Page 50 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 50

софистамъ,  онъ  убедился,  что  въ  этихъ  міросозерцаніяхъ  н тъ  быть  —  думалъ  Сократъ  —  произведеніемъ  чего-либо  другого,
 ѣ
 достоверна™,  истиннаго  знанія,  и  потому,  вм стѣ  съ  софи-  кроме  ума.  Какъ  человекъ  не можетъ  произвести  ничего  благого,
 ѣ
 стами,  пересталъ  пытаться  проникнуть  въ  тайны  іш шняго  добраго,  целесообразна™  безъ  ума,  безъ  сознанія  суща го,
 ѣ
 міра,  а  обратилъ  свое  вниманіе  на  внутренній  міръ,  перешелъ  истины,  безъ  вернаго  понимаиія  сущности  вещей,  безъ  всеоб-
 отъ  физики  къ  этикѣ.  Но  въ  этомъ  внутреннемъ  мірѣ  софисты  щаго  понятія,  такъ  и  міръ  вообще  не могъ  бы  быть  устроен-
 также  не  находили  достовѣрности,  а  Сократъ  нашелъ  ее,  а  иымъ  целесообразно,  благоустроеннымъ,  безъ  присуща™  міру

 именно  въ  голосѣ  человеческой  совѣсти  онъ  нашелъ  всеобщія  ума,  устрояющаго  все  целесообразно,  ко  благу,  добру.
 неизмѣиныя  нравственныя  истины,  поиятія.  Этотъ  міровой  умъ,  устроягощій  міръ  для  блага,  добра,
 Вотъ  почему,  если  Сократъ  и  вводилъ  иногда  въ  свои  целесообразно,  и  есть  Сократово  божество,  въ  смысле  души
 бес ды  вопросы,  относящееся  къ  физикѣ,  то  всегда  съ  какою-  міра,  или міровой  души.  Сократъ  поставляете  эту  міровую
 ѣ
 либо  этическою  ц лыо,  наиримѣръ  для  возбужденія  истиннаго  душу  въ  такое  же  отношеніе  къ  міру,  къ  природе,  въ  какое
 ѣ
 благочестія,  набожности  какъ  добродѣтели.  Однакоже  и  Со-  поставлены  въ  человеке  умъ  его  или  душа  къ  т лу.  Какъ
                                                                                   ѣ
 кратъ  составилъ  себѣ  свое  особенное  міросозерцаніе,  которое  умъ  въ  человеке  или  человеческая  душа  производите  въ его
 можно  обозначить  именемъ  этико-телеологическаго.  Онъ  смо-  теле  д йствія,  явленія,  видимыя,  воспринимаемым  чувствами,
                     ѣ
 тр лъ  на  весь  міръ  не  только  съ телеологической  точки  зрѣиія,  оставаясь  ^  сами  невидимыми,  невоспринимаемыми  чувствами,
 ѣ
 какъ  на  міръ,  устроенный  целесообразно,  по  нераздѣльно  съ  такъ  и  міровой  умъ  или  міровая  душа,  божество  въ  міре про-
 тѣмъ  и  съ  точки  зрѣнія  этической,  призиавая  целесообразное  изводите  видимыя  действія,  явленія,  оставаясь  само  невиди-
 благимъ;  следовательно  и  целесообразно  устроенный  міръ  онъ  мымъ.  Какъ  умъ  въ  человеке,  или  душа,  имеете  неограничен-
 нризнавалъ  благоустроеннымъ  въ  томъ  смысле,  что  весь  міръ  ную  абсолютную  власть,  абсолютное  владычество,  господство

 уетроенъ  для  блага,  добра  вообще,  и  въ  особенности  во  благо  надъ  т ломъ,  плотью,  этою  частичкою  природы,  такъ  міровой
                    ѣ
 человека,  и  уетроенъ  благимъ  существомъ.  Следовательно  телео-  умъ,  міровая  душа,  божество  неограниченно,  абсолютно  влады-
 логическое  понятіе,  целесообразность,  нераздельное  съ  этиче-  чествуете,  господствуете  надъ  всею  природою.
 скимъ  понятіемъ  блага,  добра,  было  принципомъ  всего  міро-  Итакъ  Сократъ  смотрелъ  па міръ  какъ  на  произведеніе
 созерцанія  Сократа,  всей  его  физики.  Отсюда  онъ  выводилъ,  разумной,  благой,  следовательно  нравственной  силы  или  перво-
 что  въ  мірѣ  не  господствуете  ни  слепой  случай,  ни  непости-  причины,  какъ  на  продукте  блага,  добра  или  благого  су-

 жимая  судьба,  роковая  необходимость;  но  что  все  въ  міре  въ  щества,  божества.  Онъ  не  говорилъ,  что  вещи  и  явленія
 своихъ  едииичныхъ  формахъ  определяется  всеобщимъ  поня-  въ  міре  про исходя тъ  вследствіе  чистой  случайности  или  же
 тіемъ,  какъ  понятіемъ  родовымъ,  т.-е.  что  цель  всего  единич-  роковой  необходимости,  а  говорилъ,  что  они  происходите,
 наго  въ  мірѣ  есть  сохраненіе  всеобщаго,  рода  вообще,  въ  потому  что это  целесообразно,  потому  что это  благо,  добро!

 особенности  же—человеческаго  рода,  человека  вообще;  следо-  Следовательно  первопричина  благоустроенна™  міра  есть  благо,
 вательно  все  въ  міре  служите  средствомъ  преимущественно  добро,  какъ  благое  существо,  божество;  а  потому  оно  же
 для  человека.  Такимъ  образомъ  конечная,  верховная  цель  есть  и  благое  провиденіе,  пекущееся  о  благе  всего  отъ
 всего  въ  міре,  всего  бытія  и  становленія  есть  именно  ионятіе  мала  до  велика  и  въ  особенности  о  благе  человека;  следова-
 всеобщаго  блага,  добра,  какъ  этическаго  понятія;  осуществле-  тельно  оно  же  есть  и  причина,  источиикъ  всякой  благой,

 иіе  его  въ  мірѣ  и  есть  конечная,  верховная  цель  міра;  а по-  нравственной  человеческой  деятельности,  всякой  добродетели,
 тому-то  все  благое,  доброе  есть  целесообразное,  и  все  целе-  нравственности,  правды  и  справедливости.  Поэтому  правда  и
 сообразное  есть  благое,  доброе.  справедливость  и  есть  у  Сократа  закопъ  божескій  въ  этомъ
 Это  благое,  доброе,  какъ  целесообразное  вообще,  не  можетъ  смыслѣ.  Видя  въ  божествѣ  целесообразно  действующую  нрав-
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55