Page 57 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 57
т мъ болѣе ты должепъ чтить его.—Будь ув реиъ, отвѣ чалъ есть вм стѣ и самый богобоязненный? Зпай, другъ мой, что и
ѣ
ѣ
ѣ
Аристодемъ, что я не былъ бы невнимателенъ къ богамъ, еслибы нрисущій тебѣ умъ управляете тѣломъ твоимъ какъ хочетъ,
зналъ, что они заботятся о челов кѣ . — Такъ ты думаешь, воз- а отсюда нужно придти къ той мысли, что и міровой умъ
ѣ
разилъ Сократъ, что о немъ не заботятся т , которые чело- располагаете всѣмъ такъ, какъ ему угодно, а не къ той мысли,
ѣ
в ческій только языкъ сдѣлали способнымъ посредствомъ такого что твой глазъ можетъ проникать, а божье око не можетъ бьггі»
ѣ
или другого соприкосновенія со ртомъ произносить членораз- всевидящимъ, и не къ той мысли, что твоя душа можетъ ду-
дельные звуки и выражать нашимъ ближнимъ наши желанія. мать о томъ, что здѣ сь д лается, и о томъ, что д лается въ
ѣ
ѣ
И не только объ этомъ угодно было позаботиться богамъ, н о — Егиит , въ Сициліи и т. д., а умъ божественный не въ си-
ѣ
что особенно важно—они вдунули въ человѣ ка и прекрасную лахъ помышлять о вселенной. Если же ты, оказывая почтеніе
душу. В ъ самомъ дѣлѣ, какого другого живого существа душа людямъ, знаешь, что они съ своей стороны охотно окажусь
сознаетъ бытіе боговъ, устроителей всего великаго и прекрас- почтеніе и тебе, или если, напримѣръ, при услугахъ съ твоей
иаго? Какое другое племя, кромѣ челов ческаго, почитаете стороны, платятъ тебѣ тѣмъ же, или если при обращеніи за со-
ѣ
боговъ? Какая душа болѣе челов ческой въ состояніи напередъ вѣтомъ ты видишь, кто разсудителенъ, — точно также если и
ѣ
принять предосторожности противъ голода, жажды, холода, ты начнешь оказывать почтеніе богамъ съ ц лыо испытать,
ѣ
зноя, помочь въ болѣзни, развить физическія силы, заняться захотятъ ли они подавать тебѣ совѣ ты относительно неизв ст-
ѣ
ученіемъ и быть способной держать въ памяти все то, что нихъ человѣку вопросовъ, то узнаешь, что божество такъ ве-
она услышитъ, увидите, выучитъ? Разве для тебя не очевидно, лико и обладаете такими свойствами, что оно въ одно и то
что въ сравнены съ другими животными люди, возвышаясь же время и всевидяще, и зезд суще, и всепромышляюще".
ѣ
своей природой, какъ физической, такъ и душевной, живутъ „Я полагаю (прибавляете Ксенофонтъ), что такими раз-
какъ боги? Еслибы кто имѣлъ тѣло вола, а разумъ челов ка, сужденіями Сократъ заставлялъ своихъ учениковъ воздержи-
ѣ
онъ не могъ бы исполнять своихъ желаній; точно также и ваться отъ нечестія, неправды и порока не только тогда, когда
ЖИЕОТНЫЯ, имѣя руки, но будучи неразумными, не имѣютъ ихъ видѣли другіе, но и тогда, когда они были въ уединепіи,
больше усп ха, между тѣмъ какъ ты, получивъ то и другое, потому что они знали, что отъ боговъ не скроется ни одно
ѣ
думаешь, что боги о тебѣ не заботятся! Чтб же должны они ихъ д яніе".
ѣ
сдѣ лать, чтобы ты убѣдился въ ихъ заботливости? Послать, по
твоему выраженію, сов тника относительно того, чтЬ должно Изъ всего изложеннаго нами содержанія Сократовой физики,
ѣ
дѣлать и чего не должно? Но если они д лаютъ указанія въ смыслѣ его философскаго учеиія о природѣ или мірЬ вообще,
ѣ
а инянамъ на ихъ вопросы посредствомъ мантики, то развѣ явствуете, что сущность этого его ученія заключается въ этико-
ѳ
они не дѣлаютъ указаній въ томъ числѣ и теб ? Развѣ они п религіозно-телеологическомъ міросозерцаніи.
ѣ
не д лаютъ ихъ и тогда, когда посылаютъ эллинамъ чудеса Подъ словомъ телсологія (отъ греческихъ словъ теХо;—ц ль
ѣ
ѣ
и предостерегаютъ или когда посылаютъ ихъ всему міру? или il Xô^oç—слово, р чь) разумеется буквально „слово, р чь о цѣ -
ѣ
ѣ
только тебя одного они иеключаютъ и оставляюсь внѣ попе- ляхъ", или, какъ говорятъ,—„о конечныхъ причинахъ" (causae
чены? Думаешь ли ты, что боги внушили бы человѣку пред- finales) міра вообще и всего въ немъ. Поэтому телеологическимъ
ставленіе о своей силѣ дѣлать добро и зло, если бы не могли міросозерцаніемъ называется такой философскій взглядъ на міръ
этого сдѣлать, и что челов къ въ в чномъ заблужденіи никогда вообще, по которому признается, что весь онъ или все въ немъ
ѣ
ѣ
ни на что не обратилъ бы вниманія? Развѣ тебѣ не изв стно, устроено целесообразно, т.-е. въ виду изв стныхъ конечныхъ це-
ѣ
ѣ
что самые древніе и самые образованные государства и на- лей. Если такое устроеніе міра возводится къ божеству, какъ ра-
роды—самые набожные, и что возрастъ самый разсудительный зумному міроустроителю, и еслитакимъ образомъ доказывается его
4*