Page 28 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 28

кому  хочется?—Н тъ,  есть  уставы,  по  которымъ  это  нужно  лимъ,  что  праведны  и  справедливы  тѣ  люди,  которые  знаютъ
 ѣ
 исполнять.—Значить,  тотъ,  кто  знаетъ  эти  уставы,  знаетъ,  законы,  касающіеся  людей.—Да,  я  такъ  думаю".
 з
 какъ  сл дуетъ  почитать  боговъ?—Я  думаю.—И,  значите, на-  ( ^ -  Что мы  скажемъ  о  мудрости?  Отвѣ ть  мнѣ ,  считаешь
 ѣ
                  2
 ющій,  какъ  почитать  боговъ,  уб жденъ,  что  это  нужно  дѣ лать  ЛИ  ТЫ  мудрыми  (оосроі)  мудрыхъ  въ  томъ,  что  они  знаютъ,  или
 ѣ
 не  иначе,  а  такъ,  какъ  онъ  знаетъ.—Конечно,  не  иначе.—А  же  есть  мудрые  въ  томъ,  чего  они  не  знаютъ?—Конечно,  въ
 почитаете  ли  кто  боговъ  иначе,  чѣмъ  какъ  онъ  самъ при-  томъ,  что  знаютъ.  Какимъ  образомъ  челов къ  будетъ  мудръ
                                                                       ѣ
 знаете  нужнымъ?—Я  думаю,  что  нѣ тъ.—Сл довательно,  знаю-  въ  томъ,  чего  онъ  не  знаетъ?—Сл довательно,  мудрые  мудры
 ѣ
                                                         ѣ
 щій  божественные  уставы  почитаете  боговъ  согласно  уста-  знаніемъ,  т.-е.  въ  силу,  вслѣ дствіе,  посредствомъ  знанія,  науки
 вамъ?—Непрем нно.  —Итакъ,  почитающій  согласно  уставамъ  (ао'{>оі  зттют^о)?—Развѣ  можете  человѣ къ  быть  мудрымъ  чѣ мъ-
 ѣ
 почитаете  какъ  слѣ дуетъ?—Не  иначе.—A  почитающій  какъ  либо  другимъ,  кромѣ  знанія?—Считаешь  ли  ты мудрость  чѣ мъ-
 сл дуетъ  благочестивъ?  —  Безъ  всякаго  сомн нія.—Слѣ дова-  либо  противоположнымъ  тому,  чѣмъ  мудры  мудрые?—Н тъ,
 ѣ
 ѣ
                                                                                          ѣ
 тельно,  челов ка,  знающаго  божественные  уставы,  по  всей  не  считаю.  —  Сл довательно,  знаніе  есть  Амудрость?—Я  ду-
 ѣ
                                  ѣ
 справедливости  можно  назвать  благочестивымъ?—Да,  я  думаю.  маю.—Но  думаешь  ли  ты,  что  человѣ къ  въ  силахъ  знать  все
 — А  можно  ли  относиться  къ  человѣку  такъ,  какъ  кому  хо-  существующее  (тгаѵ -а  т а  бѵ та)?—Нѣ тъ,  онъ  не  въ  силахъ  знать
 чется?—Н тъ,  и  въ  этомъ  отношеніи  знающій  существующее  и  малѣйшей  его  части.—Слѣ довательно,  человѣ ку  невозможно
 ѣ
 законы,  на  которыхъ  основываются  взаимная  отношенія,  бу-  быть  мудрымъ  во  всемъ?  —  Разум ется,  н тъ.  —  Слѣ дова-
                                                                        ѣ
                                                            ѣ
 дете  челов къ  законный.  —  Значите,  кто  относится  сообразно  телъно,  чтЬ  человѣ къ  знаетъ,  въ  томъ  онъ  и  мудръ?—Я  ду-
 ѣ
 съ  этимъ,  относится  какъ  сл дуетъ?—Не  иначе.  Значите,  тотъ,  маю,  что акъ".
 ѣ
                        т
 кто  относится  какъ  сл дуетъ,  относится  хорошо?—Безъ  вся-  „ —  Евоидемъ,  не  сл дуетъ  ли  такимъ  образомъ  разсмо-
 ѣ
 каго  сомн нія.—Значите,  тотъ,  кто  относится  къ  людямъ  хо-  ѣ
 ѣ
                      благо
                              (то
 рошо,  хорошо  исполняете  и  обязанности,  касающіяся  людей?—  трѣ ть  и  ('шсреХі^оѵ)  о ф х й б ѵ ) ?  Думаешь  ли  ты,  что одно  и  то  же
                                           всѣ хъ?—Конечно,
                                    для
          полезно
                                                                                         быть,
                                                                     нѣ тъ.—Стало
 Я  думаю.—Сл довательно,  тотъ,  кто  сл дуетъ  законамъ,  дѣ й-  не  находишь  ли  ты,  что  полезное  для  одного—для  другого
 ѣ
 ѣ
 ствуетъ  праведно  и  справедливо  (ouata)?—Безъ  всякаго  сомиѣ-  можете  быть  вредно  фХайерб )?—Даже  очень  часто.—Но  ска-
 нія.—А  ты  знаешь,  что  называется  праведнымъ  и  справедли-  жешь  ли  ты.  что  благо  есть  ѵ  иное,  чѣмъ  полезное?—Нѣ тъ.—
 вым:ъ?—Это  то,  чего  требуютъ  законы.—Итакъ,  исполняющее
                                                        /
                           »
 требованія  закона  поступаютъ  праведно  и  справедливо  и  какъ  Сл довательво,  полезное  есть  благо  для  того,  для  кого  оно
             ѣ
 слѣ дуетъ?—Не  иначе.—Значите,  поступающіе  праведно  и  спра-  полезно?—Кажется,  такъ",
 ведливо  праведны  и  справедливы  (Stxatoi)?—Я  полагаю.—Ду-  Такими  и  еще  нѣкоторыми  другими  наглядными  примѣ-
 маешь  ли  ты,  что  кто-либо  повинуется  законамъ,  не  зная  рами,  приводить  которые  здѣ сь  н тъ  надобности  для  нашей
                                                          ѣ
 требованій  закона?—Нѣ тъ.—Думаешь  ли  ты,  что  н которые,  цѣли,  старался  Ксенофонтъ  пояснить  значеніе  своеобразной
 ѣ
 зная  то,  что  должно  дѣ лать,  иолагаютъ,  что  этого  должно  не  Сократовой  діалектики,  т.-е.  показать,  въ  чемъ  существенно
 д лать?—Нѣ тъ,  не  думаю.—Но  ты  знаешь  такихъ,  которые  состоите  она,  и  тѣмъ  косвенно  опредѣлить  ея  сущность,  по-
 ѣ
 д лаютъ  иначе,  чѣмъ  какъ  признаютъ  должнымъ  дѣ лать?—
 ѣ
                   В ъ
                        такомъ
                                                               заканчиваете
                                              Ксенофонтъ
                                   смыслѣ
 Н тъ.  -  Сл довательно,  знающіе  законы,  касаюіціеся  людей,  иягіе.  отъ  своего  лица  слѣдующими  словами:  эту  (6-ю)
 ѣ
 ѣ
          главу
 иостугіаютъ  праведно  и  справедливо?—Безъ  всякаго  сомн иія.  „При  такомъ  веденіи  рѣчи  истина  открывалась  сама  собою
 ѣ
 —Сл довательно,  поступающіе  праведно  и  справедливо  пра-
 ѣ
                                                                                  разбиралъ
                                        Когда
                                                   онъ
 ведны  и  справедливы?  —  Именно.  —  Итакъ,  мы  опредѣлимъ  и  для  возражателей.  то приступалъ  (Сократъ)  самъ общепринят
                                                                     путемъ
                          вопросъ,
          какой-либо
                                                           къ нему
 в рио  праведныхъ  и  справедливыхъ  людей,  если  мы  опредѣ -
 ѣ
         тыхъ    истинъ,    считая   это  основаніемъ       рѣ чи.  Оттого-то,    когда   онъ
          говорилъ,    у   него   бол е    всѣ хъ,   насколько      я  знаю,   оказывалось
                                      ѣ
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33