Page 69 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 69

тить   это   начало    съ   положительное       начало,    осиовавъ     нравствен-                       эгоистическому        самоудовлетворенію,         къ   исключительному         эгои-
                        ность   также    наприродѣ       человека,     ноне     какъ    индивида,     не  на                     стическому      благу,    добру,    счастью;     наиротивъ,     ты   долженъ      хо-
                        его   непрестанно      изменяющемся        произволе,      а  на   природе     чело-                     теть    всеобщаго      блага,   добра;    ты   долженъ     къ   нему   стремиться,
                        века   вообще,    на  нравственномъ        законе   его   природы,     натуры,    на                     какъ    къ   конечной      цели    твоей   деятельности;       тогда    ты   будешь

                        прииципѣ      добра,    блага,   и  выработать     на   этомъ    положительном!»                         свободенъ      отъ   чувственности,       отъ   чувственныхъ        влеченій,     ио-
                        начале     этику     уже    положительную,—чтЬ            и  сд лалъ      Сократъ.                       желаній     и   страстей    и  вместе     съ  темъ   будешь      доброправствеи-
                                                                                        ѣ
                       Отличивъ      мышленіе       отъ   чувственности,      показавъ.      что   не   чув-                     нымъ,     добродетельнымъ         и  будешь    истинно      счастливымъ".
                       ственность,      a  мышленіе       есть   природа    человека,     Сократъ     пора-                            Но   если   въ   этомъ     состоите      истинная     сущность,      природа
                       зилъ    софистовъ     ихъ    собствеішымъ       оружіемъ,     отрицая    ихъ   отри-                      человека;     если    она  этого   именно     требуетъ,     то    природа     и   за-
                       цание    этики.     Сократъ     разсуждалъ       какъ    бы    такъ,     обращаясь                        конъ     уже    перестаютъ       быть    противоположными           между      собой
                       къ   софистамъ:       „Вы    утверждаете,      что   сущность,      природу    чело-                      понятіями;      напротивъ,      они   состоятъ    между     собою   въ    единстве.

                       века    (срѵаіс)  следуетъ     предпочитать      условному     закону     (vo^oç).  Я                     Г>ъ   самомъ     деле,   законъ     или—чтЬ      все   равно—государство           со
                       допускаю      это;   но   чтЬ   такое    сущность,     природа     человека?      Вы                      своими    законами,      учрежденіями,       со  своими    правами     и  обычаями
                                                                                             в
                       говорите—чувственность.            Если-бы     это  было   такъ,  то се     сделан-                       повелеваете       человеку,     какъ    своему     члену,    какъ     гражданину,
                       ные    вами   отсюда    отрицательные        этическіе   выводы,     какъ   логиче-                       то  же   самое,    чего   уже    прежде     закона     требуетъ     отъ   человека
                       скія   последствія      этого   вашего     принципа,       были   бы   неопровер-                         вообще      его   собственная        истинная      сущность,       природа;      ибо
                       жимо     истинными.      Но    это   не  такъ:    не  чувственность      есть   при-                      человекъ,     какъ    гражданииъ,       какъ    членъ    общества,     есгь  только
                       рода,    сущность     человека,     а,  напротивъ,     его  сущность,      природа                        дальнейшее       развитіе,    усовершеиствованіе           того,    чтЬ   человекъ

                       есть   мышленіе;      и   вотъ   относительно       этой    признаваемой       мной                       есть   самъ    по    себе,    по    своей    истинной     сущности,       природе,
                       сущности,       природы       человека,     я  согласенъ     допустить,      что   се                     какъ    индивидъ.      Даже     самое     государство       есть    не   что   иное,
                       следуетъ     предпочитать       закону.    Но    чего   требуетъ    отъ   человека                        какъ    человекъ     же,   но   только    въ   бЬлыпемъ      размере;     а  потому
                       эта   его  сущность,      природа?      Въ    чемъ   должно      состоять    этиче-                       и  истинная      сущность,       природа      государства       состоите     не   въ
                       ское   ученіе,    если   мышленіе      есть   сущность,      природа     человека?                        чувственности,       а   въ    мышленіи,       въ    разумности,       требующей

                       Вовсе     не    въ   томъ,     въ   чемъ     состоите     ваше     отрицательное                          стремленія     его   ко   всеобщему      благу,   какъ    конечной      цели   дея-
                       этическое     ученіе,    основанное       на   чувственности.       Ваше     ученіе                       тельности;   следовательно      истинная     сущность,     природа    государства
                       говорите     человеку,     какъ    чувственному       индивиду:     следуй    своей                       требуетъ     осуществленія       въ  действительности         всеобщаго      блага,
                       чувственности,      своимъ    чувствовандямъ,      удовлетворяя      имъ    вполне,                       добра.
                      удовлетворяй        своему     индивидуальному,          эгоистическому         свое-
                       волію    и   произволу;     стремись     къ   индивидуальному         самоудовле-                              Такъ    старался     Сократъ     примирить     противопоставленный          со-

                      твореиію      вообще,     какъ   къ   конечной     цели    твоей    деятельности,                          фистами     понятія:    природу     и   законъ,     или    соединить      противо-
                       какъ   къ  твоему    индивидуальному,         эгоистическому       благу,    добру,                       поставлениыя       софистами      понятія    человека      какъ     индивида—и
                      счастью.      Вовсе    не   таково     мое   положительное        этическое      уче-                      человека     какъ    гражданина,       и  основать     на   мышленіи      и   само-
                      иіе,    моя    положительная        этика.     Я   говорю     человЬку:      слідуй                        сознаніи    нравственность,       этику,   разрушенную         софистами      темъ,
                      тому,   чтЬ   указывается       мышленіемъ,      какъ    всеобщимъ       понятіемъ                         что  они    основывали      деятельность       человека     на    чувственности;

                      или   —  чт5   все   равно   —    тому,    чтЬ   указывается      самосознаніемъ                           а  именно     —   основать      нравственность,        этику     на   верховномъ
                      твоей    истинной      сущности,      природы;     а   потому     освободись      отъ                      понятіи    всеобщаго      блага,   добра,    какъ     на   ближайшемъ        прип-
                      твоей    единичности,       индивидуальности,         отъ    твоего     эгоистиче-                         ципе    этики    вместе    съ    физикой,     коренящемся        въ   верховномъ
                      окаго    своеволія    и  произвола;      не   стремись     къ  индивидуальному                            принципе        всей    философіи       Сократа.     Поэтому       верховное     по-
                                                                                                                                нятие    всеобщаго      блага,    добра,     его  верное      пониманіе,      знаніе
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74