Page 73 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 73
вс хъ посл дующихъ воззрѣній собственно на этику въ томъ дѣлай добро не ради самого добра, но чтобы быть истинно
ѣ
ѣ
смысле, ВЪ вакомъ теперь ее нопимаютъ, какъ ученіе нрав- счастливымъ, то такая этика называется эвдемоническою или
ственности, за исключеніемъ экономики и политики съ дикеоло- овдемоиизмомъ (отъ слова suSatjxovia—счастье). Если же счастье
гіею, чт0 древніе также вмещали въ составъ этики въ обшир- признается только какъ необходимое послѣдствге нравствен-
иомъ смысле этого слова; а именно, въ Сократовой этике мы ности, т.-е. если какъ-бы говорится, что благо, добро будетъ
находимъ зачатки: 1) ученія о верховномъ добре, благе (summum доброму, то такая этика не заключаете еще въ себе эвде-
bonum) какъ человеческомъ счастіи; 2) ученія о добре, какъ монизма.
нравственномъ качестве человека, т.-е. о добродетели и добро-
быть
2.
Добро,
д теляхъ; 3) учешя о нравственныхъ добродетеляхъ. сматриваемо и благо, какъ предмете этики, можетъ т.-е. раз-
ѣ
разсматривается
какъ
добродетель,
какъ
Но этого мало: не только у Сократа впервые зарождается душевное качество человека, соответствующее понятію добра,
этика воооще какъ наука, но у него же впервые мы находимъ блага, или какъ благое, доброе, нравственное внутреннее на-
въ частности зачатки тѣ хъ трехъ различныхъ способовъ, методъ строеніе человеческой души. Поскольку добродетель есть пред-
разсматриванія этики какъ науки въ тесномъ, собствеішомъ мете научной этики, она есть ученіе о добродетели въ раз-
смыслѣ, въ отличіе отъ экономики и политики съ дикеологіею ныхъ ея видахъ или формахъ, какъ отдельныхъ добродетеляхъ,
которым до сихъ иоръ употреблялись и употребляются при ея следовательно—есть учеыіе ѳ добродетели вообще и о разныхъ
научномъ изложеніи. Эти три различные способа появляются добродетеляхъ въ особенности. Наконецъ—
всл дствіе того, что на предмете этики въ тесномъ смысле 3. Добро, благо, какъ предмета научной этики, можетъ
ѣ
какъ науки, на добро, благо смотрѣли и смотрятъ съ трехъ быть разематриваемо и разсматривается, какъ нравственный
различныхъ точекъ зр нія.
ѣ
1. На добро, благо смотрятъ какъ па конечную цель чело- долгъ, нравственная обязанность, т.-е. какъ человеческая дея-
веческой деятельности, на такую цѣль, относительно которой тельность, долженствующая соответствовать понятію добра, блага,
все прочія отдельным цели всякой человеческой деятельности или какъ нравственная человеческая деятельность, осуществляю-
и жизни суть только средства, такъ что эта конечная цель щая нравственно должное, исполняющая нравственный долгъ,
господствуете надъ ними, обращая ихъ въ средства; другими нравственную обязанность. Поскольку нравственный долгъ, нрав-
она
предмете
есть
словами она есть верховная цель въ сравненіи съ этими под- ствеиая о обязанность есть долге или научной этики, обязанности
ученіе
нравственной
нравственномъ
чиненными ей целями. Хотя и все прочія отдельным цели въ различныхъ видахъ, формахъ соответственно различнымъ ви-
суть также блага для человека въ томъ смысле, что се one дамъ, формамъ добродетели называемыхъ нравственными должно-
в
более или менее служатъ къ его удовлетворенно; но конечная стями или обязанностями. Следовательно этика есть ученіе
верховная цель для него есть уже самое высшее благо, добро о нравственной обязанности вообще и о разныхъ нравственныхъ
или верховное понятіе всеобщаго блага, какъ полное его удовле- должпостяхъ, обязаиностяхъ въ особенности.
твореніе,— именно есть то, чт0 называется счастьемъ. Поскольку
такое верховное понятіе всеобщаго блага или счастья есть пред- Итакъ этика въ собственномъ, тесномъ смысле состоите изъ
мете научной этики, она есть ученіе о верховномъ благе или трехъ частей, которым можно обозначить такъ: 1) учепіе о
счастье, какъ конечной, верховной цѣли человеческой деятель- счастье, блаженстве, 2) ученіе о добродетели и о добродетеляхъ,
ности, именно нравственности; такъ что здесь исходною точкой и 3) ученіе о нравственномъ долге и о нравственныхъ должно-
служите мысль, что истинно счастливъ только человекъ нрав- стяхъ или обязаиностяхъ. И вотъ въ Сократовыхъ беседахъ,
ственный. Если счастье поставляется конечною, верховною какъ оне переданы намъ Ксенофонтомъ въ его „Воспомина-
ц лью нравственности, т.-е. если говорится: будь нравственъ ніяхъ о Сократе", лежатъ зачатки всехъ этихъ трехъ различ-
ѣ
ныхъ способовъ разсматриванія и изложенія этики.