Page 411 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 411

происходящая        изъ    ихъ    совокупленія       въ   одно     гармоническое                           или—другими          словами—выходитъ,           что   прекрасное       есть   при-
                      Цѣлое,     не   есть    реальная,      дѣйствительная,        сущая       а                                 чина     добраго,    а  доброе     есть  слЕдс/гвіе     прекраснаго.      Но     при-
                      кажущаяся,        призрачная,      ибо они     сами    по   себѣ   не   прекрасны                           чина    не   есть   слЕдствіе,    a   слЕдствіе     не   есть    причина     —   они


                      т а к о Г Г ъ  С Л У Ч а Ѣ  С °°  Т В Ѣ  Т С Т В І е '  П р И Л И Ч І е '  аднія  есть  Р  н С о            не   тождественны,        СлЕдовательно        прекрасное      не    тождественно

                      такое,    отъ   чего   зависит*,     что   вещи    кажутся        нам*     прекрас-                         съ   добрымъ.
                                                                                                                                       Мало
                                                                                                                                                                                                                  есть
                                                                                                                                                 того:
                                                                                                                                                          несправедливо
                                                                                                                                                                               даже
                      ными,    а    не  есть   нѣчто     такое,    чтб    д лает*     их*      в * Т Г /                          только    слЕдствіе    прекрасна™,        т.-е.  что  и   то,   что   доброе  суще-
                                                                           ѣ
                                                                                                                                                                                         доброе
                                                                                                                                                                                                            и
                                                                                                                                                                                                  только
                                                                       ѣ
                     дѣлѣ      прекрасными,        словом*-     соотв тствіе,      приличіе     ганмонія                          ствует!     вслЕдствіе    прекраснаго;       напротивъ,      доброе    независимо
                       ? а с н Г л ° о  К а Ж У Щ е е С Я '  П Р И З р а Ч Н О е  П р е к р  — 7  призракГпре-
                               К
                      Г е       с'амо    Г    T T " '   0 6  '  а  н е  прекрасное     истинное,    ка'к*                         ни   отъ   прекраснаго        и   ни    отъ    чего   другого,     т.-е.   не   под-
                     I T S          г          е б Ѣ  ;  И а п ] , И м Ѣ  Р '  и  некрасивый  сам*    по                          чинено      никакому       принципу;      или доброе      такъ    же   абсолютно,
                                                                   ъ
                     себѣ   челов къ      может*     показаться      нам*     красивым*,      благодаря                           какъ    и  прекрасное;        СлЕдовательно       и  съ   этой    стороны     пре-
                                   ѣ
                     платью,     наряду,    вообще      разным*       прикрасам*;       отбросьте    эти                          красное     не   тождественно       съ   добрымъ.
                    прикрасы,       и  он*    будет*    таков*,   каков*'есть       в *  сам'ом*   дѣлѣ                                Итакъ     Платонъ     не   принимает!       здЕсь    за  тождественный       тѣ
                    т.-е.   некрасив*;      напротив*,      в *  ком*   есть    красота     в*    с а м о /                       три   понятія.   которыя     Сократъ    еще   смѣпшвалъ,      а  именно:    1 )  год-
                    д л ,    тот*   прекрасен*        во  всяком*      наряд*:     „во     в с я к о Г і -                        ное    или    цЕлссообразное,        2)  доброе    и   3)  прекрасное.       Этимъ
                         ѣ
                      ѣ
                    шенька     наряд*     хороша"       (Богданович*,'      Душенька")               Д У                         уже    Платонъ     возвышается     здЕсь   надъ    Сократомъ.      Но   здЕсь   еще
                    р а з н ы м * Г Т  Т В е Н Н °  Л И  п р е к р а с н о е  годным*,      ц лесооб-                            не   различает!      онъ   добраго    отъ  полезнаго.     Различіе    между     ними
                                                                                              ѣ
                   глаза     к і о п ы Г    " "                   н а п Р™ѣ ръ,    прекрасными        тѣ                         и   связь   ихъ онъ      опредЕляетъ       уже   въ   разговорЕ      „Горгій".
                    глаза,   которые     хорошо      видят*,     т.-е.    годн е    к *  тому,    чтобы
                                                                               ѣ
                                                                                                                                       Не   тождественно       ли  прекрасное       съ  пріятпымъ      вообще, .-е
                                                                                                                                                                                                                 т
                                                                                                                                 съ   тЕмъ,     чтЬ    возбуждает!       въ   нашихъ      внЕшнихъ        чувствах!
                        Н тъ!      Годное,      цѣлесообразное        есть    тб,  что   саужитъ      к *                        пріятяое     ощущеніе,       и  тЕмъ   доставляешь      намъ    удовольствіе, а-
                           ѣ
                                                                                                                                                                                                                  н
                   достижешю        цѣли,    чтб   годно    что-либо      сдѣлать,    и м ѣ е Г н а  то                          слажденіе      (^оос),  говорили     гедоники      о  своемъ    добромъ?      НЕтъ,
                   силу.    Еслибы      прекрасное      было     тождественно       к   годным*      то                          не   во  всякомъ     пріятномъ,      чувственномъ       ощущеніи,       не во   вся-
                  ZZZTTГ       бы                       и  с ъ  м о г у ч и м ъ -  Н о  ^    - ь    л і                          ком!    наслажденіи        отражается,      проявляется       прекрасное        само

                                                                                                                                 по   себ ,   абсолютно-прекрасное;           а  потому     прекрасное      не   тож-
                                                                                                                                          ѣ
                  прекрасное?        Не     всегда,    а   тогда   только,    когда    оно    служит*                            дественно      съ   пріятнымъ       вообще.      ТЕ    пріятныя       чувствеиныя
                  к*  тому,    чтобы   произвести     что-либо    доброе,'напримѣ р*         мо   уще-                           оіцущенія,    тЕ   наслажденія,     которыя      возникают!      въ  насъ    оттого,
                  ство   властителя      в *  государств*.     Слѣдовательно        красота      могу-                           что   ими удовлетворяются           наши     чувственный        потребности,      не
                  щества       силы    не    состоит*     в*  том*,     что   мы    ею   достигаем*                              могутъ     отражать       въ   себЕ,   проявлять       прекраснаго        само    по
                  какихъ-бы      ТО   НИ   бы ДО  ТгЬртт     a  тігт  Z                          «ЮМЪ
                                                          '
                 ею    dateur*     п * Л * у   СлЕдовательно     Ъ  не   въ  ч т о  м ы  Достигаем!                              себЕ,   абсолютно      прекраснаго       потому     что   прекрасное      не   было
                                                                          '
                                                                    Т 0 М Ъ
                                                  4
                                                                                                    лоб-
                                    цЕлеи,
                                                                              годности
                 ею
                       Ообрыхъ
                                                                                           а
                                                                                               въ
                                                                                                                                                                                             безотносительным!,
                                                                                                                                                     случаЕ
                 port     этихъ     ц лей.     Итакъ      прекрасное       не    т о ж д ^ ^ н н о  съ                           бы    въ  этомъ     оно   было абсолютнымъ,         т.-е.  только     подъ     тЕмъ
                                     ѣ
                                                                                                                                                                   бы
                                                                                                                                 безусловным!;
                                                                                                                                                                        прекраснымъ
                 годнымъ,      цЕлесообразнымъ,        могучимъ,     сильнымъ.
                      Сократъ      въ   разговорЕ     съ   Гиппіемъ     пришелъ      къ   тому    что                            условіемъ,    что   насъ    удовлетворяют!        наши    чувствеиныя      потреб-
                                                                                                                                                                             только
                                                                                                                                                       бы прекраснымъ
                 прекрасное       тождественно         съ   добрымъ.       Но    справедливо       ли                           ности;    оно  было   удовольствіе,     наслажденіе    по отношенію       къ  этимъ
                                                                                                                                 потребностямъ;
                                                                                                                                                                                                           было бы
                                                                                                                                                                                         прекраснымъ
                 даже    и  то,   что   прекрасное       тождественно       съ  добрымъ?       НЕтъ'
                                                                                                                                                                         наслажденіемъ;
                прекрасное        не   есть    доброе,     а   только     ведетъ     къ    доброму'                             корыстным!         удовольствіемъ,     къ   удовлетворенію     прекрасное       слу-
                                                                                                                                                                                                            потреб-
                                                                                                                                         бы
                                                                                                                                жило
                                                                                                                                                        средством!
                                                                                                                                                                                                 нашихъ
                                                                                                                                              только
                производит!       доброе,     и  въ   этомъ     смыслЕ     есть   полезное      т  е
                въ   томъ    смыслЕ,     что   полезное     есть   ведущее     къ   доброй    цЕли
   406   407   408   409   410   411   412   413   414   415   416