Page 79 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 79

только   въ  формальною       отношеніи/г.-е.      опредѣлилъ      только    форму
                     ооравъ    долга,    обязанности      человека,      выразивъ,      что   челов къ                           доброе,     если     оно:    1)  совершено       сознательно,     т.-е.   если оно
                                                                                                     ѣ
                     долженъ     действовать,      поступать      съ  сознаніемъ,      сознателышмъ                              основано      на  самоцѣльномъ,         безразличномъ        въ    нравственномъ

                     образомъ     для   того,   чтобы    его   деятельность       можно      было    на-                         отношеніи      знаніи,    на   вѣрномъ     пониманіи       сущности      предмета,
                    звать    доброю.    В ъ   матеріалыюмъ       же отношеніи,       по   содержанію                             на   понятіи,    и  2)  если    оно   совершено      целесообразно,      т.-е.  если
                    Сократъ      оставилъ      неопределепнымъ          добро    какъ     долгъ,    какъ                         имъ    достигается     предположенная          человекомъ      какая     бы   то ни
                    ооязанность      человека,     т.-е.  не   оиределилъ,     какое     нравственное                            было    цель,   безразличная       въ   нравственномъ        отношеніи.
                    содержаніе      должна     заключать      въ    себе    сознательная       деятель-                               Итакъ      долгъ     человека      можно      определить,      по    Сократу,
                    ность    человека     для   того,  чтобы    ее можно     было   назвать    доброю.                           слѣдующимъ        образомъ:     онъ   состоите     въ   требоваыіи       отъ   чело-

                    *  ^  Въ   самомъ     деле   Сократъ      въ   своихъ    беседахъ,—по         край-                          века,   какъ     должнаго,      чтобы     онъ    дѣйствовалъ      сознательно      и
                    ней   мере    какт    one    переданы       намъ    Ксенофонтомъ,—то           ото-                          целесообразно,       или—выражая         это  однимъ     словомъ—правильно.
                    ждествляете      доброе    съ   прекраенымъ;        то  не   проводите      рѣзкой                          Теперь     совершенно       ясно,    почему    я  сказалъ,   что  Сократъ      опре-
                   границы      между     добрымъ     и пріятнымъ,      доставляющимъ         удоволь-                          дѣлилъ     добро    только    въ  формальномъ       отношеніи,      т.-е.   опреде-

                                                                                                                                                                            ѣ
                                                                                                                                                           ѣ
                   ствие,   наслажденіе,       хотя   и  решительно       возстаетъ     противъ    при-                         ляю,     что   доброе    д яніе    есть   д яніе,    совершенное       правильно,
                   верженцевъ      теоріи,   полагавшей      все  добро,   благо   для  человека     въ                         и   оставилъ    въ   неопределенности         добро    въ матеріальномъ        отно-
                   удовольствіи,      въ   наслажденіи;      то смотрите      онъ   на доброе      какъ                         птеніи,   т.-е.   не  придалъ      ему   собственно      никакого      этическаго,
                   на   полезное     человеку,     но   въ   особенности       какъ    на   целесооб-                           нравственна™         содержанія;       сказать,     какъ    говорилъ      Сократъ,
                   разное    вообще,     т.-е.   годное     къ    достижеиію      какой    бы    то ни                          что   доброе    есть   прекрасное      или пріятное,       или полезное       чело-

                   оыло    цели,     и  поэтому      требуетъ,      чтобы    всякая     человЬческая                            веку,   или вообще       целесообразное,       значите    вовсе   не   определить
                   деятельность      совершалась      целесообразно.       Но   прекрасное,     нріят-                          добра,   какъ    нравственна,™,        этическаго     добра,    потому     что   ио-
                   ное,   полезное     и  вообще     целесообразное        безразличны       въ  нрав-                         тіятія   о  нрекрасномъ,       пріятномъ,      полезномъ     и  целесообразном!,
                   ственномъ       отношеніи,       не   будучи      нравственными        понятіями.                           вовсе    не   суть   этическія    поиятія,     будучи    сами    но  себе   понятія

                   Поэтому     понятіе     добра,   блага     по   содержанію        представляется                            безразличный       въ   нравственномъ,        этическомъ       отношеніи.
                   у  Сократа     въ  смысле    должнаго     для  человека     не  столько   безотно-                                Оставивъ     понятіе    добра,    какъ    долга   вообще,     въ   такой   не-
                  сительным^        абсолютнымъ       понятіемъ,     совершенно       независимымъ                             определенности,         Сократъ      не   могъ,    разумеется,       вывести    изъ
                  отъ   впешнихъ        его    послѣдствій      для   человека,      сколько    ііоня-                         такого    безразлична™        въ   нравственномъ,       этическомъ      отношеніи
                  тіемъ    относительным^,        т.-е.  добрымъ      для   человека     по    своимъ                          ітонятія   и   никакихъ     особенныхъ      нравственныхъ        должностей     или

                  последствіямъ       въ   значеніи     или   нрекраснаго,      или  пріятнаго    для                          обязанностей,      а  потому     онъ    былъ    вынужденъ:        или    заимство-
                  него,   или полезнаго,        или вообще       целесообразна™.                                               вать   эти   особенным      нравственным       обязанности      изъ   существую-

                       Вследствіе      такой    неопределенности         и  такой    относительно-                             щихъ    нравовъ     и  обычаевъ,      законовъ     и  учрежденій      своего   оте-
                  сти   Сократова      понятія     добра,     какъ    должнаго      для    человека,                           чества;   или основать       необходимость        исполненія      тѣхъ   или   дру-
                  какъ   его   долга,    этотъ   долгъ    не   могъ   иметь     у  Сократа      опре-                          гихъ   приводимыхъ        имъ  особенныхъ      нравственныхъ        обязанностей
                  деленна™      и   безотносительна™         нравственна™        характера,     т.-е.                         на   интересе      самого     деятеля.      Такъ    напримѣръ        изъ    Сокра-
                  не  былъ    у  него     собственно      нравствеинымъ         долгомъ.     Напро-                           това   определенія      благочестія      или    набожности,       какъ    доброде-
                                                                                                                                              она
                 тивъ,    добрую     человеческую        деятельность,       какъ     деятельность                            тели,—что      между  состоите     въ   знаніи    законовъ,      опредѣляющихъ
                                                                                                                                                                       и
                                                                                                                                                                                                      следовало,
                                                                                                                                                                          божествомъ,—прямо
                                                                                                                                                      человекомъ
                                                                                                                              отношеніе
                 какою      она    должна      быть,    Сократъ     отождествлялъ        со  всякою
                 правильною,       т . е .  сознательною     и   целесообразно      го  деятельно-                            что   долгъ    человека     въ  этомъ    отпошеніи     состоите    въ  сознатель-
                 стью,     такт,   что    всякое     дѣ яніе    человека      есть,   по   Сократу,                           ною,     а  следовательно       и  въ свободпомъ      подчиненіи      этимъ   зако-
                                                                                                                              намъ.    Такъ     изъ   Сократова     опредѣленія       правды     и   справедли-
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84