧТО  многознайка  можетъ  быть  ничего  собственно*  н Х а ю щ и м /  ективна™  пониманія  прекрасна™  со  стороны  челов ка;  пре-
 нев ждою,  необразованнымъ,  и  слѣдовательно  далекимъ  отъ  красное  же  какъ  объективно-сущее  есть  уже  идея,  хотя  Пла-
 ѣ
 мудрости.   тонъ  и  не  называете     еще    здѣ сь   прекрасное      идеею,   —  следова-
 Отправная  точка  или  тема  и  главное  содержите.  Уже  тельно  здѣсь  Платонъ  восходите  къ  идеѣ.  Вотъ  чтб  и  при-
   401   402   403   404   405   406   407   408   409   410   411