Page 28 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 28
кому хочется?—Н тъ, есть уставы, по которымъ это нужно лимъ, что праведны и справедливы тѣ люди, которые знаютъ
ѣ
исполнять.—Значить, тотъ, кто знаетъ эти уставы, знаетъ, законы, касающіеся людей.—Да, я такъ думаю".
з
какъ сл дуетъ почитать боговъ?—Я думаю.—И, значите, на- ( ^ - Что мы скажемъ о мудрости? Отвѣ ть мнѣ , считаешь
ѣ
2
ющій, какъ почитать боговъ, уб жденъ, что это нужно дѣ лать ЛИ ТЫ мудрыми (оосроі) мудрыхъ въ томъ, что они знаютъ, или
ѣ
не иначе, а такъ, какъ онъ знаетъ.—Конечно, не иначе.—А же есть мудрые въ томъ, чего они не знаютъ?—Конечно, въ
почитаете ли кто боговъ иначе, чѣмъ какъ онъ самъ при- томъ, что знаютъ. Какимъ образомъ челов къ будетъ мудръ
ѣ
знаете нужнымъ?—Я думаю, что нѣ тъ.—Сл довательно, знаю- въ томъ, чего онъ не знаетъ?—Сл довательно, мудрые мудры
ѣ
ѣ
щій божественные уставы почитаете боговъ согласно уста- знаніемъ, т.-е. въ силу, вслѣ дствіе, посредствомъ знанія, науки
вамъ?—Непрем нно. —Итакъ, почитающій согласно уставамъ (ао'{>оі зттют^о)?—Развѣ можете человѣ къ быть мудрымъ чѣ мъ-
ѣ
почитаете какъ слѣ дуетъ?—Не иначе.—A почитающій какъ либо другимъ, кромѣ знанія?—Считаешь ли ты мудрость чѣ мъ-
сл дуетъ благочестивъ? — Безъ всякаго сомн нія.—Слѣ дова- либо противоположнымъ тому, чѣмъ мудры мудрые?—Н тъ,
ѣ
ѣ
ѣ
тельно, челов ка, знающаго божественные уставы, по всей не считаю. — Сл довательно, знаніе есть Амудрость?—Я ду-
ѣ
ѣ
справедливости можно назвать благочестивымъ?—Да, я думаю. маю.—Но думаешь ли ты, что человѣ къ въ силахъ знать все
— А можно ли относиться къ человѣку такъ, какъ кому хо- существующее (тгаѵ -а т а бѵ та)?—Нѣ тъ, онъ не въ силахъ знать
чется?—Н тъ, и въ этомъ отношеніи знающій существующее и малѣйшей его части.—Слѣ довательно, человѣ ку невозможно
ѣ
законы, на которыхъ основываются взаимная отношенія, бу- быть мудрымъ во всемъ? — Разум ется, н тъ. — Слѣ дова-
ѣ
ѣ
дете челов къ законный. — Значите, кто относится сообразно телъно, чтЬ человѣ къ знаетъ, въ томъ онъ и мудръ?—Я ду-
ѣ
съ этимъ, относится какъ сл дуетъ?—Не иначе. Значите, тотъ, маю, что акъ".
ѣ
т
кто относится какъ сл дуетъ, относится хорошо?—Безъ вся- „ — Евоидемъ, не сл дуетъ ли такимъ образомъ разсмо-
ѣ
каго сомн нія.—Значите, тотъ, кто относится къ людямъ хо- ѣ
ѣ
благо
(то
рошо, хорошо исполняете и обязанности, касающіяся людей?— трѣ ть и ('шсреХі^оѵ) о ф х й б ѵ ) ? Думаешь ли ты, что одно и то же
всѣ хъ?—Конечно,
для
полезно
быть,
нѣ тъ.—Стало
Я думаю.—Сл довательно, тотъ, кто сл дуетъ законамъ, дѣ й- не находишь ли ты, что полезное для одного—для другого
ѣ
ѣ
ствуетъ праведно и справедливо (ouata)?—Безъ всякаго сомиѣ- можете быть вредно фХайерб )?—Даже очень часто.—Но ска-
нія.—А ты знаешь, что называется праведнымъ и справедли- жешь ли ты. что благо есть ѵ иное, чѣмъ полезное?—Нѣ тъ.—
вым:ъ?—Это то, чего требуютъ законы.—Итакъ, исполняющее
/
»
требованія закона поступаютъ праведно и справедливо и какъ Сл довательво, полезное есть благо для того, для кого оно
ѣ
слѣ дуетъ?—Не иначе.—Значите, поступающіе праведно и спра- полезно?—Кажется, такъ",
ведливо праведны и справедливы (Stxatoi)?—Я полагаю.—Ду- Такими и еще нѣкоторыми другими наглядными примѣ-
маешь ли ты, что кто-либо повинуется законамъ, не зная рами, приводить которые здѣ сь н тъ надобности для нашей
ѣ
требованій закона?—Нѣ тъ.—Думаешь ли ты, что н которые, цѣли, старался Ксенофонтъ пояснить значеніе своеобразной
ѣ
зная то, что должно дѣ лать, иолагаютъ, что этого должно не Сократовой діалектики, т.-е. показать, въ чемъ существенно
д лать?—Нѣ тъ, не думаю.—Но ты знаешь такихъ, которые состоите она, и тѣмъ косвенно опредѣлить ея сущность, по-
ѣ
д лаютъ иначе, чѣмъ какъ признаютъ должнымъ дѣ лать?—
ѣ
В ъ
такомъ
заканчиваете
Ксенофонтъ
смыслѣ
Н тъ. - Сл довательно, знающіе законы, касаюіціеся людей, иягіе. отъ своего лица слѣдующими словами: эту (6-ю)
ѣ
ѣ
главу
иостугіаютъ праведно и справедливо?—Безъ всякаго сомн иія. „При такомъ веденіи рѣчи истина открывалась сама собою
ѣ
—Сл довательно, поступающіе праведно и справедливо пра-
ѣ
разбиралъ
Когда
онъ
ведны и справедливы? — Именно. — Итакъ, мы опредѣлимъ и для возражателей. то приступалъ (Сократъ) самъ общепринят
путемъ
вопросъ,
какой-либо
къ нему
в рио праведныхъ и справедливыхъ людей, если мы опредѣ -
ѣ
тыхъ истинъ, считая это основаніемъ рѣ чи. Оттого-то, когда онъ
говорилъ, у него бол е всѣ хъ, насколько я знаю, оказывалось
ѣ