Page 58 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 58

т мъ  болѣе  ты  должепъ  чтить  его.—Будь  ув реиъ,  отвѣ чалъ  есть  вм стѣ  и  самый  богобоязненный?  Зпай,  другъ  мой, что и
                       ѣ
 ѣ
 ѣ
 Аристодемъ,  что  я  не былъ  бы  невнимателенъ  къ богамъ,  еслибы  нрисущій  тебѣ  умъ  управляете  тѣломъ  твоимъ  какъ  хочетъ,
 зналъ,  что  они заботятся  о  челов кѣ .  —  Такъ  ты  думаешь,  воз-  а  отсюда  нужно  придти  къ  той  мысли,  что  и  міровой  умъ
 ѣ
 разилъ  Сократъ,  что  о  немъ  не  заботятся  т ,  которые  чело-  располагаете  всѣмъ  такъ,  какъ  ему  угодно,  а  не  къ  той  мысли,
 ѣ
 в ческій  только  языкъ  сдѣлали  способнымъ  посредствомъ  такого  что  твой  глазъ  можетъ  проникать,  а  божье  око  не  можетъ  бьггі»
 ѣ
 или  другого  соприкосновенія  со  ртомъ  произносить  членораз-  всевидящимъ,  и  не  къ  той  мысли,  что  твоя  душа  можетъ  ду-
 дельные  звуки  и  выражать  нашимъ  ближнимъ  наши  желанія.  мать  о  томъ,  что  здѣ сь  д лается,  и  о  томъ,  что  дѣ лается  въ
                                                ѣ
 И  не  только  объ  этомъ  угодно  было  позаботиться  богамъ, н о —   Егиит ,  въ  Сициліи  и  т.  д.,  а  умъ  божественный  не  въ  си-
                    ѣ
 что  особенно  важно—они  вдунули  въ  человѣ ка  и  прекрасную  лахъ  помышлять  о  вселенной.  Если  же  ты,  оказывая  почтеніе

 душу.  В ъ  самомъ  дѣлѣ,  какого  другого  живого  существа  душа  людямъ,  знаешь,  что  они  съ  своей  стороны  охотно  окажусь
 сознаетъ  бытіе  боговъ,  устроителей  всего  великаго  и  прекрас-  почтеніе  и  тебе,  или  если,  напримѣръ,  при  услугахъ  съ  твоей
 иаго?  Какое  другое  племя,  кромѣ  челов ческаго,  почитаете  стороны,  платятъ  тебѣ  тѣмъ  же,  или  если  при  обращеніи  за  со-
 ѣ
 боговъ?  Какая  душа  болѣе  челов ческой  въ состояніи  напередъ  вѣтомъ  ты  видишь,  кто  разсудителенъ,  —  точно  также  если  и
 ѣ
 принять  предосторожности  противъ  голода,  жажды,  холода,  ты  начнешь  оказывать  почтеніе  богамъ  съ  цѣ лыо  испытать,
 зноя,  помочь  въ  болѣзни,  развить  физическія  силы,  заняться  захотятъ  ли  они  подавать  тебѣ  совѣ ты  относительно  неизв ст-
                                                                                             ѣ
 ученіемъ  и  быть  способной  держать  въ  памяти  все  то,  что  нихъ  человѣку  вопросовъ,  то  узнаешь,  что  божество  такъ  ве-
 она  услышитъ,  увидите,  выучитъ?  Разве  для  тебя  не  очевидно,  лико  и  обладаете  такими  свойствами,  что  оно въ  одно  и то
 что  въ  сравнены  съ  другими  животными  люди,  возвышаясь  же  время  и  всевидяще,  и  зезд суще,  и  всепромышляюще".
                                                       ѣ
 своей  природой,  какъ  физической,  такъ  и  душевной,  живутъ  „Я  полагаю  (прибавляете  Ксенофонтъ),  что  такими  раз-

 какъ  боги?  Еслибы  кто  имѣлъ  тѣло  вола,  а  разумъ  человѣ ка,  сужденіями  Сократъ  заставлялъ  своихъ  учениковъ  воздержи-
 онъ  не  могъ  бы  исполнять  своихъ  желаній;  точно  также  и  ваться  отъ  нечестія,  неправды  и  порока  не только  тогда,  когда

 ЖИЕОТНЫЯ,  имѣя  руки,  но  будучи  неразумными,  не  имѣютъ  ихъ  видѣли  другіе,  но  и  тогда,  когда  они  были  въ  уединепіи,
 больше  усп ха,  между  тѣмъ  какъ  ты,  получивъ  то  и  другое,  потому  что они  знали,  что  отъ  боговъ  не  скроется  ни  одно
 ѣ
 думаешь,  что  боги  о  тебѣ  не  заботятся!  Чтб  же  должны  они  ихъ  дѣ яніе".
 сд лать,  чтобы  ты  убѣдился  въ  ихъ  заботливости?  Послать,  по
 ѣ
 твоему  выраженію,  сов тника  относительно  того,  чтЬ  должно  Изъ  всего  изложеннаго  нами  содержанія  Сократовой  физики,
 ѣ
 дѣлать  и  чего  не  должно?  Но  если  они  д лаютъ  указанія  въ  смыслѣ  его  философскаго  учеиія  о природѣ  или  мірЬ  вообще,
 ѣ
 а инянамъ  на  ихъ  вопросы  посредствомъ  мантики,  то  развѣ  явствуете,  что  сущность  этого  его ученія  заключается  въ  этико-
 ѳ
 они  не  дѣлаютъ  указаній  въ  томъ  числѣ  и  теб ?  Развѣ  они  п  религіозно-телеологическомъ  міросозерцаніи.
 ѣ
 не  д лаютъ  ихъ и  тогда,  когда  посылаютъ  эллинамъ  чудеса  Подъ  словомъ  телсологія  (отъ  греческихъ  словъ  теХо;—цѣ ль
 ѣ
 и  предостерегаютъ  или  когда  посылаютъ  ихъ  всему  міру?  или  il  Xô^oç—слово,  рѣ чь)  разумеется  буквально  „слово,  рѣ чь  о  цѣ -
 только  тебя  одного  они иеключаютъ  и  оставляюсь  внѣ  попе-  ляхъ",  или,  какъ  говорятъ,—„о  конечныхъ  причинахъ"  (causae
 чены?  Думаешь  ли ты,  что  боги  внушили  бы  человѣку  пред-  finales)  міра  вообще  и всего  въ  немъ.  Поэтому  телеологическимъ
 ставленіе  о  своей  силѣ  дѣлать  добро  и  зло,  если  бы  не  могли  міросозерцаніемъ  называется  такой  философскій  взглядъ  на  міръ
 этого  сдѣлать,  и  что  челов къ  въ в чномъ  заблужденіи  никогда  вообще,  по  которому  признается,  что  весь  онъ  или  все  въ  немъ
 ѣ
 ѣ
 ни  на  что  не  обратилъ  бы  вниманія?  Развѣ  тебѣ  не  извѣ стно,  устроено  целесообразно,  т.-е.  въ  виду  изв стныхъ  конечныхъ  це-
                                                                  ѣ
 что  самые  древніе  и  самые  образованные  государства  и на-  лей.  Если  такое  устроеніе  міра  возводится  къ  божеству,  какъ  ра-
 роды—самые  набожные,  и  что  возрастъ  самый  разсудительный  зумному  міроустроителю,  и  еслитакимъ  образомъ  доказывается  его
                                                                                        4*
   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63