Page 409 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 409

даетъ    красоту:     напримѣръ        драгоцѣ нный        камень     въ    золотой
                                                                                                                                                         сущее,
                                                                                                                                                     за
                                                                                                                                                                    называя
                       оправѣ    становится      прекраснымъ;       золото    придаете     красоту    даже                         преходящее     челов ка,     вмѣсто     того, прекрасного     природную       жизнь
                                                                                                                                                                                   чтобы
                                                                                                                                   смертнаго
                                                                                                                                                                                             считать
                                                                                                                                                                                                          прекрасною
                      ™ ю   В е Щ И  '   К О Т О р а я >  * *  присоединенія    къ  ней    золота!    была                                               ѣ
                                                                                                                                   высшую,      духовную,      божественную        жизнь    или,  какъ    выражается
                                                                                                                                                                                         ѣ
                           Какъ      ни   страннымъ      покажется       намъ     съ  перваго      взгтяла                         Платонъ,      жизнь    боговъ     и   героевъ.     Вн шнія       блага,   въ   кото-
                      такое    онред леніе      красоты,     что   она   есть    золото!    Г             fa                       рыхъ    поставляется       прекрасная       жизнь     и   вообще       прекрасное,
                                      ѣ
                      мы   видимъ,     что  Гиппій     привелъ     золото,    какъ   примѣръ      на   все                         прекрасны       смотря     только     по   дѣлаемому       изъ    нихъ     упогреб-
                      овщее    п о М е     .  красотѣ     „   с „ и ы 4  n p ' ^ a c j   ф о р і    і щ   -                       ленію;     слѣдовательно      и  эти  блага    не   представляютъ       абсолютпо-
                                                                                                                                                                                                       взять
                           ' -~ -    х о т ѣ  л ъ  с к а з а т ь ,  что  форма  и  есть  то,  чт0  дѣлаетъ                         прекраснаго,      а   только    относительное,      даже    если   этомъ    всѣ  эти
                             т
                                 е
                                                                                                                                                блага
                                                                                                                                                              совокупности.
                                                                                                                                                                                   Притомъ
                                                                                                                                   вн іинія
                                                                                                                                                          въ
                                                                                                                                                                                                 въ
                     ТО   или   другое     вещество       прекраснымъ,        что    прекрасное       есть                           ѣ                                                                          случаѣ
                     формально-прекрасное,            а  не   матеріально.                                                        прекрасное        есть    относительное        и   въ  томъ     смыслѣ,     что   оно
                                                                                                                                  относится      только    къ  людямъ,     а  не   къ  искусствамъ,       не  къ   при-
                     не   к о ° в 1 Т  Т И В Ъ  Э Т 0 Г °  3 а М Ѣ  ч а Ѳ  Т Ъ  С °  К р а т ъ '  ч т о  к а к ъ  колото          родѣ    и   не  къ  богамъ,    a   в дь   вопросъ     идете    о  такой     красотѣ,
                                                                                                                                                                      ѣ
                     « в ъ  и Т л и я   И Д е Т Ъ /  Е 1  В С е  М 0 Ж Ѳ  Т Ъ  С Д Ѣ  л а Т Ь  п Р Р  а с н ы м ъ >               которая     дѣ лаетъ    прекраснымъ        все,   къ   чему   бы   она    ни    при-
                                                                                            е к
                                   У
                                     т
                            и   9 ° Р >   ч т о б ы  сдѣлать    какое-либо       вещество      прекпас-                           стала—къ        камню     и  дереву,    къ   людямъ      и  богамъ,    ко   всякому
                     Г п м я  п Т    т   С 0 0 т в ѣ  т с т в 0 в а т ь  ему;  неприличная  же  веществу                          поступку      и  ко   всему,     изучаемому        нами,     ко   всякой      наук .
                                                                                                                                                                                                                      ѣ
                    не^  Л'іае^ъ ^    е Т Ъ                     Д У Р Н ™  Ъ ;  с л  Ц е л ь н о  форм!                           Видя,     что    Гиппій      три    раза    пробовалъ      отв чать,     и  все   не-
                                   Л
                                                                                                                                                                                                 ѣ
                    не   д лаетъ     единичную       вещь    прекрасною;       или    форма     не   есть
                           ѣ
                    красота     сама    но   себѣ ,  абсолютно-прекрасное,             !                                          удачно,     и  теперь     уже     совершенно        истощился,       не   зная,   чтб
                                                                                                                                  отвѣ тить,    Сократъ      беретъ    на   себя   привести     его    къ   отвѣтамъ.
                                                     е
                                                  Т - -  П р и  е я   соотвѣтствіи      данному       I I
                                                                                                                                        Прежде      всего     онъ    напоминаете,        что    нельзя     ли    опре-
                                                                                                                                                                               ѣ
                         Тогда    Гиппій     хочетъ     назвать      прекраснымъ        н что     такое                           дѣлить     прекрасное      однимъ     изъ   т хъ    опредѣленііт,      о  которомъ
                                                                                         ѣ
                    чтб   никому,      нигдѣ    и  никогда      не    кажется      дурнымъ       и    по                          уже    было    упомянуто,       но  только     мимоходомъ,        когда    сказали,
                                                                                                                                                                                                    оно
                                                                                                                                  что
                                                                                                                                                                               прекрасно,
                                                                                                                                                                                              гдѣ
                   примѣру       мудраго      Солона,      поставляете      прекрасное       в'ъ  с^аст-                          оно   золото,    какъ    и  все   прочее,   такъ    что   приличное,    идете,    гдѣ
                                                                                                                                        прилично,
                                                                                                                                                       соотв тствующе,
                                                                                                                                                                                                             соотвѣ т-
                      я В  я г Г  е Д  Т  0 Й            Г О В О р я '  ™  самое    прекрасное       для                          ствующее        не    есть  ѣ  ли  прекрасное,      a  приличіе,      соотвѣтствіе
                   всякаго     челов ка     -   это   богатство,    здоровье,     уваженіе     со   сто-                          не   есть   ли   абсолютная      красота?
                                      ѣ
                   роны     эллиновъ,      долгов чная        жизнь     и    уд^стоеніе      отъ    сво-
                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                                        соотв тствіе
                                                                                                                                                                                                   не
                                                                                                                                                   разумѣетъ
                                                                                                                                       Сократъ
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                   ихъ   потомковъ       пышнаго      ногребенія,-словомъ,             такъ-называе-                              формъ     съ   веществомъ,     подъ   соотвѣтствіемъ      уѵке возникающее        изъ
                                                                                                                                                                                   a
                                                                                                                                                                        прежде,
                                                                                                                                                                                     согласіе,
                                                                                                                                                                 какъ
                  Z n L                а Г а  И  С 0 С Т а В Л Я Ю Т Ъ  й Р Р а с н о е — э т о  третій  отвѣ тъ                  соотв тствія     между     собою     вс хъ    частей    или   элементовъ     одного
                                                                  е к
                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                                                  ѣ
                        Этимъ    опредѣленіемъ        прекрасна™        съ  одной    стороны     выра-                            и  того   же   ц лаго,   словомъ—разухмѣетъ          подъ   соотвѣтствіемъ       гар-
                  жается     именно     то,  что    тогда     казалось     большинству        грековъ                             монію,     такъ   что   прекрасное       есть   гармонія.    Но    при    гармоніи
                  верховною      ц лью     жизни,     а   съ   другой    стороны       см шиваютс!                                можетъ     быть    только    одно    изъ   двухъ:    или   части,   элементы,    изъ
                                                                                          ѣ
                                   ѣ
                  понятія:    счастливая     жизнь    съ   внѣшними       благами-съ         нГкрас-                              которыхъ      слагается     такое    согласное,     гармонически-цѣлое,         сами
                  ною    жизнью.     О д н а к о «   тутъ    уже     Гинній      возвышаетояизъ                                   по   себѣ   уже    прекрасны,      т.-е.   каждая      изъ    этихъ    частей    или
                  чувственной      области,     отъ   единичныхъ,        чувственныхъ       вещей     и                           каждый      изъ   этихъ     элементовъ      прекрасны      сами     по   себѣ ,—въ
                 явленш      въ   этическую      область,    гдѣ   и   самъ   Платонъ       находил!                              такомъ     случаѣ    не  гармонія     дѣ лаетъ    ихъ   прекрасными,       ибо   они
                 корень     челов чески-ирекраспаго,            а  именно,    въ    г а р м о н Г ч е Г                           уже   и   безъ   гармоніи      были     прекрасны,      следовательно        не    въ
                                   ѣ
                 в ческои      жизни.    Впрочемъ       и  здѣсь     Гиппій     принимаете         еще                            гармоніи     состоите     прекрасное.       Или     же   эти    части,    элементы
                  ѣ
                                                                                                                                  не  прекрасны       сами     по   себ ;   но    въ  такомъ     случаѣ      красота,
                                                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                                                                                             9 о*
   404   405   406   407   408   409   410   411   412   413   414