Page 75 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 75

Разсмотримъ        же   Сократову     этику   въ  тѣспомъ    смыслѣ    именно                          съ  верховнымъ       принцииомъ        его  философіи.      Эта    связь  ихъ   объ-
                      но  этимъ     тремъ    ея  главнымъ      частямъ     или    ученіямъ,    т.-е.  ска-                        ясняется     метафизиками       слѣдующимъ         образомъ.
                      жешь    сперва    объ   его   ученіи    о  верховномъ       добрѣ,   благ ,    какъ                              Истинная      природа,     натура,    сущность      челов ка    состоите     въ
                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                      счастіи    челов ческомъ,        потомъ     объ его     учеиіи    о   добродѣтели                           мышленіи;     но  сущность     мышленія     есть   свобода   отъ   рабскаго под-
                                        ѣ
                      и  добродѣтеляхъ        и  наконецъ      объ его     ученіи    о   нравственномъ                            чиненія    чувственности.       Сл дователыю        такая    свобода    есть   сущ-
                                                                                                                                                                     ѣ
                      долгѣ   и   нравственныхъ        должностяхъ       или    обязанностяхъ.                                    ность,   есть   законъ     истинной     человѣческой      природы.    Но    счастье
                                                                                                                                  всякаго    живого      существа      достигается,      если     оно    повинуется

                               Э Т И К А  В Ъ  Т Ѣ  С І І О М Ъ ,  С О Б С Т В Е Н І І О М Ъ  С М Ы С Л Ѣ  .                      закону    своей   истинной      природы,     а  потому     и  счастье     человека
                                                                                                                                 достигается,      если   онъ    не  дозволите      чувственности       господство-
                           Верховное      добро   или    благо   (.summum bonum),         какъ    счастье                        вать    надъ   собой,    а  такое    соиротивленіе       чувственности       и   есть
                      человѣческое.     По    свидѣтельству      Ксенофонта,       Сократъ     говорилъ:                         нравственность.        Итакъ     тѣмъ   же    закономъ,      которымъ      обуслов-
                      „надобно      быть    безумнымъ,       чтобы    считать     себя    счастливымъ,                           ливается     истинное     счастье   человѣка,     обусловливается      и  его  нрав-

                     не   дѣлая    ничего     добраго,      хорошаго,       полагаясь      на   что-либо                         ственность;      ибо и    счастье,    и  нравственность        состоите    въ    сво-
                     постороннее       добру    или   на   двусмысленное         (т.-е.  могущее    слу-                         бодѣ,    въ  подчинены       чувственности,       животненности        мышленію.
                     жить    и   во  благо,    и  во вредъ),    напримѣръ      на  красоту,    здоровье,                         Поэтому      человѣкъ      долженъ      находить      истинное     счастье,    бла-
                     силу,    богатство,     славу    и  т.  п."    Отсюда      мы   видимъ,    что,   съ                        женство     въ  подчинены      своихъ   чувственішхъ       влеченій,    пожелаиій
                     одной     стороны      Сократъ      поставлялъ      счастіе     въ   доброй,     хо-                        и  страстей     закону    своей    природы,     а  не  въ поблажкѣ      имъ,    какъ
                     рошей,      нравственной,       вообще       правильной       дѣятельиости,       въ                        утверждали      софисты,     не   зная   истинной      природы      челов ка.
                                                                                                                                                                                                            ѣ
                     добродѣтели,      нравственности,        а  не   въ   чемъ-либо    внѣ шнсмъ,     не                             Отождествляя        счастье    съ   нравственностью        и   считая    нрав-
                     во   вн шнихъ      благахъ,     которыми      обыкновенно       ограничивали      со-                       ственность,      какъ     и  счастье,     самоц лыюю,        Сократъ      говорилъ
                            ѣ
                                                                                                                                                                                  ѣ
                     фисты     понятіе    добра,    блага;   съ   другой    стороны     Сократъ     осно-                        также,    что   нравственность       хороша     уже   и тѣмъ,    что  она   достав-
                     вывалъ     и  самое     счастіе    на  знаніи    добра,     именно     потому,   что                        ляете    намъ    наслажденіе      сознавать     свое   собственное     нравствен-

                     онъ    отождествлялъ       знаніе    и  добро    или   добродѣтель.                                         ное    достоинство,      совершенство.        Здѣ сь    Сократъ       выражается
                          Впрочемъ       Сократъ      не   отвергалъ      безусловно      и   вн шнихъ                           такъ   неопредѣленно,        что можно      заключить,     будто   онъ   смотрите
                                                                                                 ѣ
                     благъ;    но   оиъ видѣлъ      въ   нихъ    только     средства     къ    достиже-                          на  нравственность        не  какъ    на   нѣчто    самоц лыюе,        а  какъ   на
                                                                                                                                                                                            ѣ
                     нію   верховнаго      блага,    какъ    надъ    всѣми    ими    господствующего                            средство     для   наслажденія,      средство    для  того,  чтобы    быть    счаст-
                     и   состоящаго       въ    добродѣтели       и   въ    исполнеяіи       нравствен-                         ливымъ,     и   тѣмъ    разъединяете      счастье     и   нравственность.       Эта

                     иаго    долга.     Такимъ      образомъ      онъ   соединялъ       свое   ученіе   о                       неопредѣленность          со   стороны      Сократа     и   привела     киренскую
                     счастіи,     какъ    верховномъ       благѣ ,    съ  ученіемъ     о   добродѣтели                          сократическую         школу      къ   одностороннему         пониманію        блага,
                     и   нравственномъ         долг ,    обязанности.       А    если    счастье    было                        добра,    a  слѣдовательно       счастья    и  нравственности,        какъ   иасла-
                                                    ѣ
                     у   Сократа     тождественно        съ   нравственностью,         то    нравствен-                         жденія.

                     ность    является      у  пего     въ  этомъ     смыслѣ     самоцѣльною,      т.-е.                             Добродѣтель        и   добродѣтели.       Сократъ     отождествилъ      знаніе
                     она   не   можетъ     быть    средствомъ      для   цѣли,    лежащей       внѣ    ея;                      и  добро,    добродѣтель,      или основалъ       нравственность        на   знаніи
                     напротивъ,       нравственность        есть    конечная      цѣль    вс хъ    чело-                        добра,    блага.   Но    онъ   думалъ,      что   можно     только     или    знать
                                                                                            ѣ
                     в ческихъ      стремленій,      какъ     и   счастье.     Этимъ     старался    Со-                        что-либо,    или не  знать,   т.-е.  или  имѣть   поиятіе,    или  не  имѣть   его,
                      ѣ
                     кратъ     примирить       понятіе     о   счастьѣ     съ   понятіемъ       о  нрав-                        а  потому     Сократъ     не   допѵскалъ      степеней    въ знаніи.     Основавъ

                     ственности.     Такое      примиреніе,      соединеніе      понятій     о   счастьѣ                        нравственность       на   знаніи,    Сократъ     поэтому     не  допускалъ     сте-
                     и  о  нравственности        основано     у  Сократа     на   связи    ихъ   обоихъ                         пеней    и  въ   добродѣтели,      понимая      нодъ   нею    внутреннее      каче-
   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80