Page 64 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 64

чтЬ  есть  добро,  нравственность,  тотъ  и  будетъ  всегда  д лать  рилъ,  что  никто  не  можетъ  быть  дуренъ,  золъ  по  собствен-
 ѣ
 добрее,  поступать  нравственно,  ибо  всякое  опредѣленное  уже  ному  желанію;  зло  является  только  какъ  следствіе  незнанія.
 совершонное  д яніе,  по  своей  сущности,  есть  не  что  иное,  Поэтому  же  онъ  признавалъ,  что кто  исполняете  обязанность,
 ѣ
 какъ  послѣдствіе  предпочтенія  съ  нашей  стороны  одного  образа  иапримѣръ  кормчаго,  врача,  тотъ  столько  же  добръ,  хорошъ,
 деятельности  другому,  предпочтенія,  сдѣ ланнаго  на томъ  осно-  какъ  и  тотъ,  кто  исполняете  обязанность  судьи  или  воина.
 ваніи,  что  мы  познали,  что  одииъ  образъ  деятельности  лучше  Поэтому  также  онъ утверждалъ,  что  правда  и  справедливость
 другого;  словомъ,  по  Сократу  выходитъ,  что  кто  знаетъ  добро,  есть  знаніе  нравственна™  закона  и сообразная  съ  закономъ  жизнь.

 тотъ  и  д лаетъ  доброе.  В ъ  этомъ  смыслЬ  Сократъ  говорите:  Но  Сократъ  старался  верно  понять  и  определить  не т6,  что  есть
 ѣ
 сознательно  делать  несправедливость  лучше,  нежели  безсозна-  сущее  пребывающее  во  всей  внешней  природе,  въ  ея  целости,
 тельно.  Здесь  подъ  сознательнымъ  несправедливьшъ  д яніемъ  дабы  такимъ  путемъ  составить  себе  свое  особенное,  своеобраз-
 ѣ
 онъ  разумеете  не ѳполнѣ  сознательное,  т.-е.  не  основывающееся  ное  целостное  міросозерцаніс,  какъ  старался  его  составить  себе

 на  совершенномъ  знаніи,  ибо  совершенное  знаніе  по  мнѣнію  каждый  изъ  натурфилософовъ;  Сократъ  старался  верно  понять
 Сократа  совершенно  исключаете  возможность  несправедливой  преимущественно  пребывающее  сущее,  сущность,  существенное,
 деятельности;  нѣсколько  сознательное  д яніе  даже  несправед-  всеобщее  въ  отд льныхъ  предметахъ,  преимущественно  относя-
 ѣ
                                   ѣ
 ливое  лучше  безсознательнаго  несправедлива™  д янія,  ибо  въ  щееся  къ  этике,  къ отдельнымъ  этическимъ  вопросамъ;  онъ  и  на-
 ѣ
 несколько  сознательномъ  заключается  уже  побужденіе  къ  более  шелъ  это  этическое  пребывающее  сущее,  реальное  въ  понятіи
 сознательному  и  даже  къ  совершенному  знанію;  такъ  изъ  нѣ -  добра,  какъ  верховномъ  этическомъ  понятіи  блага.  Въ  этомъ  и
 котораго  сознанія  своихъ  нравственныхъ  недостатковъ  непо-  состояла  сущность  его положительной  этики.  Этому  верховному
 средственно  возникаете  побужденіе  исправить  ихъ  Вообще  въ  понятію  добра,  блага  подчинилъ  Сократъ  и свое  воззрѣніе  на при-
 этомъ  положеніи  всего  яснёе  высказывается  та  мысль  Сократа,  роду,  па  міръ,  признавая  его  устроеннымъ  во  благо  человеку,
 ч*о  знаніе  нравственности  и  есть  нравственность;  что  это  зна-  вообще  целесообразно  и признавая,  что  доброе,  благое,  какъ  самое

 піе  имеете  само  по  себе  силу  осуществляться,  выражаться  въ  высшее  верховное  понятіе,  господствуете  во всемъ  мірѣ  какъ  бо-
 деятельности,  вовсе  не  нуждаясь  въ участіи  нравственной  воли,  жество.  Въ  этомъ  состояла  сущность  его положительной  физики.
 нравственна™  хот нія;  что  человекъ  истинно  знающій,  пони-  Сократъ  старался  о  томъ,  чтобы  истиннымъ  принципомъ  была
 ѣ
 мающій,  въ  чемъ  состоите  нравственность,  именно  ея  сущность,  признана  та  его  теоретическая  мысль,  что  существуете  единый
 знающій,  что  нравственно  доброе  есть  то  же,  чтЬ  истинно  міровой  порядокъ,  устроенный  по плану  высшею  мудростью; что

 прекрасное,—непременно,  необходимо  и будетъ  поступать  добро-  человекъ  есть  членъ  такого  устроенна™  міра,  такого  нравствен-
 иравствеппо.  Конечно,  такая  общая  мысль  Сократа  противоречите»  на™  порядка,  и  что  всеобщая  человеческая  субъективность,  че-
 опыту:  не  всегда  тотъ,  кто  понимаете  добронравственность,  и  ловекъ  вообще,  имеете  и способность,  и  назначеніе  понять,  выраз-
 поступаете  добронравственно;  противоречите  опыту  также  и  умѣть  владычествующій  въ  этомъ  міровомъ  порядке  божественный

 особое  примѣненіе  этой  общей  мысли,  будто  нравственнее  по-  умъ  и  свое  отиошеніе  къ нему,  а  также  и служить,  подчиняться
 ступать  безнравственно,  но  сознательно,  нежели  поступать  без-  ему,  но разумно,  сознательно  и  добровольно,  свободно.  В ъ  этомъ
 нравственно,  но  безеознательно:  мы  знаемъ  изъ опыта,  что,  смысле  Сократъ  призналъ,  что  и  порядокъ  вообще,  какъ  нечто
 наоборотъ,  сознательно  поступающій  безнравственно  испорчен-  объективное  для  человека,  и  человеческая  свобода,  какъ  нѣ что
 нее,  следовательно  безнравственнее,  того  человека,  который  без-  субъективное,  имѣютъ  свое  особенное  значеыіе  при  опредѣленіи
 еознательно  поступаете  безнравственно.  нравственной  въ обширномъ  смысле  человеческой  деятельности.

 Всякое  истинное  зианіе  и  всякую  правильную  деятельность  Практическое  стремленіе  Сократа  было  направлено  пре-
 Сократъ  обусловливала»  всеобщими  понятіямн,  а  потому  гово-  имущественно  кт.  правильному,  истинному,  не  затемненному
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69