Page 413 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 413

ностей,    какъ    ихъ    цѣли,    и  слѣдовательно        не  было   бы    прекрас-
                 н ы »    само     по   себѣ.    Для    того   чтобы     прекрасное        был"     нре^                        слѣдовательно       въ  такомъ      видимомъ      и   слышимомъ,        возбуждаю     -
                                                                                                                                               насъ
                                                                                                                                                       чистое
                                                                                                                                щемъ
                                                                                                                                         въ
                                                                                                                                                                  пріятное
                                                                                                                                                                                ощущеніе,
                                                                                                з
                 ьфаснымъ       само     но   себѣ ,  абсолютным^         оно    не   должно ав^-                               деніе,   проявляется       для   насъ    прекрасное       само   чистое      наслаж-
                                                                                                                                                                                                  по
                                                                                                                                                                                                                абсо-
                                                                                                                                                                                                       себ ,
                                                                                                                                                                                                           ѣ
                              0 Т Ъ  к а к и х ъ  'Уадыхъ    ему    ц лей;    оно     должно      быть                          лютно-прекрасное,         красота,     какъ    сущее.    Напротивъ,      если ку-
                                                                                                                                                                                                                в
                                                                      ѣ
                 чистое,    безкорыстное;       слѣдовательно        и  то   пріятное     ощущенТе                              шаемое,     обоняемое      и  осязаемое      возбуждаете       въ  насъ    пріятное
                 то  наслаждееіе,      въ  которомъ     проявляется       абсолютно-прекрасное"                                 ощущеніе,      наслажденіе,       то   это    наслажденіе        не   безкорыстно,
                 должно      быть    чистымъ,      безкорыстнымъ,        независимымъ         ни  0 Т ъ                         не  безвредно,      не   чисто,   потому     что    это    пріятное      ощущеніе,
                 какого     удовлетворенія        нашихъ       потребностей.        Такое     чистое                           наслажденіе         происходите        оттого,      что    этимъ      вкушаемымъ,
                 с Г а   Р  Г Г      f  Я Т Н О е въ томъ  смыслѣ,    что   нріятное      ощущеніе                             обоняемымъ        и  осязаемымъ       нами    удовлетворяются        наши     потреб-
                                                                                          называете
                                                               '
                                                   °
                                                    Щ У Щ е П І е
                                                                   Н а С Л а ж д е н І е
                                                                                     й
                             безвредньшг
                 Сократъ
                                                                                                                                                                                                    находятся
                                                                                                                                                                    Платонъ—тѣ ,
                                                                                                                                                                                                                   въ
                                                                                                                                                                                        которыя
                                                                                                                                         именно—говоритъ
                яаслажденіе,        доставляемое        прекрасньшъ,         не   есть      с Л . с т і і е                    ности,   съ низшею       чувственною       нашею      жизнью,      каковы     питаніе
                                                                                                                               связи
                покя    Z  n   T    у д 0 в л е т в о р я е т с я  какая-нибудь  потребность   наша;                           и   размноженіе        рода;    слѣдовательно        во   вкушаемомъ,         обоняе-
                пока    потребность      наша     не  будете    удовлетворена,       мы страдаемъ                              момъ     и  осязаемомъ      нами,    хотя    бы    оно   и  возбуждало       въ   насъ
                отъ    ея    неудовлетворен;          это   страданіе     отъ    неудовлетворен!«                              пріятныя      ощущенія,      доставляло      бы   намъ    наслажденія,       не   про-
                —   С   Т  Ѳ  Й    Н а З Ш а е Т Ъ  С °  К р а Т Ъ  Б р е д н ь ш ъ  Д »  насъ;  следова-                      является     для   насъ    прекрасное,      красота,    какъ     сущее,    реальное;
                тельно     страдаше,      вредъ     предшествую™           въ   насъ     Удовлетво-                            она    проявляется        для    насъ     только     въ    такомъ     видимомъ       и
                рен™     потребностей;       вотъ    Сократъ     и  говоритъ,     что к о е     при-                           слышимомъ        нами,    которое     возбуждаете       въ  насъ    чистое     пріят-
                                                                                        і
                ятное    ощущеше,       наслажденіе,       которому       предшествуете         стра-                          ное    оіцущеніе,     чистое     наслажденіе.
               Г       ™          Н е  п р о я в л я е т ъ  в ъ  с е б ѣ  прекрасна™  само  но  себѣ ,                              Это    и  есть   самое    высшее      опредѣленіе,      до котораго       восхо-
               Ибо   это   пріятное     ощущеніе,        наслажденіе      есть   сл дствіе     уни-                            дите    зд сь    Платонъ.      Онъ самъ       чувствуете,     что    въ   его   пре-
                                                                                    ѣ
                                                                                                                                          ѣ
               чтоженія      этого   страданія,     этого    вреда,    а   не   сл дствіе    нрояв-                            красному       доставляющемъ         чистое    наслажденіе        нашему      зрѣ нію
                                                                                  ѣ
                        прекрасна™.         Безвреднымъ         называете       Сократъ       пріят-                           и  слуху,    не   заключается       еще     того    прекраснаго,       которое    до-
               ное   ощущеше,        наслажденіе,      доставляемое,       возбуждаемое        нэе-
                                                                                                                               ставляете     намъ     совершенно      не  чувственное,       а  духовное,      нрав-
               0 ™ е Г е м т  е Щ е  И   В Ъ  Т 0 М Ъ  С М Ы С Л Ѣ  '  Ч Т °  З а     пріятнымъ                                ственное     наслажденіе,      когда    мы    говоримъ,     напримѣръ,        о пре-
                {
              вреда            '  наслажденіемъ         никогда      не   слѣдуетъ      страданія,                             красныхъ      законахъ      и   учрежденіяхъ;        но    онъ     ограничивается
                                                                                                                               зд сь    только    такимъ     замѣчаніемъ,       что,  можетъ     быть,    пріятныя
                                                                                                                                  ѣ
                    Итакъ      прекрасное       есть   тб,   чтб   проявляется       въ    нашихъ                              дли   зр нія    и   слуха    оіцущенія      принимаютъ       участіе    въ
                                                                                                                                        ѣ
              вн шнихъ       чувства»       такъ,   что   мы    отъ   того   ощущаемъ        пріят-                            прекрасныхъ        законовъ      и   учрежденій;      впрочемъ       этимъ   красотѣ
                 ѣ
                                                                                                                                                                                                               зам -
                                                                                                                                                                                                                   ѣ
                                                                                                 -
              ность,    имѣемъ     наслажденіе,       но   безкорыстное,      безвредное       т е                             чаніемъ     его,   сдѣланнымъ        имъ мимоходомъ,         онъ уже       намекаете
              совершенно       чистое.                                    •        F        '                                  на   то,   что    подъ    его   понятіе     о   безвредныхъ         наслажденіяхъ
              —      Г     ^    Г       в н ѣ  ш н и х ъ  ч у в с т в а х ъ  проявляется  абсолютно-                           подходятъ      и  наслажденія       чисто    духовныя,      нравственны«.
              прекрасное,      возоуждая     чистое     нріятное    ощущеніе,      наслажденіе?                                     Во     всякомъ      случаѣ,     Платонъ       остановился       здѣсь    на   та-
              Только     въ  чувсавахъ      зрѣнія    и  слуха,    а  не   въ нрочихъ       вн ш-                              комъ    понятіи    о   прекрасномъ,        между     тѣмъ    какъ    въ
                                                                                               ѣ
                                                                                                                                                                                                         разговорѣ
             нихъ     чувствахъ;     другими     словами,     прекрасное        ощущается        въ                            „Фклебъ"      уже ясно     и  рѣзко    отличены     Платономъ       относительно-
             области     чувственно-пріятнаго          нашем/     з/ьнію    и    с л ^ Г е с л и
                                                                                                                                                        Trpoç
                                                                                                                                               (xaXov
             видимое     или слышимое          нами     возбуждаете        въ   насъ     нріятное                              прекрасное      наслажденіе    Ti)  ОТЪ абсОЛЮТНО-прекраснаго            (хяХоѵ  хос{У
                                                                                                                                       тамъ
                                                                                                                                                                абсолютно-прекраснымъ
                                                                                                                               аито);
                                                                                                                                                                                                  представляется
             ощущеше,        доставляете      намъ    наслажденіе,      то   это    наслажденіе
             безкорыстпо       и   безвредно       въ  смыслѣ      Платона,     т.-е.   чи/то     а                            вполнѣ     чистымъ,      т.-е.   неопредѣляемымъ           никакими        чуждыми
                                                                                                                               ему   цѣлями,     не   служащимъ        удовлетворенію       никакихъ        потреб-
   408   409   410   411   412   413   414   415   416   417   418