Page 60 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 60
б ы е о такое телеологическое міросоверцаніе называется рели-
гюзнымг- если съ нимъ соединяется мысль о Провидѣніи, устрояю- ходимость борьбы за существовапіе допускаетъ жить и размно-
щемъ все ради добра вообще, какъ конечной цѣли 2 то жаться одни лишь целесообразные организмы.
такое міросозерцаніе называется этическимц наконецъ къ телео- На очерченной нами Сократовой физикѣ съ ея своеобраз-
логическому міросозерцанію можно присоединить еще третье пымъ религіозно-этико-антропо-телеологическимъ характеромъ
обозначена, называя его антропологическимг(отъ слова ä v ö P < o L _ основывается Сократова этика вообще, къ которой мы и должны
меловѣкъ), когда міръ признается устроеннымъ въ особенности теперь перейти.
во благо, на пользу челов ка. Вотъ такимъ-то міросозерцаніемъ-
ѣ
релипозно-этико-антропо-телеологическимъ и отличается суще-
. ственио Сократова физика, или его философское ученіе о при- 3. Этика (въ обшириомъ смыслѣ).
родѣ или Мірѣ вообще. 1
ѣ
Гп,,-,^а Т е 0 Л 0 Г И Ч е С К 0 Й Т 0 Ч К И 3 р Ѣ і І І Я н е л ь з я 1 і е признать, что Подъ этикою въ обшириомъ слыслѣ разумѣется зд сь фило-
Сократово міросозерцаніе, съ приведенными нами его подробно- софское ученіе Сократа о нравственности вообще.
/Сократъ обращалъ свое вниманіе преимущественно на
f
7 C 1 Z Z T бытіе a божіе, во всемогущество, Для челов ческаго вопросы, отиошщіеся къ нравственной дѣятельпостн челов ка,
У
А
H
П Н Ш І Ъ
о б щ е д о с г
ѣ
ѣ
въ
божіе
вьрованія
всев д ніе
ѣ
премудрость и благость божію и, наконецъ, въ ѣ промысе ъ на вопросы этическіе, а не на вопросы, относящееся къ позна-
е.
не
патурфилософ-
вн шней
природы,
т.
н а Х с і п Г Г 0 - 4 e Ä Н 0 - т пчки зрѣнія положСльн t ваиію ІІо ѣ свидѣтельству Ксенофонта, па вопросы говорилъ о себѣ,
скіе.
онъ
самъ
ауі и Сократово мфосозерцаиіе ненаучно, особенно въ томъ отпо- что „изсл дуетъ^чтб намъ (т. е. людямъ) служитъ во благо и
Г ю ш І Г Г П р о т и в о р ѣ ч и т ъ несомнѣннымъ фактамъ, показы- ѣ
вающимъ, что далеко не все въ мірѣ служитъ во благо на что во вредъ" . (^лѣ довательно къ такимъ-то человѣческимъ пред-
пользу челов ка. Несмотря „а то, ученіемъ о конечныйпри- метамъ и примѣиялъ Сократъ свою діалектику въ неразрывной
ѣ
чинахъ. или ц ляхъ мера и всего въ немъ занимались впослѣд- связи со своею методою и съ помощью своихъ нріемовъ, дабы
ѣ
взойти мышленіемъ къ истинному зианію, образовать умомъ
Г е 1 Д Р ^ е р ? С О ф Ы ' ь О С О б е Н 1 ° Ш а Т 0 Н Ъ ' А р и с т о т е л ь и стоики, всеобщія понятія, достигнуть ьѣ рнаго пониманія сущности этихъ
Ф
мфГяі 1 Р е Д Н е В Ѣ К °, В Ы е ф и Л ° С о ф ы > пока, наконецъ при- предметовъ,—понимапія, обусловливающего всякую правильную
м иеше этого учешя не было изгнано изъ науки основателями дѣятельнѳсть человѣка. Къ такой правильной человѣческой дѣ я-
ѣ
новой философіи Бэкономъ и Декартомъ. Одиакоже S тельности принадлежала у Сократа преимущественно д ятель-
ѣ
опять возстановилъ ученіе о конечиыхъ нричинахъ или ц ѣ Г ность нравственная или, какъ онъ ее называлъ, благая или
Э ™ М Ъ У Ч е Н І 6 М Ъ ааконнымъ какъ добрая и прекрасная, добродѣтелыіая, праведная и справедли-
ВЪ есіесівов д ши, такъ и въ метафизивѣ. Зат мъ въ но-
ѣ
ѣ
ѣ
вая, бывшая у грековъ предметомъ этики.
— Р Г в Г Т а Л И С Ь Т В е С Т И - ф И Х Т е СТаршій — е с к ^ о Такимъ образомъ Сократова этика была основана на мынг-
Г
іелеолошо, а Шеллингъ и егель-такъ-называемую имманент- леніи ума челов ческаго, па истинномъ знаніи, на понятіи, на
ѣ
ную телеолопю, которая смотритъ на весь міръ и на всяк о вѣрномъ пониманіи. Въ этомъ смыслѣ Сократъ былъ осиова-
его часть, какъ на предметъ въ самомъ себѣ цѣлесообназный телемъ, творцомъ положительной научной этики, этики какъ
вполнѣ развивающій въ действительности прису у Г е Г ' Г ^ науки.
Н а і е п ъ Т Н 0 С Т Ь И Л И В 0 3 М 0 Ж Н 0 С Т Ь ^ Л о и з а Д . Идея истиннаго знапія, которую Сократъ выражалъ раз-
Наконецъ въ наше время дарвинизмъ возбудилъ съ повой сто- личными словами:—наука ( à ™ т ^ ) , понятіе О-оук), разумность
роны интересъ къ телеологическимъ вонросамъ, поскольку у , н ^ (cppovirjai'ç), мудрость (ocitpia),—составляетъ сущность всего Сокра-
Дарвина старается показать, что причинная кавзальная) неоТ
това фнлософскаго ученія, въ отличіе отъ софистическаго ипдиви-