Page 30 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 30

соглашающихся  съ  тшмъ  слушателей.  Онъ  говорилъ,  что  и о-
 Г
 меръ  потому  придалъ  Одиссею  славу  надежная  оратора, что   вообще  не  изложилъ  того,  чтЬ  называется  теоріею  искусства,
 тотъ  умѣлъ  вести  рѣчи  путемъ  общепризианпыхъ  истинъ".  а  все  это  онъ  выражалъ  только  практически,  съ  необычайнымъ
 Но  всѣми  такими  объяснениями  значеиія  Сократовой  діа-  умѣньемъ,  личнымъ  тактомъ  и,  можно  сказать,  съ  тою  вирту-
 лектики  въ  смыслѣ  огіредѣленія  ея  сущности,  попятія,  Ксеио-  озностью,  какою  всегда  отличается  геніальный  художникъ  въ

 фонтъ  еще  не  ограничивается,  а  желаетъ  показать  ея  значеніе  области  изящныхъ  искусствъ  вообще/бирочемъ  изъ  такого  прак-
                           ѣ
 еще  и  въ  другомъ  смыслѣ  этого  слова,  а  именно,  ея  важности,  тическая  р шенія  невыраженных^  Сократомъ  теоретическихъ
 такъ  сказать,  ц иности  для  всей  философы  вообще  и  въ  осо-  задачъ  діалектики  можно  вывести,  какъ  и  вывели  въ  самомъ
 ѣ
             ѣ
 бенности  для  Сократовой  этики.  Съ  такою  цѣ лыо  Ксенофоптъ  д лѣ  историки  философы,  употребляемую  Сократомъ  методу
 I
 ириводитъ  въ  коііцѣ  5-й  главы  той  же V  книги,—гдѣ  изла-  для  восхожденія  къ истинному  знанію,  этому  принципу  всей  его
 гается  имъ  бес да  Сократа  съ  тѣмъ  же ученикомъ  его,  Евой-  философы,  а  также  и  соотвѣ тствующіе  его  методѣ  особенные
 ѣ
 демомъ  —  „О  необходимости  воздержанія,  ум ренности,  само-  пріемы.  Въ  употреблены  этихъ  способовъ  для  добытія  истин-
 ѣ
 обладанія  (âyxpàTstot)  для  практической  жизни",  —  слѣдующія  наго  знанія  и  состоитъ  вся  Сократова  діалектика,  какъ  искус-
                                                                                         ѣ
 заключительный  слова  самого  Сократа:  ство  разговаривать  или  бесѣ довать  съ  выше  сказанной  ц лыо.
 „Челов къ  невоздержный  (говоритъ  Сократъ  Ев идему)  Сократова  діалектика  была  преимущественно  положительною,
 ѣ
 ѳ
 шічѣмъ  не  отличается  отъ  самаго  безразсуднаго  животная.  но  отчасти  и  отрицательного.
 Какая  разница  между  безсмысленнымъ  животнымъ  и  т мъ  Отрицательная  діалектика  Сократа  состояла  существенно
 ѣ
 челов комъ,  который  не  имѣетъ  въ  виду  того,  что  есть  наи-  въ  томъ  же,  въ  чемъ  состояла  и  діалектика  софистовъ.  Но
 ѣ
 лучшее  (что  нравственно),  и  всячески  ищетъ  того,  чтЬ  пріятпо?  Сократова  отрицательная  діалектика  была  направлена  не только
                                                                  ѣ
 Только  воздержный  имѣетъ  возможность  узнавать,  что  есть  наи-  къ  отрицанію  ходяч ихъ  въ  обществѣ  мн ній,  какъ  діалектика
 лучшее  (имѣть  въ  виду  нравственный  иоступокъ).  Онъ и па   софистовъ,  но  и  къ  отрицанію  исключительно-отрицательная
 д л ,  и  на  словахъ  распред ляетъ  поступки  по  ихъ  родамъ,  ученія  самихъ  софистовъ.  В ъ  послѣднемъ  отношены  она  была
 ѣ
 ѣ
 ѣ
 и  за  хорошіе  принимается,  а  отъ  дурныхъ  удаляется".  преимущественно  обличительною.  Сократъ  обличалъ  софистовъ
 Такимъ-то  образомъ,—думалъ  Сократъ,—люди  дѣлаются  въ  пезнаніи  того,  въ  чемъ  они  воображали  себя  знающими,
 лучшими,  счастливѣйшими  и сильнѣйшими  въ діалектикѣ  ( o o v a -  показывая  противорѣчіе  ихъ  съ  самими  собою,  а  черезъ  то
                                       ѣ
 TcûTàxooç  o t a X é y s a O a i ) .  Онъ  ГОВОрилъ,  ЧТО  И  СЛОВО  ÖtaXeyeaOat  про-  приводя  ихъ  въ  зам шательство,  въ  смущеніе,  и  затѣмъ  въ
 исходить  отъ того,  что люди  сходятся  и  сообща  разсуждаютъ,  бесѣ дѣ  съ  нимъ  заставляя  ихъ  или  замолчать,  или  уступить
                                                           ѣ
 разоирая,  распред ляя  предметы  по ихъ родамъ  ( S t a X s y o v x a ;  т а  ему,  или  сознаться  въ  своемъ  нев жествѣ  открыто,  передъ
 ѣ
 ^ о а у . х а т а  х а т а  yevyj).  ІІОТОМу  -ГОВОрилъ  ОНЪ—ЧвЛОвѢкъ  ДОЛЖСИЪ  всѣми.  Но  даже  и  при  отрицательной  діалектикѣ  своей  Со-
 приготовить  себя  къ  этой  добродѣтели  (къ  воздержанію)  какъ  кратъ  имѣлъ  обыкновенно  въ  виду  положительную  цѣ ль,  такъ
 можно  лучше  и  больше  всего  о  ней  заботиться,  такъ  какъ  что  его  діалектика  была  по  преимуществу  положительною.
 отсюда  выходятъ  люди  лучшіе,  превосходнѣйшіе  и весьма  спо-  Положительная  Сократова  діалектика  состояла  въ  образо-
 собные  правители  и  искуснѣйнгіе  діалектики  (вюХехтіхштатоік).  ваны  вееобщихъ  понятій  и  въ  опредѣленіи  ихъ  посредством!,

 Кромѣ  приводениыхъ  нами  словъ  Ксенофонта  мы  не  па-  особая  способа  или методы,  обыкновенно  называемой  индук-
 X од имъ  въ  источникахъ  ничего  такого,  въ  чемъ  выразилось  бы  ціею  (наведеніемъ),  и  съ  помощью  разныхъ  своеобразныхъ

 значеніе  діалектики  въ  смыслѣ  Сократовомъ.  Сократъ  и  самъ  пріемовъ.  Итакъ,  при  разсматриваніи  сущпости  Сократовой
 не  опредѣлилъ  съ  точностью,  ясностью  и  полнотою  ты  того  діалектики  необходимо  сказать:  а)  чтЪ  разумѣлъ  Сократъ  ііодъ
 е
 въ  чемъ  состоитъ  это  искусство,  пи  правилъ,  ни  цѣли го'   всеобщими  понятіями  и  опредѣленіями  ихъ?  б)  какъ  онъ  обра-
         зовывалъ      всеобщія     понятія    посредствомъ       своей    методы,      назы-
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35