Page 64 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 64
чтЬ есть добро, нравственность, тотъ и будетъ всегда д лать рилъ, что никто не можетъ быть дуренъ, золъ по собствен-
ѣ
добрее, поступать нравственно, ибо всякое опредѣленное уже ному желанію; зло является только какъ следствіе незнанія.
совершонное д яніе, по своей сущности, есть не что иное, Поэтому же онъ признавалъ, что кто исполняете обязанность,
ѣ
какъ послѣдствіе предпочтенія съ нашей стороны одного образа иапримѣръ кормчаго, врача, тотъ столько же добръ, хорошъ,
деятельности другому, предпочтенія, сдѣ ланнаго на томъ осно- какъ и тотъ, кто исполняете обязанность судьи или воина.
ваніи, что мы познали, что одииъ образъ деятельности лучше Поэтому также онъ утверждалъ, что правда и справедливость
другого; словомъ, по Сократу выходитъ, что кто знаетъ добро, есть знаніе нравственна™ закона и сообразная съ закономъ жизнь.
тотъ и д лаетъ доброе. В ъ этомъ смыслЬ Сократъ говорите: Но Сократъ старался верно понять и определить не т6, что есть
ѣ
сознательно делать несправедливость лучше, нежели безсозна- сущее пребывающее во всей внешней природе, въ ея целости,
тельно. Здесь подъ сознательнымъ несправедливьшъ д яніемъ дабы такимъ путемъ составить себе свое особенное, своеобраз-
ѣ
онъ разумеете не ѳполнѣ сознательное, т.-е. не основывающееся ное целостное міросозерцаніс, какъ старался его составить себе
на совершенномъ знаніи, ибо совершенное знаніе по мнѣнію каждый изъ натурфилософовъ; Сократъ старался верно понять
Сократа совершенно исключаете возможность несправедливой преимущественно пребывающее сущее, сущность, существенное,
деятельности; нѣсколько сознательное д яніе даже несправед- всеобщее въ отд льныхъ предметахъ, преимущественно относя-
ѣ
ѣ
ливое лучше безсознательнаго несправедлива™ д янія, ибо въ щееся къ этике, къ отдельнымъ этическимъ вопросамъ; онъ и на-
ѣ
несколько сознательномъ заключается уже побужденіе къ более шелъ это этическое пребывающее сущее, реальное въ понятіи
сознательному и даже къ совершенному знанію; такъ изъ нѣ - добра, какъ верховномъ этическомъ понятіи блага. Въ этомъ и
котораго сознанія своихъ нравственныхъ недостатковъ непо- состояла сущность его положительной этики. Этому верховному
средственно возникаете побужденіе исправить ихъ Вообще въ понятію добра, блага подчинилъ Сократъ и свое воззрѣніе на при-
этомъ положеніи всего яснёе высказывается та мысль Сократа, роду, па міръ, признавая его устроеннымъ во благо человеку,
ч*о знаніе нравственности и есть нравственность; что это зна- вообще целесообразно и признавая, что доброе, благое, какъ самое
піе имеете само по себе силу осуществляться, выражаться въ высшее верховное понятіе, господствуете во всемъ мірѣ какъ бо-
деятельности, вовсе не нуждаясь въ участіи нравственной воли, жество. Въ этомъ состояла сущность его положительной физики.
нравственна™ хот нія; что человекъ истинно знающій, пони- Сократъ старался о томъ, чтобы истиннымъ принципомъ была
ѣ
мающій, въ чемъ состоите нравственность, именно ея сущность, признана та его теоретическая мысль, что существуете единый
знающій, что нравственно доброе есть то же, чтЬ истинно міровой порядокъ, устроенный по плану высшею мудростью; что
прекрасное,—непременно, необходимо и будетъ поступать добро- человекъ есть членъ такого устроенна™ міра, такого нравствен-
иравствеппо. Конечно, такая общая мысль Сократа противоречите» на™ порядка, и что всеобщая человеческая субъективность, че-
опыту: не всегда тотъ, кто понимаете добронравственность, и ловекъ вообще, имеете и способность, и назначеніе понять, выраз-
поступаете добронравственно; противоречите опыту также и умѣть владычествующій въ этомъ міровомъ порядке божественный
особое примѣненіе этой общей мысли, будто нравственнее по- умъ и свое отиошеніе къ нему, а также и служить, подчиняться
ступать безнравственно, но сознательно, нежели поступать без- ему, но разумно, сознательно и добровольно, свободно. В ъ этомъ
нравственно, но безеознательно: мы знаемъ изъ опыта, что, смысле Сократъ призналъ, что и порядокъ вообще, какъ нечто
наоборотъ, сознательно поступающій безнравственно испорчен- объективное для человека, и человеческая свобода, какъ нѣ что
нее, следовательно безнравственнее, того человека, который без- субъективное, имѣютъ свое особенное значеыіе при опредѣленіи
еознательно поступаете безнравственно. нравственной въ обширномъ смысле человеческой деятельности.
Всякое истинное зианіе и всякую правильную деятельность Практическое стремленіе Сократа было направлено пре-
Сократъ обусловливала» всеобщими понятіямн, а потому гово- имущественно кт. правильному, истинному, не затемненному