Page 73 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 73

вс хъ     посл дующихъ         воззрѣній      собственно     на   этику    въ   томъ                      дѣлай     добро    не  ради     самого    добра,     но   чтобы     быть    истинно
                         ѣ
                                      ѣ
                      смысле,      ВЪ   вакомъ     теперь    ее  нопимаютъ,        какъ    ученіе    нрав-                      счастливымъ,       то  такая     этика    называется      эвдемоническою        или
                      ственности,     за  исключеніемъ       экономики      и  политики     съ   дикеоло-                       овдемоиизмомъ        (отъ   слова   suSatjxovia—счастье).       Если    же  счастье
                      гіею,   чт0 древніе     также    вмещали      въ   составъ    этики    въ   обшир-                        признается       только    какъ     необходимое       послѣдствге       нравствен-
                      иомъ    смысле     этого   слова;    а  именно,     въ  Сократовой       этике   мы                       ности,    т.-е.   если   какъ-бы     говорится,     что   благо,    добро    будетъ

                      находимъ     зачатки:    1) ученія    о  верховномъ     добре,   благе   (summum                          доброму,     то   такая    этика    не    заключаете       еще    въ   себе    эвде-
                      bonum)     какъ    человеческомъ       счастіи;     2)  ученія    о  добре,    какъ                       монизма.
                      нравственномъ        качестве     человека,     т.-е.  о добродетели      и добро-
                                                                                                                                                                                                        быть
                                                                                                                                     2.
                                                                                                                                          Добро,
                      д теляхъ;     3)   учешя     о  нравственныхъ        добродетеляхъ.                                       сматриваемо       и  благо,   какъ   предмете      этики,    можетъ    т.-е.   раз-
                       ѣ
                                                                                                                                                     разсматривается
                                                                                                                                                                                                               какъ
                                                                                                                                                                                    добродетель,
                                                                                                                                                                            какъ
                           Но   этого    мало:   не   только    у   Сократа     впервые    зарождается                          душевное      качество    человека,      соответствующее         понятію     добра,
                     этика    воооще     какъ    наука,    но   у  него   же   впервые    мы   находимъ                         блага,   или    какъ   благое,    доброе,    нравственное       внутреннее      на-
                     въ   частности     зачатки     тѣ хъ  трехъ   различныхъ      способовъ,     методъ                        строеніе    человеческой       души.    Поскольку      добродетель      есть  пред-
                     разсматриванія        этики    какъ     науки     въ   тесномъ,      собствеішомъ                          мете   научной     этики,     она   есть   ученіе     о  добродетели       въ   раз-
                     смыслѣ,     въ   отличіе    отъ   экономики      и  политики     съ   дикеологіею                          ныхъ    ея   видахъ    или   формахъ,     какъ   отдельныхъ      добродетеляхъ,
                     которым      до  сихъ    иоръ    употреблялись       и  употребляются        при ея                       следовательно—есть           учеыіе    ѳ  добродетели      вообще     и о  разныхъ
                     научномъ      изложеніи.       Эти три различные           способа     появляются                         добродетеляхъ        въ   особенности.      Наконецъ—
                     всл дствіе     того,   что    на   предмете     этики     въ   тесномъ      смысле                              3.  Добро,    благо,     какъ    предмета      научной     этики,     можетъ
                         ѣ
                     какъ    науки,    на   добро,    благо    смотрѣли      и   смотрятъ     съ   трехъ                       быть     разематриваемо         и  разсматривается,        какъ     нравственный
                     различныхъ       точекъ    зр нія.
                                                   ѣ
                          1.   На   добро,    благо    смотрятъ     какъ   па  конечную     цель   чело-                       долгъ,    нравственная       обязанность,     т.-е.  какъ    человеческая       дея-
                     веческой     деятельности,       на  такую     цѣль,    относительно       которой                        тельность,    долженствующая        соответствовать      понятію    добра,    блага,

                     все   прочія    отдельным      цели    всякой    человеческой       деятельности                          или   какъ   нравственная      человеческая      деятельность,     осуществляю-
                    и   жизни     суть   только     средства,    такъ     что   эта   конечная      цель                       щая    нравственно      должное,      исполняющая        нравственный        долгъ,
                     господствуете      надъ    ними,    обращая      ихъ    въ   средства;    другими                         нравственную      обязанность.      Поскольку     нравственный      долгъ,    нрав-
                                                                                                                                                                                                        она
                                                                                                                                                                   предмете
                                                                                                                                                                                                               есть
                    словами     она    есть   верховная     цель    въ   сравненіи     съ  этими    под-                       ствеиая  о обязанность      есть  долге    или    научной     этики, обязанности
                                                                                                                               ученіе
                                                                                                                                                                                 нравственной
                                                                                                                                            нравственномъ
                    чиненными       ей   целями.      Хотя     и   все   прочія    отдельным       цели                        въ  различныхъ       видахъ,    формахъ     соответственно      различнымъ       ви-
                    суть   также     блага   для    человека     въ  томъ    смысле,     что се      one                      дамъ,   формамъ     добродетели      называемыхъ      нравственными        должно-
                                                                                               в
                    более    или   менее     служатъ     къ   его  удовлетворенно;      но   конечная                          стями     или обязанностями.          Следовательно        этика    есть     ученіе
                    верховная      цель    для   него   есть   уже    самое   высшее     благо,   добро                       о   нравственной      обязанности     вообще     и о  разныхъ      нравственныхъ
                    или  верховное     понятіе    всеобщаго     блага,    какъ   полное    его  удовле-                       должпостяхъ,       обязаиностяхъ       въ   особенности.
                    твореніе,— именно        есть  то,  чт0   называется     счастьемъ.     Поскольку

                    такое    верховное     понятіе     всеобщаго    блага   или   счастья   есть  пред-                             Итакъ    этика    въ   собственномъ,     тесномъ     смысле    состоите    изъ
                    мете   научной      этики,   она    есть   ученіе   о   верховномъ      благе   или                       трехъ    частей,     которым     можно      обозначить      такъ:    1)   учепіе   о
                    счастье,    какъ    конечной,    верховной      цѣли    человеческой      деятель-                        счастье,   блаженстве,      2)  ученіе    о добродетели     и  о  добродетеляхъ,
                    ности,   именно     нравственности;        такъ   что  здесь   исходною     точкой                        и  3)  ученіе  о   нравственномъ       долге    и  о  нравственныхъ       должно-
                   служите      мысль,    что   истинно     счастливъ     только    человекъ      нрав-                       стяхъ    или обязаиностяхъ.          И   вотъ    въ   Сократовыхъ       беседахъ,

                    ственный.      Если     счастье     поставляется       конечною,       верховною                          какъ    оне   переданы      намъ    Ксенофонтомъ        въ   его    „Воспомина-
                   ц лью     нравственности,        т.-е.   если   говорится:     будь   нравственъ                           ніяхъ   о  Сократе",     лежатъ     зачатки    всехъ    этихъ    трехъ     различ-
                     ѣ
                                                                                                                              ныхъ    способовъ     разсматриванія       и  изложенія      этики.
   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78