Page 425 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 425
На это Сократъ отвѣчалъ, что онъ и самъ хотЬлъ бы Следовательно и этотъ разговоръ есть сократическій и обли-
спросить Гиппія о многомъ изъ того, чтЬ онъ сказалъ о о- чительный.
Г
мере, иапримѣръ о томъ, которой изъ двухъ поьмъ Гомера
онъ отдаете предпочтеніе: Иліадѣ или Одиссе , или—чтб все Въ самомъ деле, здесь Платонъ доказываете то же, что
ѣ
равно—котораго изъ двухъ героевъ онъ предпочитаете: Ахил- утверждалъ въ своемъ ученіи и Сократъ, именно, что доброде-
леса ли, восп гаго въ Иліад , или же Одиссея, восп таго въ тель есть знаніе, а дурная деятельность—незнаніе, и что потому
ѣ
ѣ
ѣ
делаете
дурного
никто
не
Одиссе ? понятіемъ обусловливаются сознательно и намеренно, ибо только
ѣ
и
добронравственная
истинное
знаніе
Гиппій отвечаете, что онъ отдаете предпочтеніе Ахиллесу, деятельность. Но и здесь Платонъ возвышается надъ Сокра-
потому что онъ проста, прямъ, искрененъ, правдолюбивъ, а томъ, а именно: здесь уже мы находимъ мысль, принадлежа-
Одиссей хитеръ, лживъ. Но Сократъ цѣлымъ рядомъ доводовъ щую собственно Платону, что добродѣтель, нравственность
приводите ГИПІІІЯ къ призыанію того, что Одиссей если и есть не только знаніе, но вместе и сила души, т.-е. для того,
лжете, то лжетъ всегда сознательно, нам ренно и обдуманно; чтобы деятельность была нравственною, необходимо гармониче-
ѣ
следовательно онъ умнее, а потому и лучше Ахиллеса, кото- ское соединеніе яснаго сознанія и силы воли, ибо одно зна-
рый также иногда лжетъ, но не совсемъ обдуманно. ніе добра само по себе не можетъ еще сделать человека
Ведь знаніе дурного,—говоритъ между нрочимъ Сократъ,— нравственнымъ; нужно еще, чтобы и воля была доброю; а
необходимо предполагаете знаніе и хорошаго; наоборотъ, не- чтобы воля была доброю, для этого нужно—какъ показываете
знаніе дурного необходимо предполагаете незнаніе и хоро- Платонъ въ разговоре „Государство"—чтобы она была очи-
шаго; поэтому сознательно, обдуманно говорящій неправду, щена и укреплена надлежатцимъ воспитаніемъ и упражненіемъ.
какъ знающій и хорошее, именно правду,—умнее, а следова- Изъ этого следуете, что при обсужденіи того, нравственъ ли
тельно и лучше, нежели безсознательно, ненамеренно, необ- какой-либо поступокъ или же безнравственъ, следуете обра-
думанно говорящій неправду; ибо кто не знаетъ правды, щать вниманіе не на самое внешнее дело, которое можетъ
тотъ и въ томъ случае, когда онъ говоритъ правду, посту- показаться и безнравственнымъ, между тѣмъ какъ оно чисто-
паете такъ же безсознательно, наудачу, какъ и когда гово- нравственное, а на TÖ, чтобы это внешнее дело исходило изъ
ритъ неправду. доброй нравственной воли и было бы сознательнымъ, намерен-
На это ГИИІІІЙ не находите ответа и тѣшъ обличаете нымъ, обдуманнымъ, т.-е. имело бы въ виду сознанную д я-
ѣ
свое незнаніе, свою неспособность судить о томъ, чтЬ вообще телемъ нравственную цель. Эту мысль развиваете Платонъ
нравственно, и чтб безнравственно, несмотря на тö, что онъ еще далѣе въ разговорѣ „Эвоидемъ", гдѣ онъ говоритъ, что
берется поучать другихъ нравственности и говорить о ней даже добродетели—мужество, самообладаніе, справедливость—
речи. не имѣютъ сами по себе абсолютна™ достоинства, но полу-
Отправная точка и главное содержанье разговора. От- чаютъ свое достоинство отъ нравственна™ сознанія и нрав-
правною точкою этого разговора служите известная мысль ственной воли, отъ мудрости, которая употребляете ихъ для
Сократа,—никто не д лаетъ дурного сознательно и наме- своихъ целей, и которая следовательно возвышается надъ
ѣ
ренно. Главное же содержаніе разговора состоите въ томъ, ними; одна только мудрость имеете абсолютное достоинство.
что Платонъ, устами Сократа, обличаете софистовъ въ лице Такимъ образомъ этотъ разговоръ, какъ и оба предыду-
Гиппія, какъ наиболее прославившагося своими речами, по- щее, заключаете въ себе основную мысль того спеціальио
ученіями о нравственности,—обличаете въ томъ, что софисты, насъ интересующаго Платонова политическаго принципа, что
имѣющіе притязаніе поучать нравственности, не знаютъ основъ государство, управляемое по правде и справедливости, должно
этого учеиія, не возвышаясь до нравственныхъ понятій. быть управляемо мудрыми, философами.