Page 35 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 35

родъ    единичныхъ       объектовъ,      или,    точн е,     есть   всеобщее      въ                   крата    всеобщія      понятія    прирожденными          челов ку?     Въ   смыслѣ
                                                                               ѣ
                                                                                                                                                                                              ѣ
                        единичныхъ       объектахъ,      есть   понятіе,     какъ    понятіе    всеобщее,                      ли   чисто    умозрителышхъ         понятій,    т.*е.   въ   томъ    ли    смысл ,
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                        какъ    понятіе    челов ка      вообще,^не       какъ    единичное      внѣ шнее,                     въ   какомъ     по   учеыію    ГІлатона    идеи   присущи,     прирождеиы       уму,
                                                  ѣ
                        чувственное      воспріятіе     или   внутреннее      ощущеніе,     не  какъ   еди-                    какъ    въ   немъ,    такъ   сказать,    лежащія      умозрительный        понятія,
                        ничное    мнѣ ніе,    представленіе       челов ка     единичнаго,      индивида,                      или   же   только     въ  смыслѣ    прирожденной        челов ку,    какъ    разум-
                                                                         ѣ
                                                                                                                                                                                              ѣ
                        какъ    чувственнаго      существа      съ  особеннымъ      физическимъ       орга-                    ному    существу      вообще,     способности      образовывать,        вырабаты-
                        иизмомъ,     съ   чувственностью.       Сократъ      призналъ     за   фактъ,   что                    вать   понятія     посредствомъ       абстракціи,      отвлеченія       всеобгцато
                        при    мысли     о   чемъ-либо       мы   всегда,     необходимо      мыслимъ      о                   отъ   единичныхъ       предметовъ,      посредствомъ       обобщенія     или   объ-
                        чемъ-то     ббльшемъ,        нежели      объ    этомъ     только     единичномъ                        единенія?     Прямого      отв та    на   этотъ    вопросъ      мы   не    имѣемъ;
                       объект .      Одно     уже     это   гіризнаніе    такого    факта     со  стороны                      но   косвеннымъ       путемъ   ѣ  его  выводягъ     въ    пользу    иерваго    спо-
                                ѣ
                       Сократа       весьма     важно     само   по   себѣ ,   независимо       отъ   того,                    соба,   именно     слѣдуюіцимъ       образомъ:

                       р шилъ      ли   онъ    или    не   рѣшилъ      вопроса     о  тому     чтб   такое                          Извѣ стно,    что   Платоново       ученіе   объ   идеяхъ     имѣетъ    своею
                         ѣ
                       это   ббльшее,     нежели     единичный       объекту    —  ибо   этимъ    Сократъ                      отправною      точкою     Сократово      ученіе    о  всеобщихъ        попятіяхъ;
                       отличилъ      мысль     отъ    чувственнаго       воспріятія,      мышлепіе      отъ                    а  Платонъ      подъ   идеями     разумѣлъ       не   результаты       абстракціп
                       чувственности,        на    которой     построили      все   свое    философское                        или   обобщенія,      объединенія,      а  чисто  умозрительныя       сам  осущія,

                       учепіе    софисты;     слѣ довательно,     этимъ    Сократъ    положилъ      основу                     объективныя      существа,      въ   отличіе    отъ   субъективныхъ        мыслей
                       своему     философскому       учеиію,    отличному      отъ   ученія   софистовъ,                       человѣка.    Отсюда      заключаемъ.      что   и  Сократъ     подъ    всеобщими
                       и   т мъ    ниспровергъ       всѣ    отрицательные        выводы     софистовъ     и                    нонятіями     не   разумѣлъ     результатовъ      отвлеченія    или   обобщенія,
                            ѣ
                       замѣнилъ      ихъ   своими     положительными         выводами.                                        объединенія,      а   признавалъ      свои   всеобщія      нонятія     чисто    умо-
                            Мало     того,   Сократъ     не   только     призналъ      за  фактъ     такое                    зрительными,       какъ    признавалъ      таковыми      и  Платонъ     свои   идеи.

                       отличіе    мышленія      отъ   чувственности;       но   онъ   же   первый      ста-                   Однакоже       Сократовы      всеобщія     понятія   Аристотель      существенно
                       рался    р шить     вопросъ:    чтб   же  есть  объектъ    мышленія?      Объекта                      отличаетъ      отъ   ІІлатоновыхъ       идей.
                                 ѣ
                       мышленія      есть,    по   Сократу,     родовое     или   всеообщее      понятіе,                           „Сократъ,—говоритъ          Аристотель,—не         дѣлалъ    изъ  всеобщаго
                       въ  которомъ       и   содержится       всеобщая       сущность      единичныхъ                        и  его   опредѣленія      отдѣлъншо,        а  платоники     и  въ  томъ    числѣ    и

                       объектовъ,      какъ     сознанное       мышленіемъ,       умомъ      абсолютно-                       самъ    Платонъ     отдѣлили      ихъ   и  назвали     идеями    существъ".     Это
                      сущее,     или   какъ    абсолютная       истина,    пе  обусловливаемая        осо-                    значитъ:    Платоновы      идеи   суть  не  только    умозрительныя        понятія,
                      бенностью      челов ка,      какъ     существа,      одареннаго       такими     же                    субъективныя        мысли     ума   челов ческаго,       имѣюіція      свое   бытіе
                                            ѣ
                                                                                                                                                                         ѣ
                      чувствами,      а  общая     всѣ мъ    разумнымъ       существамъ.       Если     же                    только   въ  умѣ;   но  онѣ   имѣютъ     еще   и  отдѣльное    бытіе,   независи-
                      человѣ къ     имѣетъ     всеобщія      поиятія,     содержащія       въ   себѣ   со-                    мое  ни   отъ   ума,  ни   отъ  единичныхъ       предметовъ;     онѣ   суть   само-
                      знанное     абсолютно-сущее         или    абсолютную        истину,    то  отсюда                      сущія   существа,     который     умъ  созерцаетъ      прямо    въ  себ ,   и  кото-
                                                                                                                                                                                                      ѣ
                      сл дуетъ,     что   онъ   имѣетъ     ихъ    отъ   самой    природы,       т.-е.   по                    рымъ    только    болѣе    или   менѣ е    причастны     единичные      предметы.
                         ѣ
                      своей    нриродѣ,     иатур ,     сущности,     какъ    разумное      существо,     а                   Между     т мъ    Сократъ     еще   не  отдѣлялъ     всеобщаго      ни   отъ   ума,
                                                   ѣ
                                                                                                                                          ѣ
                      пе   но   закону,    т.-е.  не   всл дствіе     вд шняго      общенія     съ   дру-                     ни  отъ  единичныхъ       предметовъ,      а  потому   признавалъ      его  только
                                                           ѣ
                                                                         ѣ
                      гими    людьми     или   соглашенія,       какъ    утверждали      софисты.      Но                     сущимъ     въ   самохмъ    умѣ,   въ   сознаніи    субъекта,     какъ    всеобщія
                      если   человѣ къ    имѣетъ     всеобщія     понятія     по   самой    своей    сущ-                     понятія    ума   челов ка,     въ   смыслѣ     разумнаго     существа     вообще.
                                                                                                                                                      ѣ
                      ности,    по  самой      природѣ     своей,    то,   значитъ,    они     присущи,                            Этимъ    с щественнымъ         отличіемъ      Сократовыхъ         всеобщихъ
                      прирождеиы       ему,    какъ   .разумному     существу      вообще.                                   нонятій     отъ  ѵ  Платоновыхъ      идей   и   объясняется     Сократовъ       спо-
                           Теперь     спрашивается^       въ   какомъ     же   смыслѣ     считалъ     Со-                    собъ    образованія     всеобщихъ       понятій     и  опредѣ ленія      ихъ,    или
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40