Page 31 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 31

ваемой     индукціею,       и   съ    помощью       разныхъ        своеобразныхъ                       тельность     мнѣній,    представленій,     основанныхъ       на   чувственности,

                      пріемовъ?       т.-е.   въ  чемъ    именно     состояли     эта его    индукція     и
                                                                                                                                                                       на
                                                                                                                                                                           нихъ,
                                                                                                                                                                                                             з
                      эти  , его  нріемы?                                                                                     познаешь,       что,   основываясь    истиынаго     и  ты   не   обладаешь на-
                                                                                                                                       абсолютно-сущаго
                                                                                                                              піемъ
                                                                                                                                                                                                 стремиться
                                                                                                                                                                                                                къ
                                                                                                                                                                и
                                                                                                                                                                                      будешь
                         J  а)  Что    разумѣлъ       Сократъ     подъ    всеобщими       понятыми        и                   такому    истинному,      абсолютному        зианію.    Сгремленіе      же   къ   та-
                      опредѣлеигями        ихъ?    Подъ    всеобщими      понятіями      Сократъ     разу-                    кому    зианію,    а  не   притязаніе      на   обладаніе     имъ, и     есть  муд-
                      мѣлъ    мысли     челов ка,     прирожденным         ему   какъ    существу    раз-                     рость,   по   мн нію      Сократа.     Онъ   говорилъ     о  себ :    „я  не   имѣю
                                               ѣ
                      умному     вообще,       мысли,    содержаніе      которыхъ      есть    сознанное                                        ѣ                                              ѣ
                      сущее,    истина,     или   всеобщее,     единое    во  множественному         еди-                     иритязанія      на  обладаніе     знаніемъ,     на мудрость;      я  не   мудрецъ,
                      тшчномъ.      Подъ    опредѣленіемъ       же    Сократъ     разумѣлъ      заключе-                      не   софосъ,     не   софистъ;     я   только     стремлюсь     къ   знанію,      къ
                      ны   въ   должные      предѣлы,      границы,      или   ограішчеиіе       іюнятія,                     мудрости;     я  любомудрии,        философъ".
                                                                                                                                                                                                        1
                      какъ    н что    подобное    тому,    чтб   и  теперь    въ  логикѣ    называется                           ( В ъ  этомъ  же   духѣ   Фридрихъ      Шлегель      (жившій    отъ 7 7 2     по
                               ѣ
                                                                                                                                                                             ѣ
                      дефиниціею,       опред леніемъ.                                                                        182{Гг.)    высказалъ      слѣдующій      зам чательный        взглядъ     свой   на
                                                ѣ
                                                                                                                                                      философію:
                                                                                                                                              и
                                                                                                                                                  на
                                                                                                                                                                                                  только
                                                                                                                                                                                                            стать,
                                                                                                                                                                      „философомъ
                                                                                                                                                                                         можно
                           Итакъ,     всеобщія     понятія     Сократъ     основалъ      на   мышлеиш,                        философовъ     Коль    скоро    кто  вздумаетъ,     что   онъ есть      философъ,
                                                                                                                              а
                                                                                                                                     быть.
                                                                                                                                 не
                     оощемъ      всѣ мъ   людямъ,      какъ    разумнымъ       существамъ.                                    онъ   перестаетъ     имъ    становиться".
                           Для   отличія    мышленія       отъ   чувственности      или для      опредѣ-                           Онъ    же   сказалъ:    „Чѣ мъ    больше     кто   знаетъ,    т мъ     больше
                                                                                                                                                                                                   ѣ
                     ленія    того,   чтб   есть   мысль    сама   по   себѣ ,  независимо      отъ   чув-                   долженъ      онъ   еще    учиться.                съ   знаніемъ     увеличивается
                                                                                                                                                                       ѣ
                     ственныхъ       воспріятій,    необходимо       было    познаніе    самой    мысли                      въ  равной    степени    и  незнаніе   Вм стѣ            сказать,   знаніе    своего
                                                                                                                                                                      или,
                                                                                                                                                                            лучше
                     помимо     всякаго     ея  объекта.    Такъ    какъ   мышленіе      есть   д ятеть-                     пезнанія .
                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                         "
                     ность    ума, а    умъ    есть   сущность,      природа,      натура     человѣ ка,
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                                                                                                                                                                     ѣ
                     какъ   разумнаго      существа      вообще,      то   Сократъ     требовалъ     отъ                          Такимъ      образомъ^)     по   мн нію     Сократа,      каждый      челов къ
                     челов ка    самосознанія,       какъ   непрем ниаго       предположенія,       какъ                     долженъ     познавать     для  того,   чтобы    знать;   оиъ   долженъ      изнутри
                            ѣ
                                                                     ѣ
                     перваго    необходимаго        условія   для   всего    мышленія.      Это   требо-                     себя   самого,     изъ   своего    мышлеяія       извлечь    сущее      и   сознать
                     вание    Сократъ     формулировалъ          въ  изречены:        „познай     самого                     его   какъ    истину,     а   не   воспринять      сущее,     истину    извнѣ   по-
                    себя    .  Изречешю      этому    онъ  придалъ     особое   значеніе    въ   смыслѣ                      средствомъ      чувственности,        ибо   только      въ   мышлепіи       лежать
                    принципа      всего    своего    ученія    вообще.     „Познай      самого     себя"                     всеобщія     понятія,    или    сознаніе    сущаго,     истины,    а  не   въ    чув-
                    значило     у  Сократа:     прежде     всякаго     мышленія      о  предметѣ     по-                     ственныхъ      воспріятіяхъ      и  не   въ   ощуіценіяхъ.
                    знай    себя,    какъ    мыслящее       разумное     существо      вообще,     т - е                          Феррье     (Ferrier)    объясняетъ      сказанное     такимъ     нагляднымъ
                    познай,     что   въ   этомъ    мышленіи,      а  не   въ   чувственности        со-                     примѣромъ:
                    стоять    твоя,   челов къ,     сущность.      Когда    же   ты   познаешь      такъ                          Всякое     чувственное      воспріятіе    есть   именно    это    определен-
                                             ѣ
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                    самого    сеоя,   взойдешь      къ   такому    самосознанію,       то  уже    не  въ                     ное   единичное      чувство    или   ощущепіе,       не   болѣе    и   не   мен е.
                    чувственности,       а  въ  мышленіи,       въ  сознаны      ты   будешь     искать                     (Цапримѣръ,       если   я  уколю     себѣ    палецъ    булавкою,      то   оіцуще-
                    абсолютно      сущаго,     абсолютной     истины     и—вмѣ сто      индивидуаль-                         ніе  боли   есть    именно     это,    а   не    вообще     какое-либо       другое
                    н ы х ^   изм нчивыхъ        мнѣній,    представлены         объ    относительно                         ощуіцеиіе,     т.-е.  ощуіценіе      въ  это   именно     время,    а  не   вообще
                                   ѣ
                                                                                                                                                                                          ѣ
                    сущемъ    —    найдешь     абсолютно-сущее,          безотносительную,        абсо-                      въ  какое-либо      время,     въ  этомъ    именно     мѣ ст ,    а    не   вообще
                                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                    ч
                    лютную     истину.    Такимъ      образомъ     ты  познаешь,      что   мысль е-                        въ   какомъ-либо       мѣ ст ,   и  притомъ      мое   собственное      ощущеніе,
                   ловека,     какъ   разумнаго     существа     вообще,     и  содержите      въ  себѣ                     а   не  чье-либо     другое.     Слѣдовательно         чувственное       воспріятіе
                                                                                                                                            ѣ
                   аосолютно-сущее,          абсолютную       истину.     И   иаоборотъ,       позиавъ                      есть   непрем нно       и   въ  самомъ     строгомъ     смыслѣ    единичное.     Въ
                   самого    себя,    взошедши      къ   самосознанію,       ты  познаешь      относи-                      этой   единичности       состоять    характеристическая         особенность или
                                                                                                                            сущность      всякаго    чувственнаго       воспріятіж)
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36