Page 59 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 59

б ы е      о  такое   телеологическое       міросоверцаніе      называется     рели-

                      гюзнымг-     если   съ  нимъ   соединяется     мысль    о  Провидѣніи,     устрояю-                         ходимость     борьбы     за  существовапіе       допускаетъ      жить   и  размно-
                      щемъ     все   ради   добра    вообще,      какъ    конечной      цѣли    2        то                       жаться    одни    лишь    целесообразные         организмы.
                      такое   міросозерцаніе      называется     этическимц       наконецъ      къ  телео-                             На   очерченной       нами    Сократовой      физикѣ     съ   ея   своеобраз-
                      логическому       міросозерцанію        можно      присоединить        еще    третье                       пымъ      религіозно-этико-антропо-телеологическимъ                   характеромъ
                      обозначена,     называя    его антропологическимг(отъ слова             ä v ö P < o L _                    основывается       Сократова      этика   вообще,    къ которой      мы   и должны

                      меловѣкъ),     когда    міръ    признается      устроеннымъ       въ особенности                           теперь     перейти.
                      во  благо,  на  пользу   человѣ ка.   Вотъ   такимъ-то      міросозерцаніемъ-

                      релипозно-этико-антропо-телеологическимъ                  и   отличается      суще-
                   .  ственио     Сократова      физика,   или    его  философское       ученіе   о   при-                                         3.   Этика      (въ  обшириомъ        смыслѣ).

                     родѣ    или Мірѣ      вообще.                                                     1
                                                                                                                                                                                                          ѣ
                     Гп,,-,^а   Т е 0 Л 0 Г И Ч е С К 0 Й  Т 0 Ч К И  3 р Ѣ  і І І Я  н е л ь з я  1 і е  признать,  что              Подъ     этикою     въ  обшириомъ       слыслѣ    разумѣется     зд сь   фило-
                     Сократово      міросозерцаніе,      съ   приведенными       нами    его  подробно-                          софское     ученіе   Сократа      о  нравственности        вообще.
                                                                                                                                    /Сократъ        обращалъ       свое    вниманіе      преимущественно           на
                     7 C 1 Z Z T             H  a  f  А    о б щ е д о с г У  П Н Ш І Ъ  Для  челов ческаго                      вопросы,     отиошщіеся       къ   нравственной       дѣятельпостн       челов ка,
                                                                                               ѣ
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                     вьрованія     въ   бытіе    божіе,   во   всемогущество,       всев д ніе     божіе
                                                                                            ѣ
                                                                                         ѣ
                     премудрость        и  благость     божію      и,   наконецъ,      въ    промысе     ъ                       на  вопросы      этическіе,    а  не   на   вопросы,    относящееся      къ позна-
                                                                                                                                                                             не
                                                                                                                                                                                                   патурфилософ-
                                                                                                                                                                    т.
                                                                                                                                                                        е.
                                                                                                                                                       природы,
                                                                                                                                         вн шней
                     н а Х с і п Г Г       0  -  4  e  Ä    Н 0  -   т пчки  зрѣнія   положСльн         t                       ваиію   ІІо ѣ  свидѣтельству     Ксенофонта,      па  вопросы   говорилъ     о  себѣ,
                                                                                                                                                                                        самъ
                                                                                                                                скіе.
                                                                                                                                                                                  онъ
                      ауі  и  Сократово    мфосозерцаиіе       ненаучно,    особенно     въ томъ    отпо-                       что   „изсл дуетъ^чтб        намъ    (т.  е.  людямъ)      служитъ     во   благо   и
                     Г ю ш І Г      Г      П р о т и в о р ѣ  ч и т ъ  несомнѣннымъ  фактамъ,   показы-                                      ѣ
                                                                                                                                                        ѣ
                     вающимъ,       что   далеко     не  все    въ   мірѣ   служитъ      во  благо    на                        что   во  вредъ"   . (^л довательно      къ такимъ-то      человѣческимъ         пред-
                    пользу     челов ка.     Несмотря      „а   то,  ученіемъ     о   конечныйпри-                              метамъ     и  примѣиялъ       Сократъ     свою    діалектику     въ  неразрывной
                                     ѣ
                    чинахъ.    или   ц ляхъ     мера    и  всего   въ немъ     занимались      впослѣд-                         связи   со   своею    методою     и   съ  помощью       своихъ    нріемовъ,    дабы
                                       ѣ
                                                                                                                                взойти    мышленіемъ        къ   истинному      зианію,     образовать       умомъ
                    Г е 1  Д Р  ^  е  р ?  С О ф Ы  ' ь  О С О б е Н  1 °  Ш а Т 0 Н Ъ  '  А р и с т о т е л ь  и  стоики,      всеобщія     понятія,   достигнуть     ь рнаго    пониманія     сущности      этихъ
                                   Ф
                                                                                                                                                                         ѣ
                    мфГяі       1         Р е Д Н е В Ѣ  К °,  В Ы е  ф и Л °  С о ф ы >  пока,  наконецъ при-                  предметовъ,—понимапія,             обусловливающего        всякую     правильную
                    м иеше      этого   учешя     не   было    изгнано     изъ  науки    основателями                          дѣятельнѳсть       человѣка.     Къ такой     правильной      человѣческой      д я-
                      ѣ
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                    новой    философіи        Бэкономъ     и  Декартомъ.      Одиакоже              S                          тельности      принадлежала       у   Сократа      преимущественно         д ятель-
                                                                                                                                                                                                            ѣ
                    опять    возстановилъ      ученіе    о конечиыхъ       нричинахъ      или  ц ѣ   Г                         ность    нравственная        или,    какъ   онъ ее     называлъ,       благая   или
                                               Э ™  М Ъ  У Ч е Н І 6 М Ъ            ааконнымъ      какъ                        добрая     и  прекрасная,      добродѣтелыіая,        праведная      и  справедли-
                   ВЪ    есіесівов д ши,         такъ     и   въ  метафизивѣ.        Затѣ мъ    въ но-
                                        ѣ
                                    ѣ
                                                                                                                               вая,   бывшая     у  грековъ     предметомъ      этики.
                    —   Р  Г в Г    Т а Л И С Ь       Т  В е С Т И  -  ф И Х Т е  СТаршій    — е с к ^ о                            Такимъ      образомъ     Сократова      этика    была    основана    на  мынг-
                                                      Г
                   іелеолошо,      а  Шеллингъ      и егель-такъ-называемую              имманент-                             леніи   ума    челов ческаго,       па  истинномъ       знаніи,   на понятіи,     на
                                                                                                                                                     ѣ
                   ную    телеолопю,      которая     смотритъ      на   весь   міръ   и   на   всяк   о                       вѣрномъ     пониманіи.       Въ   этомъ    смыслѣ      Сократъ     былъ     осиова-
                   его   часть,  какъ    на   предметъ      въ   самомъ     себѣ   цѣлесообназный                              телемъ,     творцомъ      положительной         научной     этики,    этики    какъ
                   вполнѣ     развивающій       въ   действительности        прису     у Г    е Г ' Г ^                        науки.
                   Н а і е п ъ Т       Н 0 С Т Ь  И Л И  В 0 3 М 0 Ж Н 0 С Т Ь  ^  Л  о  и  з а Д .                                 Идея    истиннаго      знапія,    которую       Сократъ     выражалъ     раз-
                   Наконецъ       въ   наше    время    дарвинизмъ       возбудилъ     съ повой    сто-                       личными     словами:—наука          ( à ™ т ^ ) ,  понятіе О-оук), разумность
                   роны   интересъ     къ  телеологическимъ        вонросамъ,     поскольку     у ,  н ^                      (cppovirjai'ç),    мудрость      (ocitpia),—составляетъ       сущность     всего   Сокра-
                   Дарвина     старается      показать,     что  причинная       кавзальная)      неоТ
                                                                                                                              това    фнлософскаго      ученія,   въ отличіе    отъ  софистическаго       ипдиви-
   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64