Page 37 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 37

Сократова      метода,     въ  помощь      которой     онъ   унотреблялъ       раз-
                                                                                                                                                                                            доказательство
                                                                                                                                                                       аподиктическое
                                                                                                                                                         Аподиктъ,
                                                                                                                                       достов рное.
                                                                                                                                                                                                                 есть
                                                                                                                                                ѣ
                        ные   своеобразные        пріемы     съ   тою   же   ц лыо     образована      вее-                      ное Аристотелю,       также   силлогизмъ      изъ   истиннаго     (demonstratio)'
                                                                               ѣ
                                                                                                                                 по
                        общихъ      понятій.    Такъ     логически      переходимъ       мы   ко   второму
                                                                                                                                        доказательство,
                                                                                                                                 т.-е.
                                                                                                                                                                                                  на истинѣ.
                                                                                                                                                                                                                 На-
                                                                                                                                                             умозаключеніе,
                        вопросу,    относящемуся       къ Сократовой        діалектикѣ:                                          противъ      діалектическій      силлогизмъ      осповаішое     есть   силлогизмъ
                                                                                                                                                                                  (probatio)
                             б)  какъ    образовывать,      обработывалъ       Сократъ      вссобщія     по-                     изъ   мн нш,     т.-е.    основа,    принципъ,      начало     его   есть   мн ніе
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                          ѣ
                        нятія    и   опредѣленія       посредствомъ        своей   методы      и    съ   по-                     истекающее       изъ   вѣроятностей.       Существенное         отличіе     истины
                        мощью разныхъ         своеобразныхъ       пріемовъ,    т.-е.    въ  чемъ именно                          отъ   мн шя     состоитъ     именно      въ   томъ,   что   истина     не   можетъ
                                                                                                                                          ѣ
                       состояла      эта    его  метода      и  каковы     были    эти    пріемы,    болѣе                      оыть    иною,    нежели     какова     она   есть;  ея  существенное       свойство
                       или    менѣе     тѣсно     связанные      съ  его  методою?                                              составляете      именно     ея   необходимость,      а  потому    и  всеобщность'
                             Способъ      или    методу,     которую      употреблялъ       Сократъ    для                      между     тѣмъ    какъ    мн ніе    можетъ      быть   и  истинішмъ,       и лож-
                                                                                                                                                             ѣ
                       образованія      вееобщихъ       поиятій,   содержащихъ        въ  себѣ    сознаніе                      нымъ;     оно    не    имѣетъ     въ  себѣ    необходимости,         всеобщности
                       сущности      вещей,     Аристотель      иазываетъ      етгауоут),  a   Цицеронъ                              Аподиктическій         силлогизмъ,       или   силлогизмъ       изъ   истины
                       назвалъ     ее  латинскимъ       словомъ     Inductio;    обыкновенно       же    это                    есть    у   Аристотеля      силлогизмъ       въ   тѣ сномъ                  почему
                                                                                                                                                                                                смыслѣ
                       слово    переводится      словомъ     наведете      или   индукція.                                      Аристотель      обыкновенно       и  называете      его   П]юсто   силлогизмомъ
                             Слово     гтшуоуг)    значило     первоначально         шествіе      противъ                       Онъ     отличаете      этотъ    силлогизмъ      отъ   к ш у ^ ,   или     что   все
                       чего-либо,    отсюда—наступательное            движеніе     противъ     кого-либо,                       равно,     отъ   эпагогическаго       резона,    довода-тѣ мъ,         что   силло-
                       въ  особенности       же   наиаденіе      на непріятеля      со  стороны    войска,                      гизмъ    есть  доказательство       ИЛИ   умозаключеніе         отъ    всеобща™
                       движущаяся         стройными      липіями,     рядами,     или колоннами.        Но                      какъ    отъ    умозрительной,         всеобщей      и   необходимой         истины
                       аиалогіи     съ    этимъ    и  въ    греческой      реторикѣ       иодъ    гтгауоу^                     (ашомы)       къ   единичному,       частному;     слѣдовательно       этотъ сил-
                                                                                                     с
                       разумелось      такое   доказательство,—какъ            нападеніе,     такъ ка-                         логизмъ     есть   тЬ,  чтЬ   обыкновенно       называютъ     теперь   дедукцгею
                      зать,   на   противника,—при          которомъ     приводятся     многіе    единич-                      выиеденіемъ;      a  г-ау^      есть,  напротивъ,      доказательство      или   умо-
                      ные    примѣры      или случаи,       чтобы   совокупностью         ихъ    доказать                      заключению      отъ   едпничностей       (отъ   изв стнаго)       ко    всеобщему
                                                                                                                                                                                   ѣ
                      какое-либо      всеобщее      иоложепіе.                                                                 (къ   неизвѣстному);      слѣдовательно        â™7oTy,    есть   то, что   обыкно-

                            Аристотель       прямо     говорить,      что   Сократу     но   справедли-                        венно    называютъ      теперь     индукціею,     иаведенгемъ.
                      вости    можно     приписать      энактическіе      (наводящіе)      резоны,    до-                           Подъ    опредѣленіемъ       (брюро«)    Аристотель       разум етъ      не то
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                      воды    и  опредѣленіе       всеобщая,      и   что   Сократъ    старался     обра-                      чтЬ  теперь     въ            называется     номиналышмъ         опред леніемъ'
                                                                                                                                                   логикѣ
                                                                                                                                                                                                        ѣ
                      зовать    силлогизмы;       начало    же,    иринципъ       силлогизмовъ        есть                    т.-е.   объясненіемъ       только    имени,    названія     предмета-    но    н что
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                      сущее,    какъ    принципъ      знанія.    Для    того,   чтобы    точно    и  ясно                     подобное      тому,   что   теперь     въ              называется       реалышмъ
                                                                                                                                                                         логикѣ
                      выразумѣть      эти слова      Аристотеля,      необходимо      объяснить упо-                          опредѣленіемъ.        Такимъ     опредѣленіемъ       определяется,       ограничи-
                      требленные      здѣсь    Аристотелемъ        термины,     —   тогда    объяснятся                       вается    сущее,     или   чті>  есть   сущность     предмета,     и  нераздѣльно

                      также    сущность      и  значеніе     Сократовой       методы.                                         съ   этимъ    показывается,       отчего    и   почему      это  есть   —ибо     но
                           Но   Аристотелю        всеобщее     и  есть   сущее,     какъ    сущее    само                     Аристотелю,       знать    что сть-значите            знать    также,     отчего   и
                                                                                                                                                              е
                      но  себ ,     или всеобщее       во   всемъ.     Наиболѣе       всеобщимъ      онъ                      почему     это  есть.   Напримѣръ,        что   такое    лунное    затмѣніе?     Мы
                              ѣ
                      иазываетъ       абсолютно-всеобщее,           т.-е.   абсолютно-сущее.         Это                      опредѣлимъ       его   реально,    когда    скажемъ,      что это    есть   потеря
                     абсо .'потно  - всеобщее       или    абсолютно    •  сущее     есть    абсолютная                       св та   луною     всл дствіе     того,  что  земля   становится     между    луною
                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                    ѣ
                     истина,     именно      какъ    основа,    принципъ       аподиктическаго        до-                     и  солнцемъ      и  бросаете     на  нее   свою  т пь.   Слѣдовательно,       зная
                                                                                                                                                                                 ѣ
                      казательства      (атг65еі£і;  ),  т.-е.  такого    умозаклгоченія,        которое                     что    есть   лунное     затмѣніе,    мы    знаемъ    вмѣстѣ    съ   тѣмъ    отчего
                     содержите      въ  себѣ   аподиктическое       зяаніе,   знаніе   вполнѣ     истин-                     и   почему    оно    бываете.
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42