Page 63 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 63

чтЬ   есть   добро,    нравственность,       тотъ    и  будетъ     всегда    д лать                         рилъ,    что   никто    не  можетъ      быть    дуренъ,      золъ    по   собствен-
                                                                                                   ѣ
                    добрее,    поступать      нравственно,      ибо    всякое    опредѣленное       уже                         ному    желанію;     зло   является      только    какъ    следствіе      незнанія.
                    совершонное       дѣ яніе,    по    своей    сущности,       есть   не   что   иное,                        Поэтому      же   онъ   признавалъ,       что кто    исполняете      обязанность,
                    какъ    послѣдствіе     предпочтенія      съ  нашей     стороны    одного    образа                         иапримѣръ       кормчаго,     врача,    тотъ   столько     же   добръ,     хорошъ,
                    деятельности      другому,     предпочтенія,       сд ланнаго     на томъ     осно-                         какъ    и  тотъ,    кто    исполняете       обязанность       судьи    или   воина.
                                                                         ѣ
                    ваніи,   что   мы   познали,     что   одииъ    образъ     деятельности      лучше                          Поэтому     также     онъ утверждалъ,         что   правда     и  справедливость
                    другого;    словомъ,    по   Сократу     выходитъ,      что   кто  знаетъ    добро,                         есть  знаніе   нравственна™       закона    и сообразная     съ  закономъ    жизнь.

                    тотъ   и  д лаетъ     доброе.     В ъ   этомъ    смыслЬ     Сократъ      говорите:                          Но    Сократъ     старался   верно    понять    и  определить      не  т6,  что  есть
                                ѣ
                    сознательно     делать     несправедливость        лучше,     нежели     безсозна-                          сущее     пребывающее        во   всей  внешней      природе,     въ  ея   целости,
                    тельно.    Здесь    подъ    сознательнымъ        несправедливьшъ          д яніемъ                          дабы    такимъ     путемъ    составить     себе   свое   особенное,     своеобраз-
                                                                                               ѣ
                    онъ  разумеете     не ѳполнѣ     сознательное,       т.-е.  не   основывающееся                             ное  целостное     міросозерцаніс,      какъ   старался     его   составить     себе

                   на   совершенномъ         знаніи,    ибо   совершенное        знаніе    по   мнѣнію                          каждый     изъ   натурфилософовъ;         Сократъ     старался     верно     понять
                    Сократа     совершенно       исключаете        возможность       несправедливой                             преимущественно         пребывающее       сущее,    сущность,      существенное,
                   деятельности;       нѣсколько       сознательное       д яніе    даже     несправед-                         всеобщее     въ   отд льныхъ       предметахъ,      преимущественно         относя-
                                                                           ѣ
                                                                                                                                                      ѣ
                   ливое    лучше     безсознательнаго        несправедлива™        д янія,     ибо    въ                       щееся    къ  этике,  къ отдельнымъ        этическимъ      вопросамъ;     онъ  и  на-
                                                                                      ѣ
                   несколько      сознательномъ       заключается      уже   побужденіе      къ   более                         шелъ    это   этическое     пребывающее         сущее,    реальное     въ   понятіи
                   сознательному       и   даже    къ   совершенному        знанію;    такъ   изъ    нѣ -                       добра,    какъ  верховномъ      этическомъ       понятіи    блага.    Въ   этомъ   и
                   котораго     сознанія     своихъ     нравственныхъ         недостатковъ        непо-                         состояла    сущность     его положительной         этики.    Этому     верховному
                   средственно      возникаете      побужденіе      исправить      ихъ    Вообще     въ                         понятію    добра,   блага   подчинилъ     Сократъ     и свое  воззрѣніе    на при-
                   этомъ    положеніи      всего   яснёе    высказывается       та  мысль    Сократа,                           роду,   па   міръ,   признавая     его   устроеннымъ        во  благо    человеку,
                   ч*о   знаніе    нравственности       и   есть   нравственность;      что   это  зна-                         вообще    целесообразно      и признавая,     что  доброе,   благое,   какъ   самое

                   піе  имеете     само    по   себе   силу    осуществляться,       выражаться      въ                         высшее    верховное      понятіе,   господствуете      во всемъ    мірѣ   какъ   бо-
                   деятельности,      вовсе    не   нуждаясь     въ участіи    нравственной       воли,                         жество.   Въ    этомъ    состояла    сущность     его положительной        физики.
                   нравственна™        хот нія;     что  человекъ      истинно     знающій,      пони-                          Сократъ    старался     о  томъ,    чтобы    истиннымъ       принципомъ        была
                                           ѣ
                   мающій,      въ  чемъ   состоите    нравственность,       именно    ея   сущность,                           признана     та  его   теоретическая       мысль,   что   существуете       единый
                   знающій,       что   нравственно        доброе     есть   то   же,   чтЬ   истинно                           міровой   порядокъ,     устроенный      по плану     высшею      мудростью; что

                   прекрасное,—непременно,             необходимо     и будетъ    поступать     добро-                          человекъ     есть  членъ    такого    устроенна™      міра,   такого    нравствен-
                   иравствеппо.     Конечно,     такая   общая    мысль   Сократа    противоречите»                             на™    порядка,     и  что  всеобщая      человеческая      субъективность,     че-
                   опыту:    не   всегда   тотъ,    кто   понимаете      добронравственность,         и                         ловекъ   вообще,    имеете    и способность,     и  назначеніе    понять,    выраз-
                   поступаете      добронравственно;         противоречите         опыту     также    и                         умѣть   владычествующій        въ  этомъ   міровомъ    порядке     божественный

                   особое    примѣненіе      этой    общей     мысли,   будто   нравственнее       по-                          умъ  и   свое   отиошеніе      къ нему,    а  также   и служить,      подчиняться
                   ступать    безнравственно,       но  сознательно,     нежели     поступать     без-                          ему,  но разумно,     сознательно      и  добровольно,      свободно.    В ъ  этомъ
                   нравственно,       но   безеознательно:       мы   знаемъ      изъ опыта,      что,                          смысле     Сократъ     призналъ,     что  и  порядокъ     вообще,     какъ    нечто
                   наоборотъ,     сознательно      поступающій        безнравственно       испорчен-                            объективное      для   человека,     и  человеческая      свобода,   какъ     н что
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                   нее,  следовательно      безнравственнее,       того   человека,    который     без-                         субъективное,      имѣютъ      свое  особенное     значеыіе    при   опредѣленіи
                  еознательно      поступаете      безнравственно.                                                              нравственной       въ обширномъ       смысле     человеческой      деятельности.

                        Всякое     истинное     зианіе   и  всякую    правильную       деятельность                                  Практическое        стремленіе       Сократа      было   направлено      пре-
                  Сократъ      обусловливала»      всеобщими       понятіямн,      а  потому     гово-                          имущественно        кт.  правильному,        истинному,      не    затемненному
   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68