Page 33 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 33

Напротивъ,       характеристическая          особенность      или    сущность
                                                                                                                                                         ѣ
                        мышленія     совс мъ     другая,    противоположная        сущности      чувствен-                     въ  этомъ    именно     м стѣ ,    но  и   во  всякомъ      другомъ     мѣ стѣ ,  не
                                           ѣ
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                        наго   воспріятія.      Мышленіе        отличается      отъ    него    т мъ     что                    только    въ   этомъ    пальцѣ,    но   и  въ   другихъ    пальцахъ,      въ  рук ,
                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                                       ѣ
                        мышленіе      о  какомъ-либо       опредѣленномъ        единичномъ       предметѣ                      въ  ног ,     въ  головѣ,     вообще     во  всемъ    т л ,     да   и  не   только
                                                                                                                                                             ѣ
                       никогда      не   есть   мышленіе       объ этомъ       только     опредѣленномъ                        въ  своемъ,     но   и   въ  т лѣ    всякаго     другого     чувствующаго       су-
                       единичномъ       предметѣ,     но  всегда   есть  мышленіе      еще   и о   чемъ-то                     щества.     Чувствовать      же,    ощущать      боль   я  могу    только    ядѣсь,
                       другомъ,     еще    о  чемъ-то     бблынемъ,       нежели     этотъ    опредѣ лен-                     въ   этомъ    именно     единичномъ       мѣ стѣ    моего    собственнаго      тѣ ла.
                       ныи    единичный       предмет*;     другими      словами—объектъ           мышле-                     Словомъ,      мысль    никакъ     не   можетъ     быть    привязана     только    къ
                       ния   никогда     не  есть   только,     исключительно        этотъ     единичный                      единичному       какому-либо      чувству,    ощуіценію      и   вообще     къ  еди-
                       объектъ;     по   объектъ    мышленія       всегда   есть   и   этотъ   единичный                      ничному      какому-либо      объекту,—сущность           мысли     есть   всеобщ-
                                                                                                                                                                                        ѣ
                       предмета,       т.-е.   и   это   чувственное      воспріятіе,     ощущеніе        и                   ность.    Напротивъ,        чувственность        непрем нно       привязана       къ
                       еще    пѣчто   болѣе.    Напримѣръ,        если   я  чувствую,     ощущаю       боль                   единичному       объекту,    —   сущность       чувственности       есть    единич-
                       о'іъ  укола   моего   пальца    булавкою,      то чувствую,      ощущаю      только                    ность.    Поэтому^)    если   мы,   напримѣръ,       смотримъ      на  какой-либо
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                                           ѳ
                       шу     опредѣлепную        единичную       боль   и   ничего    болѣе-     но   если                   предмета,—положимъ,             на  эту   ка едру—то        наше     чувство   зр -
                       я  мыслю     объ этой     боли,   то   я  мыслю     не  объ   этой  только    опре-                    иія   представляетъ       намъ     только      эту   единичную      каоедру;     но
                      д ленной      единичной      боли,    но  о   подобной     еще    боли   и   даже   о                   коль   скоро    мысль    послѣдуетъ      за  этимъ     чувствешшмъ         воспрія-
                        ѣ
                      всякой     боли   вообще.      Такъ    что    эта    опред ленная        единичная                      тіемъ,    то   въ  тотъ    же   самый    момента      мы   начинаемъ       мыслить
                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                     ѣ
                      боль    становится      только    однимъ      изъ   безчисленнаго       множества                       объ   этой    каоедр ,      какъ     объ   одной     изъ   безчисленнаго      мно-
                                                                                                                                                      ѣ
                      примѣровъ       всякой    боли,    какая    бываетъ,      какая    была    и  какая                     жества    каоедръ     д йствительныхъ         или возможныхъ.         (Вотъ   смо-
                                                                                                                                ѣ
                      можетъ     еще быть        во   всякое    время,     во   всякомъ     м стѣ     и   у                  тр ть-то     на   эту   каоедру,    какъ    на   одну    изъ   каоедръ,    какъ   па
                                                                                             ѣ
                      всякаго     человѣ ка,    даже    у  всякаго    сущесра,        одарениаго     чув-                    примѣръ,       образчикъ      безчисленнаго       множества       подобныхъ      ка-
                                                                                                                                                                                ѳ
                                                                                                                                                                                      ѣ
                      ствовашемъ.       Следовательно,       въ  процессѣ     мышленія       умъ   всегда                    оедръ— значитъ         ужо мыслить          о   ка едр .      Это-то    и   дѣ лаетъ
                                                                                                                                                 ѣ
                      переступаете       предѣлъ     опред леннаго       едипичнаго      чувства,  ощу-                      всегда    умъ,    д лаетъ     необходимо,       но    своей    сущности,       когда
                                                            ѣ
                      щешя;      мысль     всегда     трансцендентальна,          между     т мъ'    какъ                    онъ   мыслитъ       о   чемъ-нибудь,      —   все  равно,     будетъ    ли   объек-
                                                                                             ѣ
                      чувственность      никогда      не   переступаетъ       этого    пред ла.      Если                    томъ    его   мышлепія        какое-либо      чувство     или    ощущеніе,      или
                                                                                            ѣ
                     я   мыслю     о  боли,   то   я  мыслю     или могу      мыслить,     что   ощуіце-                     какая-либо      матеріалыіая      чувственная       вещь,    или  же,   наконецъ,
                     ше    боли   испытываетъ       и   другой    челов къ     и вообще    другое    чув-                    что-либо      вовсе    печувствешюе,         напримѣръ        мысль     о   самом*,
                                                                         ѣ
                     ствующее      существо;     но если     я  только   чувствую,      ощущаю      боль                     мышленіи.       Итакъ^      умъ,    мысля,     всегда     бываетъ     занять   при
                                                                                                                                       ѣ
                     то   чувствую,      ощущаю       боль   только    я  самъ,     единично;      я   не                    этомъ    ч мъ-то     бблѣе,    нежели    единичнымъ        объектомъ,     въ    про-
                     могу   чувствовать,      ощущать      боли,   испытываемой        другимъ     чело-                     тивоположность        чувственности,       которая     всегда   бываетъ      занята

                     в комъ     или вообще       чувствующимъ         существомъ.      Далѣ е,   если   я                    только    единичнымъ       объектомъ.      Этимъ-то      существенно       и  отли-
                      ѣ
                     мыслю     о  боли,   то   я  могу   мыслить     о  ней,   какъ    о  боли,    кото-                     чается    мысль    отъ   чувственнаго      воспріятія,     или    мыгаленіе    отъ
                    рую    я   чувствовал*,,      ощущалъ       вчера,    которую      буду    чувство-                      чувственности       вообще.
                    вать,    ощущать       завтра,    вообще      во   всякое    время;     но   есчи   я                         Но   спрашивается:         чѣмъ    же   мышленіе      всегда   бываетъ     за-
                    только     чувствую,     ощущаю        боль,    то    я   могу    чувствовать     ее                     нято,   кромѣ    единичнаго      объекта?     Чт<)  составляете     необходимый
                    только     въ   пастоящій       единичный       момента      времени.      ІІотомъ.                      объектъ     мышлепія,      кромѣ     того   единичнаго      объекта,      который

                    если   я   мыслю     о  боли,   то   я  могу   мыслить     о  пей,   какъ   о  боли,'                    воспринимается        чувственностью?
                    которая     можетъ     быть    чувствуема,     ощущаема        не  только     здѣсь                           Вотъ     этотъ-то     вопросъ      и   старался     разрѣгаить       впервые
                                                                                                                            Сократа.     Онъ рѣшилъ         его  такъ:   объектъ     мышленія     есть   цѣлый
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38