Page 40 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 40

Такое  опредѣленіе  есть  у  Сократа  или  отправная  точка,  кратъ  требовалъ,  чтобы  человѣкъ  ясно  и  опредѣлительно  со-
 начало  его  индуктивныхъ  резоновъ,  доводовъ,  или  же  оно  есть  зналъ  и  все  особенное,  единичное,  дабы  можно  было  новѣрять
 ихъ  результате,  или  же,  наконецъ,  оно  входите  въ  составъ  всеобщее  на  всемъ  особенномъ,  единичиомъ—и  наоборотъ.  Со-

 этихъ  доказательства  кратъ  не  упустилъ  также  изъ  виду  и  того,   что  всѣ   мы,   прежде
 Итакъ,  приведенный  слова  Аристотеля  о  Сократѣ  значатъ:  составленія  себѣ  такого  понятія,  которымъ  выражается  истин-
 о  Сократѣ  справедливо  говорятъ,  что  онъ  первый  сталъ  упо-  ное  знаніе  сущности  вещи,  частью  получаемъ  по  преданію,
                                                        о
                                                                                        же
                                                                              частью
                     другихъ
               отъ
 треблять  индуктивные  резоны,  какъ  доказательство,  дабы  по-  составляемъ  разныя  мнѣнія  свое всеобщемъ, мнѣніе.  Если  сами
                                                                                              при-
                                        какое-либо
                                                               о
                                                                  немъ
 средствомъ  ихъ  сознать  всеобщее,  сущее,  истину,  взойти  къ  знанное  нами себѣ  образомъ  мнѣніе  о  всеобщемъ  в рно,
                                    такимъ
 истинному  абсолютному  знанію,  и  что  онъ  первый  сгалъ  реально                        ѣ
 опредѣлять  всеобщее,  сущее,  истину,  показывая,  чтЬ  есть  и  то,  разумѣется,  это  наше  мнѣиіе  о  всеобщемъ  должно  согласо-
                                                        единичнымъ;
                                      особеннымъ,
                                                                                                 TÖ,
               ваться
                         со
                             всѣмъ
                                                                           слѣдовательно,
 отчего,  и  почему  это  есть.  Восходя  иосредствомъ  индукціи  къ  чтЬ  мы  считаемъ  истиннымъ  вообще,  во  всѣ хъ  отношеніяхъ  и
 всеобщему,  къ  сущему,  къ  истине,  Сократъ  восходите  къ  тому,
               случаяхъ,
                              нисколько
 чтЪ  служите  основою,  принципомъ  аподиктическихъ  силлогиз-  считаемъ  истиннымъ  во не  должно  противорѣчить  тому,  чтЬ  мы
                                             вс хъ
                                                      частныхъ
                                                                  отношеніяхъ,
                                                                                     случаяхъ—
 мовъ,  дедукціи,  ибо  всеобщее  сознанное  сущее,  истина  и  есть  ѣ
                                     для
                                           этого
                                                   нужна
                                                                                        на
 основа,  принципъ  для  аподиктическаго,  вполне  достов рнаго,  и  наоборотъ; и  а всего  особенна™  на повѣрка  всеобщаго такой всемъ
 ѣ
                                                                               При
               особенномъ
                                                               всеобщемъ.
                                                                                               по-
 нстиннаго,  абсолютна™  знанія.  мы  можемъ  начать  или  съ  т хъ  особенныхъ       положеній,
                ѣ
                                                               ѣ
 Сократъ  созналъ  первый,  что  всякое  истинное  знаніе  заклю-  в ркѣ  съ  которыми  наиболѣе  согласно  большинство  людей,
              понятій,
 чается  въ  правильныхъ  понятіяхъ;  что  ничего  не  можетъ  быть  и  потомъ  уже  изъ  нихъ  развивать  всеобщее,  какъ  лежащее
 истинно  познано,  если  не  будете  нами  выразумена  сущность  въ  основѣ  всего  особеннаго;  или  же  признать  на  время  вѣ р-
 его;  что  образованное  нами  понятіе,  какъ  умозаключеніе,  слу-  нымъ  какое-либо  признанное  всеобщее  положеніе,  понятіе  и  по-
 жите  потомъ  отправною  точкою  правильна™  сужденія  о  дан-  томъ—либо  показать  его  несостоятельность,  слѣдовательно  со-
 иомъ  предметѣ.  Вотъ  почему  Сократъ  непрестанно  старался  вершенно  отвергнуть  его;  либо  исправить  его  расширеніемъ
 возвести  къ  всеобіцимъ  понятіямъ  всѣ  оеобыя  мнѣ нія,  пред-  или  ограничеиіемъ,  посредствомъ  повѣрки  этого  всеобщаго  по-
 ставленія  о  предметахъ,  дабы  такимъ  образомъ  уже  на  основа-  ложенія  на  положеніяхъ  особенныхъ.  Т мъ  и  другимъ  обра-
                                                                    ѣ
 ніи  этихъ  понятій  решать  все  представляющіеся  вопросы  или  зомъ  неопредѣленность  всякаго  положенія  —  и  всеобщаго,  и
 по  крайней  мѣрѣ-  показать  несостоятельность  тѣ хъ  ответовъ  особеннаго—возвысится  къ  опредѣленности;  или,  чтЪ  все  равно,
 на  эти  вопросы,  которые  не  истекаютъ  изъ  понятія,  изъ  истин-  мы  получимъ  нѣчто  опредѣленное,  всеобщее  опредѣленіе,  въ
 наго  знанія  сущности  вещей,  добываема™  разумомъ  умозри-  которомъ  и  выразится  понятіе,  знаніе  истинно-сущаго.
 тельно,  а  не  посредствомъ  чувственнаго  воспріятія.  Вотъ  по-
 чему  знаніе  не  есть  уже  у  Сократа  личное  единичное  мн ніе  Такъ  именно  восходилъ  Сократъ  къ  своимъ  опредѣденіямъ;
 ѣ
 того  или  другого  индивида  въ  тотъ  или  другой  моменте,  но  такъ  вырабатывалъ,  образовывалъ  онъ  понятія;  въ  этомъ  суще-
 есть  всеобщее  нонятіе,  добываемое  умомъ  человѣческимъ  вообще;  ственно  состояла  его  діалектика;  въ  этомъ  состоялъ  самый
 поэтому  и  понятіе  есть  знаніе  всеобща™,  а  не  особенна™,  нроцессъ  его  діалектическаго  образованія  попятій  или  восхож-
 единична™.  Впрочемъ  подъ  именемъ  всеобщаго  Сократъ  не  денія  къ  опредѣленіямъ,  который  и  называется  Сократовою
 разумѣлъ  такого  всеобщаго,  которое  не  имѣетъ  ничего  общаго  индукціею  (етшуо-р}).  Слѣдовательно  у  Сократа  опредѣленіе  и
 съ  особеннымъ  и  единичнымъ;  напротивъ,  Сократъ  признавалъ,  индукція  находятся  въ  неразрывной  связи  между  собою.  Это
 что  знаніе  всеобщаго,  выражаемаго  въ  ноиятіи,  содержится,  неразрывное  соединеніе  такого  именно  опредѣленія  и  такой
 заключается  въ  знаніи  особенна™,  единична™.  Поэтому  Со-  индукціи  и  составляете  сущность  Сократовой  методы.
                      ш                                                                   з
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45