Page 57 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 57

т мъ    болѣе    ты   должепъ      чтить    его.—Будь       ув реиъ,       отвѣ чалъ                     есть   вм стѣ     и  самый    богобоязненный?        Зпай,    другъ    мой, что и
                                                                                                                                          ѣ
                         ѣ
                                                                                      ѣ
                        Аристодемъ,      что  я  не былъ    бы   невнимателенъ       къ богамъ,     еслибы                      нрисущій      тебѣ   умъ    управляете      тѣломъ     твоимъ      какъ     хочетъ,
                        зналъ,   что   они заботятся       о   челов кѣ .  —   Такъ   ты   думаешь,     воз-                    а   отсюда      нужно      придти     къ  той    мысли,     что   и  міровой    умъ
                                                                     ѣ
                       разилъ     Сократъ,      что   о  немъ    не   заботятся     т ,   которые     чело-                     располагаете       всѣмъ    такъ,   какъ    ему   угодно,   а  не  къ  той   мысли,
                                                                                     ѣ
                       в ческій     только    языкъ    сдѣлали    способнымъ      посредствомъ       такого                     что  твой   глазъ   можетъ     проникать,     а  божье    око   не   можетъ     бьггі»
                         ѣ
                        или   другого    соприкосновенія        со  ртомъ      произносить      членораз-                       всевидящимъ,        и  не   къ   той   мысли,    что  твоя    душа    можетъ     ду-
                        дельные     звуки    и  выражать      нашимъ      ближнимъ       наши     желанія.                      мать   о   томъ,   что   здѣ сь   д лается,     и  о  томъ,    что   д лается     въ
                                                                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                                                   ѣ
                        И   не   только    объ   этомъ   угодно   было   позаботиться      богамъ,   н о —                      Егиит ,     въ   Сициліи     и  т.  д.,  а   умъ   божественный         не   въ  си-
                                                                                                                                        ѣ
                        что   особенно     важно—они        вдунули     въ   человѣ ка    и   прекрасную                        лахъ    помышлять       о  вселенной.     Если    же    ты,   оказывая     почтеніе
                       душу.     В ъ  самомъ     дѣлѣ,    какого    другого    живого    существа     душа                      людямъ,     знаешь,      что    они   съ   своей    стороны     охотно     окажусь
                        сознаетъ    бытіе    боговъ,    устроителей      всего   великаго     и   прекрас-                      почтеніе     и  тебе,   или    если,   напримѣръ,       при   услугахъ    съ   твоей
                       иаго?    Какое     другое    племя,     кромѣ      челов ческаго,        почитаете                       стороны,     платятъ    тебѣ   тѣмъ    же,  или  если   при   обращеніи      за  со-
                                                                                 ѣ
                       боговъ?     Какая    душа     болѣе   челов ческой      въ состояніи      напередъ                       вѣтомъ     ты   видишь,     кто   разсудителенъ,      —   точно    также     если  и
                                                                    ѣ
                       принять      предосторожности          противъ      голода,     жажды,      холода,                      ты   начнешь      оказывать      почтеніе      богамъ    съ   ц лыо      испытать,
                                                                                                                                                                                                ѣ
                       зноя,    помочь     въ  болѣзни,      развить    физическія      силы,     заняться                      захотятъ     ли   они   подавать     тебѣ   совѣ ты    относительно      неизв ст-
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                       ученіемъ       и   быть   способной       держать     въ   памяти     все  то,   что                     нихъ    человѣку      вопросовъ,     то  узнаешь,     что   божество      такъ   ве-
                       она    услышитъ,      увидите,     выучитъ?     Разве    для  тебя   не   очевидно,                      лико    и  обладаете      такими     свойствами,       что   оно въ     одно   и то
                       что    въ    сравнены      съ   другими     животными        люди,     возвышаясь                        же   время    и   всевидяще,      и  зезд суще,      и   всепромышляюще".
                                                                                                                                                                          ѣ
                       своей     природой,     какъ    физической,       такъ   и  душевной,        живутъ                            „Я   полагаю      (прибавляете       Ксенофонтъ),        что   такими    раз-

                       какъ    боги?    Еслибы     кто   имѣлъ     тѣло   вола,   а   разумъ     челов ка,                      сужденіями       Сократъ      заставлялъ       своихъ    учениковъ       воздержи-
                                                                                                        ѣ
                       онъ     не   могъ     бы    исполнять     своихъ     желаній;     точно    также    и                    ваться    отъ   нечестія,    неправды      и  порока    не только    тогда,    когда

                       ЖИЕОТНЫЯ,        имѣя    руки,    но   будучи     неразумными,        не    имѣютъ                       ихъ   видѣли     другіе,    но  и   тогда,  когда    они   были    въ   уединепіи,
                       больше     усп ха,     между     тѣмъ    какъ   ты,    получивъ     то   и  другое,                      потому    что они      знали,    что    отъ    боговъ    не   скроется     ни   одно
                                       ѣ
                        думаешь,     что   боги    о  тебѣ   не   заботятся!     Чтб   же    должны    они                      ихъ   д яніе".
                                                                                                                                        ѣ
                       сдѣ лать,    чтобы    ты   убѣдился     въ   ихъ   заботливости?      Послать,    по

                       твоему     выраженію,       сов тника      относительно      того,    чтЬ   должно                            Изъ    всего   изложеннаго      нами   содержанія     Сократовой      физики,
                                                       ѣ
                       дѣлать      и  чего    не   должно?      Но    если    они    д лаютъ      указанія                      въ   смыслѣ    его   философскаго       учеиія   о природѣ     или  мірЬ   вообще,
                                                                                      ѣ
                       а инянамъ       на   ихъ    вопросы      посредствомъ       мантики,      то   развѣ                     явствуете,     что   сущность     этого   его  ученія   заключается      въ  этико-
                         ѳ
                       они    не  дѣлаютъ       указаній    въ   томъ    числѣ    и  теб ?    Развѣ    они                      п  религіозно-телеологическомъ            міросозерцаніи.
                                                                                         ѣ
                       не   д лаютъ      ихъ и     тогда,    когда   посылаютъ        эллинамъ      чудеса                           Подъ     словомъ     телсологія    (отъ   греческихъ     словъ   теХо;—ц ль
                              ѣ
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                       и   предостерегаютъ        или   когда    посылаютъ       ихъ   всему    міру?   или                     il  Xô^oç—слово,      р чь)   разумеется      буквально      „слово,   р чь   о  цѣ -
                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                                                                                         ѣ
                       только    тебя    одного    они иеключаютъ          и  оставляюсь      внѣ    попе-                      ляхъ",    или,  какъ    говорятъ,—„о        конечныхъ      причинахъ"       (causae
                       чены?     Думаешь      ли ты,      что  боги    внушили     бы   человѣку     пред-                      finales)  міра   вообще    и всего   въ   немъ.    Поэтому     телеологическимъ
                       ставленіе     о  своей   силѣ   дѣлать    добро    и  зло,   если   бы   не   могли                      міросозерцаніемъ        называется      такой   философскій      взглядъ   на   міръ
                       этого    сдѣлать,    и  что   челов къ    въ  в чномъ     заблужденіи      никогда                       вообще,     по   которому     признается,      что  весь  онъ   или  все  въ   немъ
                                                            ѣ
                                                                       ѣ
                       ни   на   что   не   обратилъ     бы   вниманія?    Развѣ     тебѣ   не  изв стно,                       устроено    целесообразно,       т.-е.  въ  виду  изв стныхъ      конечныхъ      це-
                                                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                    ѣ
                       что   самые     древніе    и   самые     образованные        государства      и на-                      лей.  Если    такое   устроеніе    міра   возводится     къ  божеству,    какъ   ра-
                       роды—самые         набожные,       и  что   возрастъ    самый    разсудительный                          зумному    міроустроителю,       и еслитакимъ      образомъ    доказывается      его
                                                                                                                                                                                                            4*
   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62