Page 423 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 423

но   существует!       въ  томъ    или другомъ       прекрасном!       явленіи   или                         Гиппій,    счигавшій      себя   мудрецомъ,       хвалится,    что   его   оте-
                       существ .                                                                                               чество,   Элида,   обращается       къ   нему    первому,    если    нужно    вести
                                 ѣ
                                ѣ
                            Вм стѣ      съ  тѣмъ    здѣсь   оказывается      и другое   различіе    между                     переговоры       съ  другими      государствами,       и  отправляет!       его   по-
                       1 ипшемъ     и Платономъ.       По  Гиппію,     прекрасное     тб,  чтб   является,                    сланником!,        считая     его  искуснымъ       въ   томъ,    чтб    называется
                       кажется     такимъ     тому   или   другому    индивиду     въ извѣстное      время
                       или   же   и  всѣ мъ    во  всѣ   времена,    слѣ довательно,     по   отношенію                        теперь    дипломатіею.

                      къ    воспринимающему            субъекту,      а   потому     прекрасное        есть                         Но   Сократъ      спрашивает!       его:    „Отчего    тЕ   древніе,     кото-
                      всегда    относительное.      ІІо   ГІлатону    же,   прекрасное       есть   то,  чтб                  рыхъ      имена     произносятся        съ  особенным!       уваженіемъ,        какъ
                      есть   въ   самомъ     дЕлЕ,     въ  реальности       прекрасное,       все    равно                     мудрецовъ,      какъ-то:    Питтакъ,       Бій, Ѳ алесъ       и  позднѣйшіе      до
                      является     ли,  кажется     ли   оно    такимъ    субъекту,    или    н тъ,   СлЕ-                     Анаксагора      (включительно),       всЕ   или же     большая      часть    удаля-
                                                                                               ѣ
                                                                                                                                                                   ѣ
                      довательно       безотносительное,        абсолютно-прекрасное           или     пре-                    лись   отъ   общественных!         д лъ",    между     тЕмъ    какъ    софисты—
                      красное     само    по  себЕ    и  для   себя,    и  .'въ  этомъ    смыслѣ     абсо-                     Гиппій,    Горгій,    Иродикъ,      напротивъ,      занимались      и   частными,
                      лютно-сущее,       само    по   себЕ,   субстанціальное,        идея.                                    и  общественными         дЕлами?
                           Наконецъ,       укажемъ      на   одно    м сто,     развивающее         также                           Гиппій    отвЕчаетъ,       что тЕ    древніе    мудрецы      не   умЬли    со-
                                                                       ѣ
                      Сократову      политическую        мысль.                                                                единять    въ   своемъ    умЕ     общественных!         дЕлъ   съ   своими     част-

                           Сократъ     лривелъ     Гиппія     къ   положенію,      что   мощь,     власть                      ными.     Въ    доказательство        превосходства       ума   современников!
                     есть   нЕчто     прекрасное,      а  немощь—нЕчто           дурное.                                       надъ   прежними       философами       онъ   приводить      то   обстоятельство,
                           Гиппій     на  это   говоритъ:       „и  при томъ       въ    высшей      сте-                      что  теперь    держатся      такого    правила:     „мудрецъ      долженъ      быть
                     пени.    А   что   это  такъ,   это   доказывает!       намъ    управленіе     госу-                     мудрецомъ       прежде     всего   для   своей   пользы;   СлЕдовательно        цЕль
                     дарствомъ,      ибо   много   имЕть    власти   въ  управленіи      государствомъ                         его  та,   чтобы    собрать    только    возможно      больше      денегъ".
                     и  въ   своемъ    собственном!       государствЕ—это         самое    прекрасное,
                     а  ничего    не   мочь—самое         постыдное".                                                                                      3.  Гиппій       Малый.

                          Сократъ:       „Правильно        замЕчено".       Но—прибавляет!           Со-
                                                                                                                                                             лица
                                                                                                                                                                                              Газговаривающія
                                                                                                                                                                      и
                                                                                                                                                                           обстановка.
                    кратъ— дЕло       въ томъ     власть    прекрасна,     когда    она   служить     къ                       лица Разговаривающія      и   въ    разговорЕ     „Гиппій     Большой",       т.-е.
                                                                                                                                             же,
                                                                                                                                       тЕ
                                                                                                                                                    чтб
                    тому,    чтобы    дЕлать     добро,     но   она   не   прекрасна,       когда   она                       Сократъ     и  Гинпій,      но   въ  другой     обстановк .       ЗдЕсь     Гиппій
                    причиняетъ       зло.   СлЕдовательно       красота    власти    не   заключается                                                                                       ѣ
                    въ    фактЕ     достиженія       ею   своихъ     цЕлей,     т.-е.   въ   ея  пользѣ                        представлен!       только-что     окончившим!         свою    рЕчь,     по   выслу-
                                                                                                                                                    большинство
                                                                                                                                        которой
                                                                                                                               шаны
                    (въ   успЕхЕ),      но  въ   добротѣ     ея   цЕлей,   —    СлЕдовательно      пре-                        лись   только    Сократъ,     Эвдикъ   слушателей      уже    разошлось;      оста-
                                                                                                                                                                        и
                                                                                                                                                                            еще нЕсколько
                                                                                                                                                                                                  человЕкъ.
                    красное     не   есть   полезное.     (Какъ    это   противно     нынЕ    преобла-
                    дающему       взгляду,    что  будто   достоинство      политической       д ятель-                             ЗамЕтивъ,      что   изъ   всЕхъ    слышавших!        рЕчь    Гиппія     одинъ
                                                                                                ѣ
                    ности     заключается      въ   успЕхЕ,     а  нравственной—въ           добротЕ!)                         только     Сократъ      не    выразилъ      ни   одобренія,      ни    порицанія,
                         Такъ    Сократъ      обличает!     нев жество      Гиппія,     не   могущаго                          Эвдикъ     обратился     къ   нему    съ   слѣдующими        словами,    которыми
                                                                ѣ
                   справиться      съ   такимъ     софизмомъ,     хотя    оиъ   самъ   софистъ;     хотя                       и  начинается      этотъ    разговоръ:
                   онъ    такъ   много     знаетъ;     хотя    онъ     такъ   прекрасно       говоритъ                              „Что     же    ты    молчишь,      любезный       Сократъ?       ВысЛушавъ
                   объ   истинЕ     и  добродЕтели;       хотя   онъ    берется    поучать     юноше-                          блестящую      Гиппіеву     рЕчь,     ты   и  не   хвалишь      ничего     въ   ней,
                   ство    нравственности.                                                                                     и  не   возражаешь       ничего    противъ     того,    чтб   тебѣ     показалось

                                                                                                                                                            ѣ
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                        Для    философіи      права     особенно      замЕчательно         слЕдующее                           въ  ней    невЕрнымъ.      В дь     всЕ   мы,    оставшіеся     зд сь,     можемъ
                   изъ   этого   разговора.                                                                                    похвалиться,      что  занимаемся       философіей     (слѣ доватедьно      въ   со-
                                                                                                                               стояніи    судить    о  содержаніи      этой   р чи)".
                                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                       m
   418   419   420   421   422   423   424   425   426   427   428