Page 37 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 37
Сократова метода, въ помощь которой онъ унотреблялъ раз-
доказательство
аподиктическое
Аподиктъ,
достов рное.
есть
ѣ
ные своеобразные пріемы съ тою же ц лыо образована вее- ное Аристотелю, также силлогизмъ изъ истиннаго (demonstratio)'
ѣ
по
общихъ понятій. Такъ логически переходимъ мы ко второму
доказательство,
т.-е.
на истинѣ.
На-
умозаключеніе,
вопросу, относящемуся къ Сократовой діалектикѣ: противъ діалектическій силлогизмъ осповаішое есть силлогизмъ
(probatio)
б) какъ образовывать, обработывалъ Сократъ вссобщія по- изъ мн нш, т.-е. основа, принципъ, начало его есть мн ніе
ѣ
ѣ
нятія и опредѣленія посредствомъ своей методы и съ по- истекающее изъ вѣроятностей. Существенное отличіе истины
мощью разныхъ своеобразныхъ пріемовъ, т.-е. въ чемъ именно отъ мн шя состоитъ именно въ томъ, что истина не можетъ
ѣ
состояла эта его метода и каковы были эти пріемы, болѣе оыть иною, нежели какова она есть; ея существенное свойство
или менѣе тѣсно связанные съ его методою? составляете именно ея необходимость, а потому и всеобщность'
Способъ или методу, которую употреблялъ Сократъ для между тѣмъ какъ мн ніе можетъ быть и истинішмъ, и лож-
ѣ
образованія вееобщихъ поиятій, содержащихъ въ себѣ сознаніе нымъ; оно не имѣетъ въ себѣ необходимости, всеобщности
сущности вещей, Аристотель иазываетъ етгауоут), a Цицеронъ Аподиктическій силлогизмъ, или силлогизмъ изъ истины
назвалъ ее латинскимъ словомъ Inductio; обыкновенно же это есть у Аристотеля силлогизмъ въ тѣ сномъ почему
смыслѣ
слово переводится словомъ наведете или индукція. Аристотель обыкновенно и называете его П]юсто силлогизмомъ
Слово гтшуоуг) значило первоначально шествіе противъ Онъ отличаете этотъ силлогизмъ отъ к ш у ^ , или что все
чего-либо, отсюда—наступательное движеніе противъ кого-либо, равно, отъ эпагогическаго резона, довода-тѣ мъ, что силло-
въ особенности же наиаденіе на непріятеля со стороны войска, гизмъ есть доказательство ИЛИ умозаключеніе отъ всеобща™
движущаяся стройными липіями, рядами, или колоннами. Но какъ отъ умозрительной, всеобщей и необходимой истины
аиалогіи съ этимъ и въ греческой реторикѣ иодъ гтгауоу^ (ашомы) къ единичному, частному; слѣдовательно этотъ сил-
с
разумелось такое доказательство,—какъ нападеніе, такъ ка- логизмъ есть тЬ, чтЬ обыкновенно называютъ теперь дедукцгею
зать, на противника,—при которомъ приводятся многіе единич- выиеденіемъ; a г-ау^ есть, напротивъ, доказательство или умо-
ные примѣры или случаи, чтобы совокупностью ихъ доказать заключению отъ едпничностей (отъ изв стнаго) ко всеобщему
ѣ
какое-либо всеобщее иоложепіе. (къ неизвѣстному); слѣдовательно â™7oTy, есть то, что обыкно-
Аристотель прямо говорить, что Сократу но справедли- венно называютъ теперь индукціею, иаведенгемъ.
вости можно приписать энактическіе (наводящіе) резоны, до- Подъ опредѣленіемъ (брюро«) Аристотель разум етъ не то
ѣ
воды и опредѣленіе всеобщая, и что Сократъ старался обра- чтЬ теперь въ называется номиналышмъ опред леніемъ'
логикѣ
ѣ
зовать силлогизмы; начало же, иринципъ силлогизмовъ есть т.-е. объясненіемъ только имени, названія предмета- но н что
ѣ
сущее, какъ принципъ знанія. Для того, чтобы точно и ясно подобное тому, что теперь въ называется реалышмъ
логикѣ
выразумѣть эти слова Аристотеля, необходимо объяснить упо- опредѣленіемъ. Такимъ опредѣленіемъ определяется, ограничи-
требленные здѣсь Аристотелемъ термины, — тогда объяснятся вается сущее, или чті> есть сущность предмета, и нераздѣльно
также сущность и значеніе Сократовой методы. съ этимъ показывается, отчего и почему это есть —ибо но
Но Аристотелю всеобщее и есть сущее, какъ сущее само Аристотелю, знать что сть-значите знать также, отчего и
е
но себ , или всеобщее во всемъ. Наиболѣе всеобщимъ онъ почему это есть. Напримѣръ, что такое лунное затмѣніе? Мы
ѣ
иазываетъ абсолютно-всеобщее, т.-е. абсолютно-сущее. Это опредѣлимъ его реально, когда скажемъ, что это есть потеря
абсо .'потно - всеобщее или абсолютно • сущее есть абсолютная св та луною всл дствіе того, что земля становится между луною
ѣ
ѣ
истина, именно какъ основа, принципъ аподиктическаго до- и солнцемъ и бросаете на нее свою т пь. Слѣдовательно, зная
ѣ
казательства (атг65еі£і; ), т.-е. такого умозаклгоченія, которое что есть лунное затмѣніе, мы знаемъ вмѣстѣ съ тѣмъ отчего
содержите въ себѣ аподиктическое зяаніе, знаніе вполнѣ истин- и почему оно бываете.