Page 32 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 32

ваемой  индукціею,  и  съ  помощью  разныхъ  своеобразныхъ  тельность  мнѣній,  представленій,  основанныхъ  на  чувственности,

 пріемовъ?  т.-е.  въ  чемъ  именно  состояли  эта его  индукція  и
                                                   на
                                                                                          з
                                                        нихъ,
 эти  , его  нріемы?  познаешь,  что,  основываясь истиынаго   и  ты   не  обладаешь на-
                                                                  будешь
                                                                             стремиться
                   абсолютно-сущаго
           піемъ
                                             и
                                                                                            къ
 J  а)  Что  разумѣлъ  Сократъ  подъ  всеобщими  понятыми  и  такому  истинному,  абсолютному  зианію.  Сгремленіе  же  къ  та-
 опредѣлеигями  ихъ?  Подъ  всеобщими  понятіями  Сократъ  разу-  кому  зианію,  а  не  притязаніе  на  обладаніе  имъ, и  есть  муд-
 мѣлъ  мысли  челов ка,  прирожденным  ему  какъ  существу  раз-  рость,  по  мн нію  Сократа.  Онъ  говорилъ  о  себ :  „я  не  имѣю
 ѣ
 умному  вообще,  мысли,  содержаніе  которыхъ  есть  сознанное  ѣ          ѣ
                                                                             я
           иритязанія
 сущее,  истина,  или  всеобщее,  единое  во  множественному  еди-  не  софосъ,  на  обладаніе  знаніемъ,  на мудрость; къ  не  мудрецъ,
                                                            стремлюсь
                                                                                            къ
                                                  только
                                софистъ;
                                              я
                                                                                знанію,
                           не
 тшчномъ.  Подъ  опредѣленіемъ  же  Сократъ  разумѣлъ  заключе-
 ны  въ  должные  предѣлы,  границы,  или  ограішчеиіе  іюнятія,  мудрости;  я  любомудрии,  философъ".
                                                                                    1
 какъ  нѣ что  подобное  тому,  чтб  и  теперь  въ  логикѣ  называется  ( В ъ  этомъ  же  духѣ  Фридрихъ  Шлегель  (жившій  отъ 7 7 2  по
                                                         ѣ
 дефиниціею,  опред леніемъ.  182{Гг.)  высказалъ  слѣдующій  зам чательный  взглядъ  свой  на
 ѣ
                                  философію:
                                                  „философомъ
                              на
          философовъ
                                                                     можно
                                                                              только
                           и
                                                                                        стать,
 Итакъ,  всеобщія  понятія  Сократъ  основалъ  на  мышлеиш,  а  не  быть.  Коль  скоро  кто  вздумаетъ,  что  онъ есть  философъ,
 оощемъ  вс мъ  людямъ,  какъ  разумнымъ  существамъ.  онъ  перестаетъ  имъ  становиться".
 ѣ
 Для  отличія  мышленія  отъ  чувственности  или для  опредѣ-  Онъ  же  сказалъ:  „Ч мъ  больше  кто  знаетъ,  т мъ  больше
                                                                               ѣ
                                           ѣ
 ленія  того,  чтб  есть  мысль  сама  по  себ ,  независимо  отъ  чув-  долженъ  онъ  еще  учиться.  съ  знаніемъ  увеличивается
 ѣ
 ственныхъ  воспріятій,  необходимо  было  познаніе  самой  мысли  въ  равной  степени  и  незнаніе Вмѣ стѣ  сказать,  знаніе  своего
                                                        лучше
                                                  или,
 помимо  всякаго  ея  объекта.  Такъ  какъ  мышленіе  есть  д ятеть-  пезнанія .
 ѣ
                     "
 ность  ума, а  умъ  есть  сущность,  природа,  натура  человѣ ка,
                                                  ѣ
                                                                                           ѣ
 какъ  разумнаго  существа  вообще,  то  Сократъ  требовалъ  отъ  Такимъ  образомъ^)  по  мн нію  Сократа,  каждый  челов къ
 челов ка  самосознанія,  какъ  непрем ниаго  предположенія,  какъ  долженъ  познавать  для  того,  чтобы  знать;  оиъ  долженъ  изнутри
 ѣ
 ѣ
 перваго  необходимаго  условія  для  всего  мышленія.  Это  требо-  себя  самого,  изъ  своего  мышлеяія  извлечь  сущее  и  сознать
 вание  Сократъ  формулировалъ  въ  изречены:  „познай  самого  его  какъ  истину,  а  не  воспринять  сущее,  истину  извнѣ  по-
 себя  .  Изречешю  этому  онъ  придалъ  особое  значеніе  въ  смыслѣ  средствомъ  чувственности,  ибо  только  въ  мышлепіи  лежать
 принципа  всего  своего  ученія  вообще.  „Познай  самого  себя"  всеобщія  понятія,  или  сознаніе  сущаго,  истины,  а  не  въ  чув-
 значило  у  Сократа:  прежде  всякаго  мышленія  о  предметѣ  по-  ственныхъ  воспріятіяхъ  и  не  въ  ощуіценіяхъ.
 знай  себя,  какъ  мыслящее  разумное  существо  вообще,  т - е  Феррье  (Ferrier)  объясняетъ  сказанное  такимъ  нагляднымъ
 познай,  что  въ  этомъ  мышленіи,  а  не  въ  чувственности  со-  примѣромъ:
 стоять  твоя,  челов къ,  сущность.  Когда  же  ты  познаешь  такъ  Всякое  чувственное  воспріятіе  есть  именно  это  определен-
 ѣ
                                                                                           ѣ
 самого  сеоя,  взойдешь  къ  такому  самосознанію,  то  уже  не  въ   ное  единичное  чувство  или  ощущепіе,  не  болѣе  и  не  мен е.
 чувственности,  а  въ  мышленіи,  въ  сознаны  ты  будешь  искать  (Цапримѣръ,  если  я  уколю  себѣ  палецъ  булавкою,  то  оіцуще-
 абсолютно  сущаго,  абсолютной  истины  и—вм сто  индивидуаль-  ніе  боли  есть  именно  это,  а  не  вообще  какое-либо  другое
 ѣ
 н ы х ^  изм нчивыхъ  мнѣній,  представлены  объ  относительно  ощуіцеиіе,  т.-е.  ощуіценіе  въ  это  именно  время,  а  не  вообще
 ѣ
                                                                   ѣ
                                                                       ѣ
 сущемъ  —  найдешь  абсолютно-сущее,  безотносительную,  абсо-  въ  какое-либо  время,  въ  этомъ  именно  м ст ,  а  не  вообще
                                     ѣ
 лютную  истину.  Такимъ  образомъ  ты познаешь,  что  мысль е-  въ  какомъ-либо  мѣ ст ,  и  притомъ  мое  собственное  ощущеніе,
 ч
 ловека,  какъ  разумнаго  существа  вообще,  и  содержите  въ  себѣ  а  не  чье-либо  другое.  Слѣдовательно  чувственное  воспріятіе
 аосолютно-сущее,  абсолютную  истину.  И  иаоборотъ,  позиавъ  есть  непремѣ нно  и  въ  самомъ  строгомъ  смыслѣ  единичное.  Въ
 самого  себя,  взошедши  къ  самосознанію,  ты познаешь  относи-  этой  единичности  состоять  характеристическая  особенность или
         сущность     всякаго    чувственнаго       воспріятіж)
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37