Page 65 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 65

ни   своеволіемъ       и   произволомъ        индивида,      ни    призраками       и                        тѣ ніе,  ни   дѣятелъность,      противныя      объективному        міровому    по-
                    ложью,     самосознательному         уразумѣнію       сущности      и связи   боже-                          рядку,    міроустройству.       Поэтому     онъ и     считалъ,     что   хот ніе   и
                    ственна™       объективна™        міроустройства.        Первымъ      шагомъ      къ                         дѣятельноеть,      согласный      съ  этимъ     порядкомъ      міра,   суть  ѣ  нрав-

                    тому    считалъ     онъ  ссшопознаніе,      познаніе    само™     себя,   собствен-                          ственное     хотѣніе      и  дѣятельность,         и   что    они   суть   необхо-
                    на™     сознанія,    дабы    черезъ    это   добыть    орудіе,   которымъ     могли                          димая      поелѣдствія     зианія;     а  безнравственное       хот ніе     и   д я-
                                                                                                                                                                                                                   ѣ
                    бы   быть    различены,      въ   пестромъ      разнообразіи       явленій, при-                             тельность     суть   необходимыя        нослѣдствія     незнанія.    ѣ Сократъ  вы-
                    зракъ    и   сущее,    случайное      к  необходимое,      преходящее       и   пре-                         разилъ    это   въ  такомъ     верховномъ       положеніи     своего    этическаго
                    бывающее.       Основанное       на   такомъ    самопознаніи,      познаніе    сущ-                          учеиія:    вся  добродѣтель       состоитъ       въ  знаніи.
                    ности    вещей     называлъ     онъ собственно       знаніемъ,    строго    отличая
                    его   отъ   простого     представленія,      мнѣнія.     Интересъ,      находимый                                 Подобное      отождествленіе      зианія     и  добродѣтели       встрѣчаемъ

                    имъ    въ    такомъ     истинномъ       знаніи,     былъ    для   него   мотивомъ                            мы   и  въ   новое    время,    именно     у  шотландскаго       философа-мора-
                    всей   его   философской       дѣятельности.      Такимъ     образомъ      Сократъ                           листа    XVIII    столѣтія    Уолластона       (Wollaston).      На    добронрав-
                    сталъ   въ   противоположность          какъ    къ  древней     натурфилософіи,                              ственное     смотрите     онъ     какъ    на    внѣ шнее     выраженіе      истины
                                                                                                                                       ѣ
                    по   которой    объектъ     безусловно     господствуете      надъ    субъектомъ,                            въ  д яніяхъ,     въ  поступкахъ       человѣка.    А   именно,    онъ   говорить,
                                                                                                                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                    падъ    мышленіемъ       и   дѣятельностыо        человѣ ка,     такъ    и  къ со-                           что  каждымъ      д яніемъ,     поступкомъ      человѣ ка   выражается       вн ш-
                    фистикѣ,     по   которой    субъекте      безусловно      господствуете       надъ                          иимъ    образомъ     какое-либо      его   сужденіе.     Если    сужденіе     чело-
                                                                                                                                                           ѣ
                                                                                                                                  ѣ
                    объектомъ;     ибо    Сократъ     поставилъ     мѣриломъ       и  для    субъекта,                           в ка    истинно,    то   д яніе,   въ   когоромъ     оно    выражается,      будетъ
                                                                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                    и  для   объекта    познаваемую      человѣческимъ        мышленіемъ        творче-                          доброиравственно;        а   если   сужденіе     челов ка     ложно,    то   и  д я-
                   скую     мысль   божественна™        ума,   выраженную       въ   міроустройствѣ.                             ніе,  въ   когоромъ      оно   выражается,       будетъ    порочно.
                    Конечно,     и    прежде     мѣриломъ       для   дѣятельности       людей     былъ                               Такая     Уолластонова       теорія     нравственности       не    отличается
                   призиаваемъ       высшій     порядокъ       объективна™       міра;    но    прежде                           существенно       отъ   Сократова      отождествлеиія       знанія    и   доброде-
                   не   было    и  понятія      о   свободномъ      самоопредѣленіи          повиную-                            тели,   ибо   Уолластонова       истина     есть   въ   сущности     то  же,  что  у

                   щихся     этому    порядку     людей;    иовиновеніе     ихъ  было    нерефлекти-                             Сократа     всеобщее     понятіе;    поэтому     и объ   Уолластоновой       теоріи
                   рованное,      непосредственное.        Софистика       хотя    и  признала    сво-                           мы   можемъ      сказать   существенно       то же    самое,    чтб  и   о  Сокра-
                                                                                                                                                             ѣ
                   бодное     самоопредѣленіе         челов ка,     но   отвергла     суіцествованіе                             товой,    а   именно:     в рно,      что   добронравственный           поступокъ
                                                             ѣ
                   всякой    высшей      основы,    опредѣляющей        свободную       дѣ ятельность                            обусловливается        сознаніемъ      его   нравственной       доброты,     а зло-
                   индивида.      Только    Сократъ      воздалъ    должное     обоимъ     этимъ   мо-                           нравственный,       порочный—сознаніемъ              его  нравственна™         безо-

                   мептамъ:     и   объективному       порядку,    и  субъективной       свободѣ    че-                          бразія,    ибо,  какъ    мы     уже   сказали,     безсознательные        поступки
                   ловека.   Поэтому     основное     требованіе     Сократовой      этики,   соответ-                           не   признаются       ни  добронравственными,           ни   злонравствениыми,
                   ствующее      общему     принципу      Сократовой      философіи     вообще,     со-                          порочными.       В ъ    этомъ    можно,     пожалуй,      вм сгЬ    съ   Гегелемъ
                                                                                                                                                                                              ѣ
                   стоитъ     въ   свободномъ       подчинены        человѣка      сознанному     имъ                            признать    волю   только   особенною     —  именно     практическою—сторо-
                   объективному       міроустройству.       Для    такого    подчиненія       Сократъ                            ною    ума,   какъ    умъ   можно     признать      особенною—именно           тео-
                   и  требовалъ     сознанія     этого   міроустройства,      требовалъ     того, что                            ретическою—стороною              воли.    Но,   кромѣ     сознаиія     добронрав-

                   онъ  называлъ     вообще    знаніемъ;    причемъ онъ предполагалъ           полное                            ственности     и   злонравственности        своихъ      поступковъ,      для    вм -
                                                                                                                                                                                                                     ѣ
                  соотвѣ тствіе    субъективна™         человѣческаго      знанія,   мышленія,     ума                           неиія   ихъ    человѣку     требуется     еще    и  свобода,    т.-е.   свободное
                   съ  объективнымъ       міроустройствомъ;        такъ    что онъ     считалъ    воз-                           совершеиіе      этихъ     поступковъ,      именно      потому,    что   воля    есть
                  можпымъ       такое    зианіе    и  находилъ,      что    если   человѣкъ      обла-                           практическая       сторона     ума,   сл дователыю       такая   сторона,     кото-
                                                                                                                                                                          ѣ
                  даете    такимъ     знаиіемъ,     то  невозможны        съ  его  стороны    ни   хо-                           рая    предполагаете         свободу,      ибо    невольныя        д янія     вовсе
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                                                                                                                                 не   вменяются        челов ку.      Въ    этомъ-то     смыслѣ      Уолластонову
                                                                                                                                                              ѣ
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70