Page 55 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 55
сказалъ Эвѳидемъ. Я хорошо знаю, что ничуть не стану не- предметовъ, относительно которыхъ неизвестно, ради чего они
брежно относиться къ этой божественной силѣ, но меня сму- существуют'!» и изъ т'Ьхъ, относительно которыхъ известно, что
щаетъ то, что, на мой взглядъ, ни одинъ челов къ не отве- они существуете для пользы, какіе ты считаешь дѣломъ случая
ѣ
чаете должной благодарностью на благодѣянія боговъ.—Не и какіе дѣломъ разума?—Разумеется, существующее для пользы
смущайся этимъ, сказалъ Сократъ. Ты знаешь, что дельфій- суть д'Ьло разума, отв чалъ Аристодемъ. — Неужели ты не ви-
ѣ
скій богъ, на вопросъ: какъ угождать богамъ? отвѣтилъ: по дишь, что тотъ, кто сотворилъ человека, далъ ему для известной
государственным уставамъ] оттого-то и принято повсюду пользы органы, посредствомъ которыхъ человекъ получаете
умилостивлять боговъ носильными жертвами. Да и въ самомъ впечатлѣыія отъ каждаго предмета: напримеръ, глаза, чтобы
деле, можно ли почтить боговъ достойнее и имъ самимъ угод- видеть, уши, чтобы слышать? Кроме того, не кажется ли тебе
нее, какъ поступая по ихъ вел ніямъ? Ііо въ этомъ случае дѣломъ промысла и то, что такъ какъ глазъ н женъ, то про-
ѣ
ѣ
человѣ въ не долженъ быть ниже своихъ силъ, иначе онъ, мыселъ оградилъ его веками, которыя, въ случае надобности въ
очевидно, не чтить боговъ. Поэтому нужно чтить ихъ сооб- зрѣпіи, раскрываются, а во время сна закрываются? и т. п . —
разно со своими силами и тогда смѣло ожидать отъ нихъ вся - Конечно, если такъ смотреть, то все это выходите дѣломъ
к ихъ благъ. Тотъ не будете здравомыслящимъ челов комъ, кто мудраго и любящаго художника, отв чаль Аристодемъ.—А
ѣ
ѣ
на другихъ будете питать болыпія надежды, чемъ на тЬхъ, вдохнуть любовь къ произведенію потомства, вдохнуть родите-
кто въ силахъ оказать ему величайшую помощь.—Такими лямъ любовь къ воспитанно дѣтей и выросшимъ существамъ,
словами Сократъ дѣлалъ своихъ учениковъ более благочести- величайшую любовь къ жизни и величайшій страхъ смерти?
выми и более здравомыслящими". спрашивалъ Сократъ. — Разумеется, и это распорядительность
такого лица, которому угодно, чтобы были живыя существа,
отвѣчалъ Аристодемъ. — А относительно себя замечаешь ли,
в . И з ъ Б Е С Ѣ Д Ы С О К Р А Т А СЪ Е Г О У Ч Е Н И К О М Ъ А Р И С Т О - что ты имеешь въ себе нечто разумное, и думаешь ли ты,
ѣ
Д Е М О М Ъ . что больше нигде н тъ разумнаго? И это тогда, когда ты
знаешь, что въ твоемъ т лѣ есть малая часть столь обширной
ѣ
(„Восиомиііанія о Сократѣ ", I кн., 4 гл.)
влаги; изъ прочихъ очень многихъ стихій ты имеешь тоже по
„Узнавъ, что Аристодемъ не приносить жертвъ богамъ и небольшой части и все это находится въ тебе въ гармоніи.
не обращается къ мантик , даже смеется надъ тѣми людьми, Тебе вероятно кажется, что ты по счастливой случайности
ѣ
которые дѣлаютъ это, Сократъ спросилъ его: — Аристодемъ, восхитилъ умъ, котораго нигде нетъ, и что все величествен-
есть ли такіе люди, мудрости которыхъ ты удивляешься? — Ко- ное и безпредельное по какому-то недоразумЬнію находится
нечно, отвѣ чалъ тотъ. — Такъ назови мне ихъ по имени, въ такомъ прекрасномъ порядке?—Да, я такъ думаю, потому
сказалъ Сократъ. — В ъ поэмахъ я наиболее удивляюсь Го- что не вижу правителей такъ, какъ вижу мастеровъ того, что
меру, отв чалъ Аристодемъ, въ диѳирамбахъ — Меланниду, здесь делается, отвѣчалъ Аристодемъ. — Но ведь ты, возра-
ѣ
въ трагедіи—Софоклу, въ ваяніи—Пеликлиту, въ живописи— зилъ Сократъ, не видишь и собственной души, которая есть
Зевксису.—Более ли, по твоему мн нію, достойны удивленія правитель т ла; въ силу чего же ты могъ бы сказать, что все
ѣ
ѣ
те, что производятъ бездушныя и неспособныя къ движенію д лаешь не сознательно, а случайно?—Сократъ, я не отвергаю
ѣ
изображенія, или е, что производятъ живыя существа, ода- высшаго существа, отвѣчалъ Аристодемъ, но считаю его
т
ренныя разумомъ и д йствіемъ?—спросилъ Сократъ. — Разу- слишкомъ величественнымъ для того, чтобы оно нуждалось въ
ѣ
меется, гораздо больше последніе, если только это происхо- моемъ поклоненіи. — Стало быть, сказалъ Сократъ, чѣ мъ
дите по разуму, а не по какому-либо случаю. — Но изъ т хъ более оно удостоиваетъ тебя своими величественными заботами,
ѣ
Iii 4