Page 411 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 411
происходящая изъ ихъ совокупленія въ одно гармоническое или—другими словами—выходитъ, что прекрасное есть при-
Цѣлое, не есть реальная, дѣйствительная, сущая а чина добраго, а доброе есть слЕдс/гвіе прекраснаго. Но при-
кажущаяся, призрачная, ибо они сами по себѣ не прекрасны чина не есть слЕдствіе, a слЕдствіе не есть причина — они
т а к о Г Г ъ С Л У Ч а Ѣ С °° Т В Ѣ Т С Т В І е ' П р И Л И Ч І е ' аднія есть Р н С о не тождественны, СлЕдовательно прекрасное не тождественно
такое, отъ чего зависит*, что вещи кажутся нам* прекрас- съ добрымъ.
Мало
есть
того:
несправедливо
даже
ными, а не есть нѣчто такое, чтб д лает* их* в * Т Г / только слЕдствіе прекрасна™, т.-е. что и то, что доброе суще-
ѣ
доброе
и
только
ѣ
дѣлѣ прекрасными, словом*- соотв тствіе, приличіе ганмонія ствует! вслЕдствіе прекраснаго; напротивъ, доброе независимо
? а с н Г л ° о К а Ж У Щ е е С Я ' П Р И З р а Ч Н О е П р е к р — 7 призракГпре-
К
Г е с'амо Г T T " ' 0 6 ' а н е прекрасное истинное, ка'к* ни отъ прекраснаго и ни отъ чего другого, т.-е. не под-
I T S г е б Ѣ ; И а п ] , И м Ѣ Р ' и некрасивый сам* по чинено никакому принципу; или доброе такъ же абсолютно,
ъ
себѣ челов къ может* показаться нам* красивым*, благодаря какъ и прекрасное; СлЕдовательно и съ этой стороны пре-
ѣ
платью, наряду, вообще разным* прикрасам*; отбросьте эти красное не тождественно съ добрымъ.
прикрасы, и он* будет* таков*, каков*'есть в * сам'ом* дѣлѣ Итакъ Платонъ не принимает! здЕсь за тождественный тѣ
т.-е. некрасив*; напротив*, в * ком* есть красота в* с а м о / три понятія. которыя Сократъ еще смѣпшвалъ, а именно: 1 ) год-
д л , тот* прекрасен* во всяком* наряд*: „во в с я к о Г і - ное или цЕлссообразное, 2) доброе и 3) прекрасное. Этимъ
ѣ
ѣ
шенька наряд* хороша" (Богданович*,' Душенька") Д У уже Платонъ возвышается здЕсь надъ Сократомъ. Но здЕсь еще
р а з н ы м * Г Т Т В е Н Н ° Л И п р е к р а с н о е годным*, ц лесооб- не различает! онъ добраго отъ полезнаго. Различіе между ними
ѣ
глаза к і о п ы Г " " н а п Р™ѣ ръ, прекрасными тѣ и связь ихъ онъ опредЕляетъ уже въ разговорЕ „Горгій".
глаза, которые хорошо видят*, т.-е. годн е к * тому, чтобы
ѣ
Не тождественно ли прекрасное съ пріятпымъ вообще, .-е
т
съ тЕмъ, чтЬ возбуждает! въ нашихъ внЕшнихъ чувствах!
Н тъ! Годное, цѣлесообразное есть тб, что саужитъ к * пріятяое ощущеніе, и тЕмъ доставляешь намъ удовольствіе, а-
ѣ
н
достижешю цѣли, чтб годно что-либо сдѣлать, и м ѣ е Г н а то слажденіе (^оос), говорили гедоники о своемъ добромъ? НЕтъ,
силу. Еслибы прекрасное было тождественно к годным* то не во всякомъ пріятномъ, чувственномъ ощущеніи, не во вся-
ZZZTTГ бы и с ъ м о г у ч и м ъ - Н о ^ - ь л і ком! наслажденіи отражается, проявляется прекрасное само
по себ , абсолютно-прекрасное; а потому прекрасное не тож-
ѣ
прекрасное? Не всегда, а тогда только, когда оно служит* дественно съ пріятнымъ вообще. ТЕ пріятныя чувствеиныя
к* тому, чтобы произвести что-либо доброе,'напримѣ р* мо уще- оіцущенія, тЕ наслажденія, которыя возникают! въ насъ оттого,
ство властителя в * государств*. Слѣдовательно красота могу- что ими удовлетворяются наши чувственный потребности, не
щества силы не состоит* в* том*, что мы ею достигаем* могутъ отражать въ себЕ, проявлять прекраснаго само по
какихъ-бы ТО НИ бы ДО ТгЬртт a тігт Z «ЮМЪ
'
ею dateur* п * Л * у СлЕдовательно Ъ не въ ч т о м ы Достигаем! себЕ, абсолютно прекраснаго потому что прекрасное не было
'
Т 0 М Ъ
4
лоб-
цЕлеи,
годности
ею
Ообрыхъ
а
въ
безотносительным!,
случаЕ
port этихъ ц лей. Итакъ прекрасное не т о ж д ^ ^ н н о съ бы въ этомъ оно было абсолютнымъ, т.-е. только подъ тЕмъ
ѣ
бы
безусловным!;
прекраснымъ
годнымъ, цЕлесообразнымъ, могучимъ, сильнымъ.
Сократъ въ разговорЕ съ Гиппіемъ пришелъ къ тому что условіемъ, что насъ удовлетворяют! наши чувствеиныя потреб-
только
бы прекраснымъ
прекрасное тождественно съ добрымъ. Но справедливо ли ности; оно было удовольствіе, наслажденіе по отношенію къ этимъ
потребностямъ;
было бы
прекраснымъ
даже и то, что прекрасное тождественно съ добрымъ? НЕтъ'
наслажденіемъ;
прекрасное не есть доброе, а только ведетъ къ доброму' корыстным! удовольствіемъ, къ удовлетворенію прекрасное слу-
потреб-
бы
жило
средством!
нашихъ
только
производит! доброе, и въ этомъ смыслЕ есть полезное т е
въ томъ смыслЕ, что полезное есть ведущее къ доброй цЕли