Page 45 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 45

дильницѣ,      облегчить     страданія     при рожденіи         созрѣвшаго     уже
                                                                                                                                             „Менонъ",
                                                                                                                                   говорѣ:
                 ребенка,     такъ   и  онъ можетъ        въ   своихъ   слушателяхъ       или  уско-                              оудемъ     говорить     о  содержаніе      котораго     мы   представимъ,      когда
                                                                                                                                                             Платонѣ.
                 рить   обнаруженіе       того,   что   знаніе    ихъ   есть   мнимое,     призрач-                                     Итакъ,    Сократова      діалектика    существенно       состоите   въ  обра-
                 ное,   или же     помочь     имъ произвести        на   св тъ,    родить    заклю-                               зованы      нонятій     посредствомъ        индукціи,      съ    помощью       свое-
                                                                            ѣ
                 чающееся      внутри     ихъ, въ     ихъ умѣ,      мышленіи,       всеобщее     по-                              ооразныхъ      иріемовъ,    преимущественно          съ  помоншо      Сократовой
                 нятіе.    Все    отличіе   —   говорилъ      Сократъ     —   его   искусства    отъ                              ироніи    и   Сократовой      интеллектуальной         мэевтики?}
                 искусства      его   матери     состоите     въ   томъ,    что онъ      помогаете,
                                                                                                                                                                  имѣетъ
                                                                                                                                                                                                                такъ-
                                                                                                                                                                           т сную
                                                                                                                                                                                      связь
                                                                                                                                                                                                             о
                                                                                                                                                     мэевтика
                                                                                                                                       Сократова
                                                                                                                                                                             ѣ
                 родить,    произвести     на   св тъ    илодъ,    лежащій      внутри     не   жен-                              пазышемыхъ        врожденныхъ,        прирожденныхъ        съ ученіемъ     идеяхъ.
                                                   ѣ
                                                                                                                                                                                               человѣку
                 щинъ,    а  мужчинъ,      и   что  онъ   обращаете       вниманіе     не  на   роды
                                                                                                                                      \Иервоначальная
                                                                                                                                                                                                           истинахъ
                                                                                                                                                              основа
                т лесные,      а  на   душевные,     интеллектуальные.         Сократъ     не  пред-                             заключается        въ   томъ     ученЦ  мысли      о   врожденныхъ      свободный
                  ѣ
                                                                                                                                                                              что
                                                                                                                                                                                    мышленіе
                                                                                                                                                                                                  есть
                лагал^      не  давалъ     своимъ    ученикамъ       или, лучше       сказать,   со-                             акте.    Никакая      вн шняя      сила   не   можетъ     принудить       человѣка
                                                                                                                                                          ѣ
                бес дникамъ,        готовыхъ     понятій,     уже добытыхъ         имъ    познапій,                              мыслить;      если   человѣкъ     мыслите,      то   онъ   не   можетъ     мыслить
                    ѣ
                догматическихъ        положеній,     цѣлой    системы     однородных!,       истинъ                              иначе,    какъ    для   себя   и   изъ  себя.   Онъ    не   можетъ     мыслить по
                науки;     но  старался     выводить      ихъ    на  св тъ     какъ    бы   изнутри                              указу    и  изъ   принужденія       со   стороны     другихъ     людей,    какъ   не
                                                                        ѣ
                еамихъ     собес дниковъ,       подобно     тому   какъ   поступаете     акушерка                                можетъ     и  чувствовать.       Поэтому     всякое    знаніе,     всякая    наука,
                                  ѣ
                съ   родильницами.                            ^                                                                  истины     которой     суть   истины     мышленія,       должны      быть     вызы-
                      Слѣдовательно       интеллектуальна^         Сократова     мэевтика      осно-                             ваемы    изнутри     ума   учащагося,      а   не  могутъ     быть   вложены      въ
                вывалась     на   томъ    убѣжденіи      Сократа,      что   всякое     заключаю-                                него   извнѣ.
                щееся     въ  умѣ   челов ка      умозрительное       знаніе   можетъ    и  должно                                    У   Платона     это   ученіе     о   прирожденныхъ          человѣку     исти-
                                           ѣ
                быть    извлекаемо      изнутри     самого    ума, изъ его       мишленія,      а  не                            нахъ   превратилось       въ  ученіе    о  томъ,   что   все  знаніе    есть  вос-
                можетъ     быть    вложено     въ   него  извнѣ.(ТГоэтому      Сократова       мэев-                            поминаніе      о  томъ,    чтб умъ дѣйствительио,           in   actu,   зпалъ    въ
                тика   есть   такой    пріемъ,     который     служите      къ   добытію     истии-                             гірежнемъ       состояніи     своего    бытія,     а  потому     и  послѣ    знаетъ
                иаго   знанія,    къ   образованію      всеобщихъ       понятій,     словомъ—къ                                 ш   potentia     (въ   возможности),       или     можетъ       знать,    какъ   бы
                тому   же,    къ  чему    служите     и   его  метода,     индукція,     и  вообще                              припомнивъ        себ ,    что    онъ    ихъ зналъ       прежде.      Разум ется
                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                вся   его   положительная       діалектика.      Итакъ      сущность      Сократо-                              это   ученіе   должно      быть     ограничено      тѣмъ,     что   можетъ     быть
                товой    мэевтики     состоите     въ   томъ,   чтобы    помогать      уму,    мыш-                             названо    раціональнымъ        или   умозрительньшъ        знаніемъ,     знаніемъ
                ленію    сознать    истины,     которыя     уже содержатся         въ   умѣ     каж-                            истинъ,    которыя      сами     по  себѣ     необходимы,       въ   отличіе   отъ

                даго   челов ка,     но   еще    безсознательно,      такъ    что   челов къ,    не                             исгорическаго      и   опытнаго    знаній,   которыя,      конечно,      никакими
                              ѣ
                                                                                           ѣ
                сознавая     самъ   себя,   не  знаете     и  того,  что   онѣ    содержатся     въ                             средствами     не   могутъ    быть    развиты     прямо    изъ ума.
                его    умѣ, и     потому     не    сознаетъ     еамихъ    этихъ    истинъ.     Этой
                цѣли    обыкновенно       достигалъ     Сократъ      путемъ     наводя іцихъ    во-                                  Въ   новое    время    TÖ   ученіе,  что   всякое   раціональное       знаніе
                                                                                                                                                                                                   врожденныхъ
                просовъ,     вызывающихъ         такіе   именно     отв ты,     какіе   были ему                               есть   воепомиыаніе,       появилось     вновь    въ   ученіи   о  {Loche),  жив-
                                                                        ѣ
                                                                                                                                                                           философъ
                                                                                                                                                                                         Локке
                                                                                                                               идеяхъ.
                                                                                                                                          Знаменитый
                                                                                                                                                            англійскій
                нужны     для   этой    цѣли,     чт0   называется      пынѣ      катехизацгею.
                                                                                                                                                                                           что
                                                                                                                                                                                                 онъ
                                                                                                                                            1 6 3 2 г.
                                                                                                                                                        до
                                                                                                                               шш
                                                                                                                                     отъ
                                                                                                                                                                      г., воображалъ,
                Вотъ    почему   — сказали      мы—мэевтика,         или   Сократовъ       способъ                             и  навсегда     искоренилъ    1 7 0 4 ученіе,   и   несмотря    на   то опровергъ
                                                                                                                                                                                                        въ
                                                                                                                                                                                                             наше
                                                                                                                                                               это
                обученія,    его   катехизація,       находится      въ  т снѣ йшей      связи   съ                            нремя    оно съ     новою    силою    появилось      въ   философіи     Гербарта.
                                                                           ѣ
                ei'o  методою     образоваиія     всеобщихъ       понятій     и  вообще     съ  его
                положительною        діалектикою.      Самый    наглядный      примѣръ      Сокра-                                  Ноказавъ,      въ   чемъ    существенно       состоите     Сократова      діа-
               товой    мэевтики     представляете        намъ     Платонъ      въ   своемъ   раз-                             лсктика,    мы   тѣмъ    опредѣлили      Сократову      философію       только   съ
                                                                                                                               формальной      стороны,     т.-е.   показали     форму,     образъ    его   фило-
   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50