Page 425 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 425

На    это    Сократъ     отвѣчалъ,      что    онъ     и  самъ    хотЬлъ    бы                          Следовательно       и  этотъ   разговоръ     есть   сократическій      и  обли-
                      спросить     Гиппія     о  многомъ      изъ   того,   чтЬ   онъ    сказалъ    о о-                       чительный.
                                                                                                       Г
                      мере,     иапримѣръ        о  томъ,     которой     изъ   двухъ    поьмъ     Гомера
                      онъ    отдаете    предпочтеніе:       Иліадѣ    или    Одиссе ,     или—чтб      все                          Въ    самомъ      деле,   здесь    Платонъ      доказываете      то   же,    что
                                                                                      ѣ
                      равно—котораго          изъ   двухъ    героевъ     онъ   предпочитаете:       Ахил-                      утверждалъ      въ   своемъ    ученіи    и  Сократъ,     именно,    что   доброде-

                      леса   ли,   восп гаго     въ   Иліад ,     или   же   Одиссея,     восп таго     въ                     тель  есть  знаніе,   а дурная     деятельность—незнаніе,           и  что  потому
                                         ѣ
                                                             ѣ
                                                                                                ѣ
                                                                                                                                             делаете
                                                                                                                                                       дурного
                                                                                                                               никто
                                                                                                                                        не
                      Одиссе ?                                                                                                 понятіемъ    обусловливаются        сознательно     и  намеренно,      ибо   только
                               ѣ
                                                                                                                                                                                        и
                                                                                                                                                                                            добронравственная
                                                                                                                                                                   истинное
                                                                                                                                                                               знаніе
                           Гиппій     отвечаете,      что   онъ   отдаете    предпочтеніе      Ахиллесу,                       деятельность.      Но    и  здесь    Платонъ     возвышается        надъ    Сокра-
                      потому      что   онъ    проста,    прямъ,     искрененъ,      правдолюбивъ,        а                    томъ,   а  именно:     здесь    уже мы      находимъ      мысль,     принадлежа-
                      Одиссей     хитеръ,     лживъ.    Но    Сократъ      цѣлымъ     рядомъ    доводовъ                       щую     собственно       Платону,      что    добродѣтель,        нравственность
                      приводите      ГИПІІІЯ     къ    призыанію       того,    что   Одиссей      если  и                     есть   не  только    знаніе,    но   вместе     и  сила   души,   т.-е.  для   того,
                     лжете,     то  лжетъ     всегда    сознательно,      нам ренно       и  обдуманно;                        чтобы    деятельность      была   нравственною,       необходимо       гармониче-
                                                                               ѣ
                     следовательно       онъ    умнее,    а   потому    и   лучше    Ахиллеса,      кото-                      ское   соединеніе     яснаго      сознанія    и   силы   воли,    ибо   одно   зна-
                     рый    также    иногда     лжетъ,    но    не  совсемъ      обдуманно.                                    ніе  добра     само     по   себе     не   можетъ      еще    сделать     человека
                           Ведь    знаніе   дурного,—говоритъ         между     нрочимъ     Сократъ,—                          нравственнымъ;         нужно     еще,     чтобы     и   воля    была   доброю;     а
                     необходимо       предполагаете       знаніе    и   хорошаго;      наоборотъ,     не-                      чтобы    воля   была    доброю,     для   этого   нужно—какъ         показываете
                     знаніе     дурного      необходимо        предполагаете       незнаніе     и   хоро-                      Платонъ     въ   разговоре      „Государство"—чтобы             она    была очи-
                     шаго;     поэтому      сознательно,       обдуманно       говорящій      неправду,                        щена    и  укреплена      надлежатцимъ       воспитаніемъ      и  упражненіемъ.
                     какъ    знающій      и  хорошее,      именно    правду,—умнее,          а  следова-                       Изъ   этого    следуете,     что   при обсужденіи        того,   нравственъ      ли

                     тельно    и  лучше,      нежели      безсознательно,       ненамеренно,        необ-                     какой-либо      поступокъ        или   же   безнравственъ,       следуете      обра-
                     думанно      говорящій       неправду;      ибо    кто    не    знаетъ     правды,                        щать     вниманіе      не  на    самое    внешнее      дело,   которое     можетъ
                     тотъ   и   въ  томъ     случае,     когда    онъ    говоритъ      правду,    посту-                      показаться      и  безнравственнымъ,          между    тѣмъ    какъ    оно    чисто-
                     паете    такъ    же    безсознательно,        наудачу,     какъ    и  когда    гово-                     нравственное,       а   на  TÖ,   чтобы    это   внешнее     дело    исходило    изъ
                     ритъ    неправду.                                                                                         доброй    нравственной       воли    и  было   бы   сознательнымъ,        намерен-

                          На    это    ГИИІІІЙ     не   находите      ответа     и   тѣшъ       обличаете                      нымъ,    обдуманнымъ,         т.-е.  имело    бы   въ   виду   сознанную      д я-
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                     свое   незнаніе,    свою    неспособность       судить    о  томъ,    чтЬ   вообще                       телемъ      нравственную        цель.     Эту    мысль     развиваете      Платонъ

                    нравственно,        и  чтб   безнравственно,        несмотря     на   тö,   что   онъ                     еще    далѣе    въ   разговорѣ      „Эвоидемъ",      гдѣ    онъ    говоритъ,     что
                    берется     поучать    другихъ       нравственности        и   говорить      о   ней                       даже   добродетели—мужество,             самообладаніе,       справедливость—
                    речи.                                                                                                      не  имѣютъ      сами    по   себе    абсолютна™        достоинства,      но   полу-

                          Отправная        точка      и   главное     содержанье      разговора.    От-                        чаютъ    свое   достоинство       отъ   нравственна™         сознанія     и   нрав-
                    правною       точкою      этого    разговора      служите       известная     мысль                        ственной     воли,    отъ    мудрости,     которая     употребляете       ихъ    для
                    Сократа,—никто           не    д лаетъ     дурного      сознательно       и   наме-                        своихъ     целей,     и   которая      следовательно        возвышается        надъ
                                                    ѣ
                    ренно.     Главное      же    содержаніе       разговора     состоите     въ   томъ,                      ними;    одна    только    мудрость     имеете     абсолютное       достоинство.
                    что   Платонъ,      устами     Сократа,      обличаете      софистовъ     въ   лице                             Такимъ      образомъ      этотъ     разговоръ,     какъ    и  оба   предыду-
                    Гиппія,    какъ    наиболее      прославившагося         своими     речами,     по-                        щее,   заключаете        въ   себе     основную      мысль      того   спеціальио
                    ученіями     о  нравственности,—обличаете             въ   томъ,    что   софисты,                        насъ    интересующаго         Платонова      политическаго        принципа,      что
                    имѣющіе      притязаніе     поучать     нравственности,       не  знаютъ     основъ                        государство,     управляемое       по   правде    и  справедливости,       должно

                   этого    учеиія,    не  возвышаясь       до   нравственныхъ        понятій.                                быть    управляемо      мудрыми,       философами.
   420   421   422   423   424   425   426   427   428   429   430