Page 56 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 56

сказалъ  Эвѳидемъ.  Я  хорошо  знаю,  что  ничуть  не  стану  не-  предметовъ,  относительно  которыхъ  неизвестно,  ради  чего  они

 брежно  относиться  къ  этой  божественной  силѣ,  но  меня сму-  существуют'!»  и  изъ т'Ьхъ,  относительно  которыхъ  известно, что
 щаетъ  то,  что,  на  мой  взглядъ,  ни  одинъ  челов къ  не  отве-  они  существуете  для  пользы,  какіе  ты  считаешь  дѣломъ  случая
 ѣ
 чаете  должной  благодарностью  на  благодѣянія  боговъ.—Не  и  какіе  дѣломъ  разума?—Разумеется,  существующее  для  пользы
 смущайся  этимъ,  сказалъ  Сократъ.  Ты  знаешь,  что  дельфій-  суть  д'Ьло  разума,  отв чалъ  Аристодемъ.  —  Неужели  ты  не  ви-
                                          ѣ
 скій  богъ,  на  вопросъ:  какъ  угождать  богамъ?  отвѣтилъ:  по  дишь,  что  тотъ,  кто  сотворилъ  человека,  далъ  ему  для  известной
 государственным  уставамъ]  оттого-то  и  принято  повсюду  пользы  органы,  посредствомъ  которыхъ  человекъ  получаете

 умилостивлять  боговъ  носильными  жертвами.  Да  и  въ  самомъ  впечатлѣыія  отъ  каждаго  предмета:  напримеръ,  глаза,  чтобы
 деле,  можно  ли  почтить  боговъ  достойнее  и имъ  самимъ  угод-  видеть,  уши, чтобы  слышать?  Кроме  того,  не  кажется  ли  тебе
 нее,  какъ  поступая  по  ихъ  велѣ ніямъ?  Ііо  въ  этомъ  случае  дѣломъ  промысла  и  то, что  такъ  какъ  глазъ  нѣ женъ,  то  про-
 человѣ въ  не  долженъ  быть  ниже  своихъ  силъ,  иначе  онъ,   мыселъ  оградилъ  его  веками,  которыя,  въ  случае  надобности  въ

 очевидно,  не  чтить  боговъ.  Поэтому  нужно  чтить  ихъ  сооб-  зрѣпіи,  раскрываются,  а  во  время  сна  закрываются?  и т.  п . —
 разно  со  своими  силами  и  тогда  смѣло  ожидать  отъ  нихъ  вся -  Конечно,  если  такъ  смотреть,  то  все  это  выходите  дѣломъ
 к ихъ  благъ.  Тотъ  не  будете  здравомыслящимъ  челов комъ,  кто  мудраго  и  любящаго  художника,  отв чаль  Аристодемъ.—А
 ѣ
                                                                 ѣ
 на  другихъ  будете  питать  болыпія  надежды,  чемъ  на  тЬхъ,  вдохнуть  любовь  къ  произведенію  потомства,  вдохнуть  родите-
 кто  въ  силахъ  оказать  ему  величайшую  помощь.—Такими  лямъ  любовь  къ  воспитанно  дѣтей  и  выросшимъ  существамъ,
 словами  Сократъ  дѣлалъ  своихъ  учениковъ  более  благочести-  величайшую  любовь  къ  жизни  и  величайшій  страхъ  смерти?

 выми  и  более  здравомыслящими".  спрашивалъ  Сократъ.  —  Разумеется,  и  это  распорядительность
            такого    лица,   которому      угодно,     чтобы     были    живыя      существа,

            отвѣчалъ     Аристодемъ.      —    А   относительно       себя    замечаешь     ли,
 в .  И з ъ  Б Е С Ѣ  Д Ы  С О К Р А Т А  СЪ  Е Г О  У Ч Е Н И К О М Ъ  А Р И С Т О -  что  ты  имеешь  въ  себе  нечто  разумное,  и  думаешь  ли  ты,
                                         ѣ
 Д Е М О М Ъ .   что  больше  нигде    н тъ    разумнаго?       И   это    тогда,    когда   ты
            знаешь,     что   въ  твоемъ     т лѣ   есть   малая    часть   столь   обширной
                                              ѣ
 („Восиомиііанія  о  Сократѣ ",  I  кн.,  4  гл.)
            влаги;    изъ   прочихъ     очень    многихъ      стихій   ты   имеешь     тоже   по
 „Узнавъ,  что  Аристодемъ  не  приносить  жертвъ  богамъ  и  небольшой  части  и  все  это  находится  въ  тебе  въ  гармоніи.

 не  обращается  къ  мантикѣ ,  даже  смеется  надъ  тѣми  людьми,  Тебе  вероятно  кажется,  что  ты  по  счастливой  случайности
 которые  дѣлаютъ  это,  Сократъ  спросилъ  его:  —  Аристодемъ,  восхитилъ  умъ, котораго  нигде  нетъ,  и  что  все  величествен-
 есть  ли  такіе  люди,  мудрости  которыхъ  ты  удивляешься?  — Ко-  ное  и  безпредельное  по  какому-то  недоразумЬнію  находится
 нечно,  отв чалъ  тотъ.  —  Такъ  назови  мне  ихъ по  имени,  въ  такомъ  прекрасномъ  порядке?—Да,  я  такъ  думаю,  потому
 ѣ
 сказалъ  Сократъ.  —  В ъ  поэмахъ  я  наиболее  удивляюсь  Го-  что  не  вижу  правителей  такъ,  какъ  вижу  мастеровъ  того, что
 меру,  отв чалъ  Аристодемъ,  въ  диѳирамбахъ  —  Меланниду,  здесь  делается,  отвѣчалъ  Аристодемъ.  —  Но  ведь  ты,  возра-
 ѣ
 въ  трагедіи—Софоклу,  въ  ваяніи—Пеликлиту,  въ  живописи—  зилъ  Сократъ,  не  видишь  и  собственной  души,  которая  есть
 Зевксису.—Более  ли,  по  твоему  мнѣ нію,  достойны  удивленія  правитель  тѣ ла;  въ  силу  чего  же ты  могъ  бы  сказать,  что  все
 те,  что  производятъ  бездушныя  и  неспособныя  къ  движенію  д лаешь  не  сознательно,  а  случайно?—Сократъ,  я  не  отвергаю
             ѣ
 т
 изображенія,  или е,  что  производятъ  живыя  существа,  ода-  высшаго  существа,  отвѣчалъ  Аристодемъ,  но  считаю  его
 ренныя  разумомъ  и  д йствіемъ?—спросилъ  Сократъ.  —  Разу-  слишкомъ  величественнымъ  для того,  чтобы  оно  нуждалось  въ
 ѣ
 меется,  гораздо  больше  последніе,  если  только  это  происхо-  моемъ  поклоненіи.  —  Стало  быть,  сказалъ  Сократъ,  чѣ мъ
 дите  по  разуму,  а  не  по  какому-либо  случаю.  —  Но  изъ  т хъ  более  оно  удостоиваетъ  тебя  своими  величественными  заботами,
 ѣ
                  Iii                                                                   4
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61