Page 53 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 53

что   поэтому     человѣческое       знаиіе    можетъ     быть    восполняемо      и                   намъ    св тъ,   воду,     огонь    и   воздухъ;      земля    производите     для
                                                                                                                                          ѣ
                         усовершаемо       откровеніями        божества,     какъ    внѣшними,       такъ   и                   насъ   питательныя       вещества     и   прочее,    чтб   удовлетворяете       на-
                         внутренними.                                                                                           IIIимъ  иуждамъ      и   иотребностямъ;       самыя     животныя       рождаются

                              Вотъ    почему    не   къ    предметам        физики,     натурфилософы                           и  выростаютъ       для   челов ка     и  проч.—Я        согласенъ      съ  этимъ,
                                                                                                                                                                 ѣ
                        какъ    предметамъ       божествениымъ,         иепознаваемымъ          людьми      а                  сказалъ      Эв идемъ.—Такъ           какъ     (продолжалъ        Сократе)      есть
                                                                                                                                               ѳ
                        преимущественно          къ   предметамъ      этики,   какъ   предметамъ       чело-                   много     благъ     прекрасныхъ        и   полезныхъ,      но   вмѣстѣ    съ   тѣ мъ
                        в ческимъ,      постигаемымъ         людьми,       Сократъ      прилагалъ      свою                    непохожихъ        одно   на   другое,    то  боги    дали    человѣку      сообраз-
                          ѣ
                        діалектику;      а  именно,     онъ    находилъ       въ   знаніи,    въ  вѣрномъ                      ные    съ   каждымъ        предметомъ      органы      чувствъ,     посредствомъ
                        ноііиманіи     сущности     этихъ   челов ческихъ       предметовъ,      въ  этиче-                    которыхъ      мы   наслаждаемся         всѣми     благами.     Они    вложили     въ
                                                                   ѣ
                        скихъ     понятіяхъ       необходимое       условіе     всякой     праведной       и                   насъ    разумъ,    посредствомъ       котораго     мы    судимъ    о  предметах!,,

                        справедливой       и  вообще     правильной      человѣческой      дѣятельиости                        оіцущеніяхъ        и,   передавая      ихъ    памяти,    узнаемъ,     чтб   и  какъ
                        Эта  челов ческая      дѣятельность,     какъ   дѣятельпость     благая,   добрая,                     полезно     и  вообще     придумываемъ        средства    наслаждаться       полез-
                                    ѣ
                        ц лесообразная,        нравственная,      и   основанный      на   ней    правиль-                     нымъ    и   избѣгать    вреднаго.     Они дали       намъ    способность      пере-
                         ѣ
                       ный,    стройный,     благоустроенный,        нравственный,      этическій     иоря-                    дачи,    именно      способность       слова,    посредствомъ        которой    мы
                       докъ    челов ческаго       общежитія,      общественпыхъ        союзовъ    и  были                     надѣляемъ      другъ   друга    всѣмъ   хорошимъ,      составляемъ      общества,
                                      ѣ
                       предметами       того,   чтб   можно    назвать   Сократовою       этикою,    имѣв-                     издаемъ     законы     и   пользуемся     государственною         жизнью.—Да,
                       1,1(310  мрочемъ     общій    ближайшій       принципъ,       общую     основу    съ                    Сократе,     изъ   всего   видно,     что   боги   много     заботятся     о  чело-
                       физикой,     именно     верховное      понятіе    всеобщаго      блага,   добра.                        вѣ кѣ .—Что      я   говорю      вѣ рно,   это ты    самъ    узнаешь,     если   не

                            Въ   заключеніе      нашего     обозрѣпія      Сократовой      физики при-                         станешь     дожидаться      того,   чтобы    увидѣть    образъ     божій,    и если
                       в е д е т  относящееся       до    нея    содержаніе     двухъ     изъ   сообщен-                       для  тебя    достаточно     будете     видѣть    дѣла   боговъ,     чтобы   покло-
                       иыхъ    Ксенофоитомъ         бесѣдъ     Сократа.                                                        няться    богамъ     и   чтить    ихъ.     Подумай       еще о     томъ,    что  въ
                                                                                                                              этомъ     случаѣ     боги    сами     дѣлаютъ      намъ     указанія.    Если   всѣ

                                                                                                                              боги,   подавая     намъ    блага,    ничего    не подаютъ      явно,   то  устрои-
                                                                                                                              тель^  и   властитель     всей   вселенной,      у  котораго     все   прекрасное
                      А  '  И З Ъ  Б Е С Ѣ  Д Ы  С О К Р А Т А  СЪ  Е Г О  У Ч К І І И К О М Ъ  Э В Ѳ  И Д Е М О М Ъ
                                                        К Р А С И В Ы М Ъ .                                                   и доброе,    который,     несмотря    на  постоянное      иользоваиіе,     подаете
                                                                                                                              все   неповрежденнымъ,         здоровымъ      и  нестар ющимся,        этотъ    богъ
                                                                                                                                                                                       ѣ
                                        („Восіюминанія   о  Сократѣ ",  I V  книга,  3  глана.)
                                                                                                                              (Сократовъ       единый      верховный       боте    въ   отличіе    отъ   многихъ
                            „Сократъ      думалъ,    что онъ     долженъ      прежде    всего   внушить                       иодчиненныхъ        ему    боговъ)    будете    видимъ     въ  своихъ     великихъ
                      друзьямъ     своимъ     благоразуміе,     здравомысліе,       въ смыслѣ      разум-                     д яніяхъ;      но   какъ    онъ    всѣмъ    этимъ     правите    —   это   впѣ    из-
                                                                                                                               ѣ
                      наго   міросозерцанія.       Во-первыхъ,       онъ   старался     дѣлать    своихъ                      вестности.    Подумай      и  о  томъ,   что   солнце,   которое     для    всякаго
                      слушателей      здравомыслящими          въ  отношеніи      боговъ.     Я  присут-                      видимо,    не   позволяете      человѣку    внимательно       смотрѣть    па   него;
                     ствовалъ      (говоритъ      Ксенофонтъ)        при    слѣдующей       его   бес дѣ                      если   же   кто   дерзко    начнете     всматриваться,       то   онъ    лишается
                                                                                                      ѣ
                     съ   Эвѳидемомъ       объ   этомъ    предметѣ.      -Эвѳ идемъ      (сказалъ    Со-                      зр нія.    Относительно       души    человѣческой,       которая,    болѣе    чѣмъ
                                                                                                                                 ѣ
                     кратъ),    приходилось       ли   тебѣ   когда    либо    размышлять       о   томъ                      что-либо    другое      въ   человѣкѣ,      причастна     божеству,      изв стно,
                                                                                                                                                                                                           ѣ
                     какъ    заботливо     устроили    боги   все,  въ чемъ    нуждаются       люди?-'                        что   она   царствуете      въ  насъ,    но   и  ея   мы   не   видимъ.    Вдумы-
                     Право,      не  случалось,      отвѣчалъ      Эвеидемъ.—И          вотъ    Сократъ                       ваясь   во   все  это,  человѣкъ    не  долженъ     презрительно       относиться
                     подробно      перечисляете      все, чтб   изъ   человѣколюбія      боги   сдѣлали                       къ  невидимому;       напротивъ     того,   долженъ       познавать      его   д й-
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                     на   пользу    людей,     ко   благу   ихъ;    такъ     напримѣръ,       они   дали                      ствія   въ    явленіяхъ      и   чтить    божественную         силу.—Сократъ!
   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58