Page 421 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 421

см шенію      прекраснаго       съ   полезнымъ       и  положенію,      будто   пре-                  сота   тоску    по   божественном!        и   высшую     любовь,     стремящуюся
                           ѣ
                        красное     есть    причина,      производящая         доброе,      слѣдовательно
                        мы   будемъ     верт тьея     въ   круг .                                                             къ   небесному.
                                             ѣ
                                                                 ѣ
                                                                                                                                                                                ѣ
                             Изъ    такого    обозрѣнія     этого    разговора      видно,    что   огдЕль-                         Но   греческій     языкъ    не   зналъ    р зкаго    различія    между    пре-
                        ныя   опредѣленія       прекраснаго,       поставляемым        и  опровергаемым                       краснымъ       и  нравственно-добрымъ.           Смыслъ     прекраснаго,       кото-
                       Платономъ,       нев рны,      будучи     взяты    въ  отдѣлыіости,      но   в рны                    рым!      были     одарены      греки,     приводил!      ихъ    къ   тому,   что   у
                                             ѣ
                                                                                                       ѣ
                       какъ    отдѣльные      моменты      идеи     прекраснаго.                                              нихъ    доброе     совершенно        разрЕшалось        въ   прекрасном!,       такъ
                                                                                                                                                         (прекрасное)
                                                                                                                                                                                                             нрав-
                                                                                                                                                      "
                             Такъ     къ    идеѣ     прекраснаго        непремЕнно        принадлежат!:                       что   подъ     „хаХоѵ  между     тЕмъ    какъ именно      и   разумЕлось    значило
                                                                                                                              ственно-доброе,
                                                                                                                                                                                             (доброе)
                                                                                                                                                                               „ауайоѵ"
                        1)   понятіе      о   приличномъ,         какъ     относящаяся         также      къ                  совершенно         относительное        понятіе,      приличествующее            вся-
                       этикѣ      прекрасная        форма      всякой      свободной       дѣятельности     ;                 кому    совершенству,        безъ     обращенія       вниманія     на   нравствен-
                       2)   полезное      въ   томъ     высшемъ      его   смыслѣ,      гдѣ   оно    стано-
                       вится     единымъ       съ   добрымъ,      ибо     все    истинно-нравственное                         ность
                       прекрасно,      и  ничто    не    можетъ      назваться      прекраснымъ,         чтб                        Платонъ     же,    иаоборотъ,      чтобы    выдержать      характер!     своей
                       противорѣчитъ         истинно      понимаемой       нравственности;        3)  но   и                  этики,    почти   отождествлял!      прекрасное      съ   нравственно-добрымъ,
                       приличное,      и  полезное     не   суть   еще    прекрасное     сами    по   себѣ;                   такъ    что   различія,    на   которыя    онъ,   правда,   указываешь      не  разъ,
                       они   становятся       прекраснымъ         чрезъ    то,   что   возбуждаютъ        въ                  у   него   наконецъ      сливаются.

                       насъ,    посредствомъ        зрѣпія    и   слуха,    то  чистое,    безстрастное,                            Кромѣ     главной      своей     цЕли   —   изелЕдованія        прекраснаго,
                       безкорыстное       удовольствіе,     которое      означает!      Платонъ       какъ                    Платонъ      и  здЕсь   преслЕдуетъ      другую     цЕль,    какъ   и  во   многихъ
                       безвредное     наслажденіе.       Изъ    этого   уже    сл дуегъ,     что   доброе,                    другихъ      своихъ    разговорахъ,       а  именно:      оправдать      Сократову
                                                                                 ѣ
                       дабы   принадлежать         къ    области     прекраснаго,      должно      явиться                    методу,     стремящуюся        къ   строгому     и  рЕзкому     анализу     понятій,
                      намъ     въ   видимыхъ        образахъ      и   звукахъ,     и  что,    съ    другой                    противъ     неразумных!       нападокъ     людей.    Такъ    здЕсь   Гиппій    упре-

                      стороны,       приличное       или    же     нрелестное,       граціозное,      при-                    кает!    Сократа     именно     въ  чрезмЕрно-рЕзкомъ          анализЕ     словъ    и
                      надлеяіащее        къ    области     вн шняго,      явленія,    не   должно     быть                    понятій,    а  въ  разговорЕ     „Гиппій    Малый"—въ         томъ,   что   Сократъ
                                                              ѣ
                      несущественным!            призракомъ,       должно      корениться       въ     доб-                   привязывается       къ  мелочамъ,    вмЕсто    того,  чтобы    держаться     цЕлаго.
                      ромъ,     дабы     быть   истинно-прекрасиымъ.           Такимъ      образомъ      въ                   Подъ     цЕлымъ      здЕсь   разумЕегся      конкретное       цЕлое,    т.-е.  цЕлое
                      Илатоновомъ        поыятіи     о   прекрасном!         соединяются        двѣ    сто-                    чувственное     явленіе    или  существо,     воспринимаемое         чувствами      и
                      роны    его:   этическая     и   чувственная.      Но   4)   прекрасное      имѣетъ                      дЕлимое     на   чувствеиныя       же   части.   Но    и  Платонъ       признаетъ

                      еще    одну     сторону    —    уже    объективную,        метафизическую.         И                     цЕлое,    хотя   и  въ  другомъ    значеніи,    какъ   умственное,     логическое
                      въ    нее     проникъ       Платонъ,     въ   позднѣйіпихъ         своихъ      сочи-                     цЕлое,    дЕлимое     на   логическія     или    умственным       части,     пости-
                      неніяхъ,      болѣе     вс хъ    до-христіанскихъ        философовъ.       Въ   раз-                     гаемое    умомъ.     СлЕдовательно         различіе     между     ними     тЬ,   что
                                                ѣ
                      говорЕ      „Филебъ"        онъ    разсматриваетъ          субъективный,         или                     цЕлое    Гиппія     есть   чувственное,     а  цЕлое    Платона—умственное,
                      фепомеиологическій           элементъ.      или    сторону      прекраснаго,        а                    т.-е.  что   Гиппій     признаетъ       истинно-сущимъ         только    чувствен-

                      въ   разговорахъ:        „Федръ",       „Пиръ"      и   во   многихъ       мЕстахъ                       ное,   а   Платонъ—только           умственное.        Аристотель      видитъ     въ
                     разговора        „Государство"        —    объективный        или     метафизиче-                         томъ   и   другомъ     односторонность,        говоря,    что   „всеоблее     (какъ
                     ски,    а   именно     онъ   ищетъ     здЕсь    корня    прекраснаго       въ  бого-                      онъ   выражается,       т.-е.  абстрактное      понятіе,      идея,    напримѣръ
                     подобной       сущности        человЕческаго        духа,     даже     въ    самомъ                       прекрасное)      есть   только    одинъ     видъ   цЕлаго",    но   что,  СлЕдова-
                     бол^ествЕ,     и  показывает!,       какъ    возбуждаешь      въ   человЕкЕ     кра-                      тельно,    есть   еіце   другой   видъ   цЕлаго,    именно     конкретное,      т.-е.
                                                                                                                               что,    напримЕръ,       прекрасное        само    по   себЕ   не    существует!,
   416   417   418   419   420   421   422   423   424   425   426