Page 412 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 412

происходящая  изъ  ихъ  совокупленія  въ  одно  гармоническое  или—другими  словами—выходитъ,  что  прекрасное  есть  при-
 Цѣлое,  не  есть  реальная,  дѣйствительная,  сущая  а  чина  добраго,  а  доброе  есть  слЕдс/гвіе  прекраснаго.  Но  при-
 кажущаяся,  призрачная,  ибо они  сами  по  себѣ  не  прекрасны  чина  не  есть  слЕдствіе,  a  слЕдствіе  не  есть  причина  —  они


 т а к о Г Г ъ  С Л У Ч а Ѣ  С °°  Т В Ѣ  Т С Т В І е '  П р И Л И Ч І е '  аднія  есть  Р  н С о  не  тождественны,  СлЕдовательно  прекрасное  не  тождественно

 такое,  отъ  чего  зависит*,  что  вещи  кажутся  нам*  прекрас-  съ  добрымъ.
                                      несправедливо
                    Мало
                             того:
                                                            даже
                                                                                               есть
 ными,  а  не  есть  нѣчто  такое,  чтб  д лает*  их*  в * Т Г /  только  слЕдствіе  прекрасна™,  т.-е.  что и  то,  что  доброе суще-
 ѣ
                                                                                         и
                                                                     доброе
                                                                               только
 дѣлѣ  прекрасными,  словом*-  соотв тствіе,  приличіе  ганмонія  ствует!  вслЕдствіе  прекраснаго;  напротивъ,  доброе  независимо
 ѣ
 ? а с н Г л ° о К а Ж У Щ е е С Я '  П Р И З р а Ч Н О е  П р е к р  — 7  призракГпре-
 К
 Г е  с'амо  Г  T T " '  0 6  '  а  н е  прекрасное  истинное,  ка'к*  ни  отъ  прекраснаго  и  ни  отъ  чего  другого,  т.-е.  не  под-
 I T S  г  е б Ѣ  ;  И а п ] , И м Ѣ  Р '  и  некрасивый  сам*  по  чинено  никакому  принципу;  или доброе  такъ  же  абсолютно,
 ъ
 себѣ  челов къ  может*  показаться  нам*  красивым*,  благодаря  какъ  и  прекрасное;  СлЕдовательно  и  съ  этой  стороны  пре-
 ѣ
 платью,  наряду,  вообще  разным*  прикрасам*;  отбросьте  эти  красное  не  тождественно  съ  добрымъ.
 прикрасы,  и  он*  будет*  таков*,  каков*'есть  в *  сам'ом*  дѣлѣ  Итакъ  Платонъ  не  принимает!  здЕсь  за  тождественный  тѣ
 т.-е.  некрасив*;  напротив*,  в *  ком*  есть  красота  в*  с а м о /  три  понятія.  которыя  Сократъ  еще  смѣпшвалъ,  а  именно:  1 )  год-
 дѣ л ,  тот*  прекрасен*  во  всяком*  наряд*:  „во  в с я к о Г і -  ное  или  цЕлссообразное,  2)  доброе  и  3)  прекрасное.  Этимъ
 ѣ
 шенька  наряд*  хороша"  (Богданович*,'  Душенька")  Д У  уже  Платонъ  возвышается  здЕсь  надъ  Сократомъ.  Но  здЕсь  еще
 р а з н ы м * Г Т  Т В е Н Н  °  Л И  п р е к р а с н о е  годным*,  цѣ лесооб-  не  различает!  онъ  добраго  отъ  полезнаго.  Различіе  между  ними
 глаза  к і о п ы Г  " "  н а п Р™ѣ ръ,  прекрасными  тѣ  и  связь  ихъ онъ  опредЕляетъ  уже  въ  разговорЕ  „Горгій".
 глаза,  которые  хорошо  видят*,  т.-е.  годн е  к *  тому,  чтобы
 ѣ
                   Не   тождественно       ли   прекрасное      съ  пріятпымъ      вообще, .-е
                                                                                              т
              съ   тЕмъ,    чтЬ    возбуждает!       въ   нашихъ       внЕшнихъ        чувствах!
 Н тъ!  Годное,  цѣлесообразное  есть  тб,  что  саужитъ  к *  пріятяое  ощущеніе,  и  тЕмъ  доставляешь  намъ  удовольствіе, а-
 ѣ
                                                                                              н
 достижешю  цѣли,  чтб  годно  что-либо  сдѣлать,  и м ѣ е Г н а  то  слажденіе  (^оос),  говорили  гедоники  о  своемъ  добромъ?  НЕтъ,
 силу.  Еслибы  прекрасное  было  тождественно  к  годным*  то  не  во  всякомъ  пріятномъ,  чувственномъ  ощущеніи,  не во  вся-
 ZZZTTГ бы  и  с ъ  м о г у ч и м ъ -  Н о  ^  - ь  л і  ком!  наслажденіи  отражается,  проявляется  прекрасное  само

             по   себ ,    абсолютно-прекрасное;          а   потому    прекрасное       не  тож-
                      ѣ
 прекрасное?  Не  всегда,  а  тогда  только,  когда  оно  служит*  дественно  съ  пріятнымъ  вообще.  ТЕ  пріятныя  чувствеиныя
 к*  тому,  чтобы  произвести  что-либо  доброе,'наприм р*  мо  уще-  оіцущенія,  тЕ  наслажденія,  которыя  возникают!  въ насъ  оттого,
 ѣ
 ство  властителя  в *  государств*.  Слѣдовательно  красота  могу-  что  ими удовлетворяются  наши  чувственный  потребности,  не
 щества  силы  не  состоит*  в*  том*,  что  мы  ею  достигаем*  могутъ  отражать  въ  себЕ,  проявлять  прекраснаго  само  по
 какихъ-бы  ТО  НИ  бы ДО  ТгЬртт  a  тігт  Z  «ЮМЪ
 ею  dateur*  п * Л * у СлЕдовательно Ъ  не  въ ч т о  м ы  Достигаем!  себЕ,  абсолютно  прекраснаго  потому  что  прекрасное  не  было
 '
 '
 Т 0 М Ъ
 4
 цЕлеи,
 Ообрыхъ
 ею
 а
 годности
 лоб-
 въ
                                  случаЕ
                        этомъ
             бы
                                                                          безотносительным!,
                   въ
 port  этихъ  ц лей.  Итакъ  прекрасное  не  т о ж д ^ ^ н н о  съ  безусловным!;  оно  было абсолютнымъ,  т.-е.  только  подъ  тЕмъ
 ѣ
                                                     прекраснымъ
                                               бы
 годнымъ,  цЕлесообразнымъ,  могучимъ,  сильнымъ.
 Сократъ  въ  разговорЕ  съ  Гиппіемъ  пришелъ  къ  тому  что  условіемъ,  что  насъ  удовлетворяют!  наши  чувствеиныя  потреб-
                                                          только
                                   бы прекраснымъ
 прекрасное  тождественно  съ  добрымъ.  Но  справедливо  ли  ности;  оно  было  удовольствіе,  наслажденіе по отношенію  къ  этимъ
                                                                      прекраснымъ
             потребностямъ;
                                                                                        было бы
 даже  и  то,  что  прекрасное  тождественно  съ  добрымъ?  НЕтъ'
                                                      наслажденіемъ;
 прекрасное  не  есть  доброе,  а  только  ведетъ  къ  доброму'  корыстным!  удовольствіемъ,  къ  удовлетворенію прекрасное  слу-
                                    средством!
                                                                                         потреб-
                     бы
             жило
                                                                             нашихъ
                          только
 производит!  доброе,  и  въ  этомъ  смыслЕ  есть  полезное  т  е
 въ  томъ  смыслЕ,  что  полезное  есть  ведущее  къ  доброй  цЕли
   407   408   409   410   411   412   413   414   415   416   417