Page 55 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 55

сказалъ     Эвѳидемъ.      Я   хорошо     знаю,    что   ничуть     не  стану    не-                     предметовъ,      относительно       которыхъ      неизвестно,     ради   чего  они

                       брежно     относиться      къ   этой   божественной        силѣ,   но   меня сму-                        существуют'!»     и   изъ т'Ьхъ,    относительно      которыхъ      известно, что
                       щаетъ     то,  что,   на    мой    взглядъ,   ни   одинъ    челов къ      не   отве-                     они   существуете       для  пользы,    какіе    ты   считаешь    дѣломъ     случая
                                                                                          ѣ
                       чаете     должной      благодарностью         на    благодѣянія      боговъ.—Не                          и  какіе  дѣломъ     разума?—Разумеется,           существующее        для  пользы
                       смущайся      этимъ,     сказалъ     Сократъ.      Ты    знаешь,    что    дельфій-                      суть   д'Ьло  разума,     отв чалъ     Аристодемъ.      —   Неужели      ты  не  ви-
                                                                                                                                                              ѣ
                       скій   богъ,   на   вопросъ:     какъ   угождать        богамъ?     отвѣтилъ:     по                     дишь,   что   тотъ,   кто  сотворилъ    человека,     далъ  ему   для   известной
                       государственным           уставамъ]        оттого-то      и   принято      повсюду                       пользы     органы,      посредствомъ        которыхъ       человекъ     получаете

                       умилостивлять       боговъ     носильными       жертвами.     Да    и  въ   самомъ                       впечатлѣыія      отъ   каждаго     предмета:      напримеръ,       глаза,    чтобы
                       деле,    можно     ли  почтить     боговъ    достойнее      и имъ   самимъ    угод-                      видеть,    уши, чтобы       слышать?     Кроме      того,  не   кажется    ли  тебе
                       нее,   какъ    поступая     по    ихъ    вел ніямъ?      Ііо   въ  этомъ     случае                     дѣломъ     промысла       и  то, что   такъ    какъ    глазъ   н женъ,     то   про-
                                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                                ѣ
                       человѣ въ     не    долженъ      быть     ниже     своихъ     силъ,    иначе   онъ,                     мыселъ     оградилъ      его  веками,     которыя,    въ  случае   надобности     въ
                       очевидно,     не   чтить     боговъ.    Поэтому       нужно    чтить    ихъ    сооб-                    зрѣпіи,    раскрываются,        а  во   время    сна   закрываются?       и т.  п . —
                       разно    со  своими     силами     и  тогда   смѣло     ожидать    отъ  нихъ    вся -                   Конечно,       если    такъ     смотреть,      то  все   это   выходите      дѣломъ
                       к ихъ   благъ.    Тотъ    не  будете    здравомыслящимъ         челов комъ,      кто                    мудраго     и   любящаго        художника,       отв чаль       Аристодемъ.—А
                                                                                              ѣ
                                                                                                                                                                                    ѣ
                       на   другихъ     будете     питать     болыпія     надежды,      чемъ    на   тЬхъ,                      вдохнуть     любовь    къ   произведенію       потомства,     вдохнуть     родите-
                       кто    въ   силахъ      оказать     ему    величайшую         помощь.—Такими                            лямъ    любовь     къ   воспитанно      дѣтей    и  выросшимъ         существамъ,
                       словами     Сократъ     дѣлалъ      своихъ    учениковъ      более     благочести-                      величайшую        любовь     къ  жизни     и   величайшій       страхъ      смерти?

                       выми    и   более    здравомыслящими".                                                                  спрашивалъ        Сократъ.    —    Разумеется,     и  это   распорядительность
                                                                                                                               такого    лица,    которому      угодно,     чтобы     были    живыя     существа,

                                                                                                                               отвѣчалъ     Аристодемъ.       —   А    относительно      себя    замечаешь      ли,
                           в .  И з ъ  Б Е С Ѣ  Д Ы  С О К Р А Т А  СЪ  Е Г О  У Ч Е Н И К О М Ъ  А Р И С Т О -                что    ты    имеешь      въ  себе    нечто    разумное,      и  думаешь      ли   ты,
                                                                                                                                                             ѣ
                                                            Д Е М О М Ъ .                                                      что    больше      нигде    н тъ    разумнаго?       И   это   тогда,     когда   ты
                                                                                                                               знаешь,     что   въ   твоемъ    т лѣ    есть   малая    часть   столь   обширной
                                                                                                                                                                 ѣ
                                            („Восиомиііанія  о  Сократѣ ",  I  кн.,  4  гл.)
                                                                                                                               влаги;    изъ   прочихъ      очень    многихъ     стихій   ты    имеешь    тоже   по
                             „Узнавъ,     что   Аристодемъ       не   приносить      жертвъ     богамъ    и                    небольшой       части   и   все  это    находится       въ   тебе   въ   гармоніи.

                       не   обращается       къ  мантик ,      даже    смеется     надъ   тѣми    людьми,                      Тебе    вероятно      кажется,      что    ты   по    счастливой      случайности
                                                          ѣ
                       которые     дѣлаютъ      это,  Сократъ      спросилъ     его:   —    Аристодемъ,                        восхитилъ      умъ, котораго       нигде    нетъ,     и  что   все   величествен-
                       есть   ли   такіе  люди,   мудрости     которыхъ     ты  удивляешься?       —  Ко-                      ное   и   безпредельное        по    какому-то     недоразумЬнію         находится
                       нечно,     отвѣ чалъ     тотъ.   —   Такъ     назови     мне     ихъ по     имени,                      въ   такомъ     прекрасномъ       порядке?—Да,         я   такъ   думаю,     потому

                       сказалъ    Сократъ.      —    В ъ   поэмахъ     я   наиболее     удивляюсь      Го-                     что   не   вижу    правителей      такъ,   какъ    вижу    мастеровъ     того, что
                       меру,     отв чалъ      Аристодемъ,       въ    диѳирамбахъ      —    Меланниду,                        здесь    делается,     отвѣчалъ     Аристодемъ.      —    Но    ведь   ты,   возра-
                                     ѣ
                       въ   трагедіи—Софоклу,          въ   ваяніи—Пеликлиту,          въ   живописи—                          зилъ    Сократъ,      не  видишь     и   собственной      души,     которая     есть
                       Зевксису.—Более          ли,   по   твоему    мн нію,     достойны       удивленія                      правитель      т ла;   въ   силу   чего   же ты     могъ    бы   сказать,   что  все
                                                                                                                                               ѣ
                                                                        ѣ
                       те,   что   производятъ       бездушныя       и  неспособныя        къ   движенію                       д лаешь      не   сознательно,     а  случайно?—Сократъ,          я  не   отвергаю
                                                                                                                                 ѣ
                       изображенія,      или е,       что   производятъ      живыя     существа,     ода-                      высшаго       существа,       отвѣчалъ      Аристодемъ,        но    считаю     его
                                                т
                       ренныя     разумомъ      и  д йствіемъ?—спросилъ             Сократъ.    —    Разу-                     слишкомъ       величественнымъ         для того,    чтобы    оно   нуждалось      въ
                                                     ѣ
                       меется,     гораздо    больше     последніе,      если   только    это   происхо-                       моемъ      поклоненіи.     —    Стало     быть,     сказалъ     Сократъ,       чѣ мъ
                       дите   по   разуму,   а  не   по   какому-либо      случаю.    —   Но   изъ    т хъ                     более    оно   удостоиваетъ       тебя  своими    величественными        заботами,
                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                      Iii                                                                   4
   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60