Page 74 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 74

вс хъ  посл дующихъ  воззрѣній  собственно  на  этику  въ  томъ  дѣлай  добро  не  ради  самого  добра,  но  чтобы  быть  истинно
 ѣ
 ѣ
 смысле,  ВЪ  вакомъ  теперь  ее  нопимаютъ,  какъ  ученіе  нрав-  счастливымъ,  то  такая  этика  называется  эвдемоническою  или
 ственности,  за  исключеніемъ  экономики  и  политики  съ  дикеоло-  овдемоиизмомъ  (отъ  слова  suSatjxovia—счастье).  Если  же  счастье
 гіею,  чт0 древніе  также  вмещали  въ  составъ  этики  въ  обшир-  признается  только  какъ  необходимое  послѣдствге  нравствен-
 иомъ  смысле  этого  слова;  а  именно,  въ  Сократовой  этике  мы  ности,  т.-е.  если  какъ-бы  говорится,  что  благо,  добро  будетъ

 находимъ  зачатки:  1)  ученія  о  верховномъ  добре,  благе  (summum  доброму,  то  такая  этика  не  заключаете  еще  въ  себе  эвде-
 bonum)  какъ  человеческомъ  счастіи;  2)  ученія  о  добре,  какъ  монизма.
 нравственномъ  качестве  человека,  т.-е.  о добродетели  и добро-
                  2.
                                                                                    быть
                      Добро,
 д теляхъ;  3)  учешя  о  нравственныхъ  добродетеляхъ.  сматриваемо  и благо,  какъ  предмете  этики,  можетъ  т.-е.  раз-
 ѣ
                                                                                            какъ
                                                         какъ
                                 разсматривается
                                                                добродетель,
 Но  этого  мало:  не  только  у  Сократа  впервые  зарождается  душевное  качество  человека,  соответствующее  понятію  добра,
 этика  воооще  какъ  наука,  но  у  него  же  впервые  мы  находимъ  блага,  или  какъ  благое,  доброе,  нравственное  внутреннее  на-
 въ  частности  зачатки  т хъ  трехъ  различныхъ  способовъ,  методъ  строеніе  человеческой  души.  Поскольку  добродетель  есть  пред-
 ѣ
 разсматриванія  этики  какъ  науки  въ  тесномъ,  собствеішомъ  мете  научной  этики,  она  есть  ученіе  о  добродетели  въ  раз-
 смыслѣ,  въ  отличіе  отъ  экономики  и  политики  съ  дикеологіею  ныхъ  ея  видахъ  или  формахъ,  какъ  отдельныхъ  добродетеляхъ,
 которым  до  сихъ  иоръ  употреблялись  и  употребляются  при ея   следовательно—есть  учеыіе  ѳ  добродетели  вообще  и о  разныхъ
 научномъ  изложеніи.  Эти три различные  способа  появляются  добродетеляхъ  въ  особенности.  Наконецъ—
 вслѣ дствіе  того,  что  на  предмете  этики  въ  тесномъ  смысле  3.  Добро,  благо,  какъ  предмета  научной  этики,  можетъ
 какъ  науки,  на  добро,  благо  смотрѣли  и  смотрятъ  съ  трехъ  быть  разематриваемо  и  разсматривается,  какъ  нравственный
 различныхъ  точекъ  зр нія.
 ѣ
 1.  На  добро,  благо  смотрятъ  какъ  па  конечную  цель  чело-  долгъ,  нравственная  обязанность,  т.-е.  какъ  человеческая  дея-
 веческой  деятельности,  на  такую  цѣль,  относительно  которой  тельность,  долженствующая  соответствовать  понятію  добра,  блага,

 все  прочія  отдельным  цели  всякой  человеческой  деятельности  или  какъ  нравственная  человеческая  деятельность,  осуществляю-
 и  жизни  суть  только  средства,  такъ  что  эта  конечная  цель  щая  нравственно  должное,  исполняющая  нравственный  долгъ,
                              обязанность.
           нравственную
                                                                                долгъ,
                                                             нравственный
 господствуете  надъ  ними,  обращая  ихъ  въ  средства;  другими  ствеиая  обязанность  есть  Поскольку  научной  этики,  она нрав-
                                                                                           есть
                                                предмете
 словами  она  есть  верховная  цель  въ  сравненіи  съ  этими  под-  ученіе  о  нравственномъ  долге  или  нравственной  обязанности
 чиненными  ей  целями.  Хотя  и  все  прочія  отдельным  цели  въ  различныхъ  видахъ,  формахъ  соответственно  различнымъ  ви-
 в
 суть  также  блага  для  человека  въ  томъ  смысле,  что се  one  дамъ,  формамъ  добродетели  называемыхъ  нравственными  должно-
 более  или  менее  служатъ  къ  его  удовлетворенно;  но  конечная  стями  или обязанностями.  Следовательно  этика  есть  ученіе
 верховная  цель  для  него  есть  уже  самое  высшее  благо,  добро  о  нравственной  обязанности  вообще  и о  разныхъ  нравственныхъ
 или  верховное  понятіе  всеобщаго  блага,  какъ  полное  его  удовле-  должпостяхъ,  обязаиностяхъ  въ  особенности.
 твореніе,— именно  есть  то,  чт0 называется  счастьемъ.  Поскольку

 такое  верховное  понятіе  всеобщаго  блага  или  счастья  есть  пред-  Итакъ  этика  въ  собственномъ,  тесномъ  смысле  состоите  изъ
 мете  научной  этики,  она  есть  ученіе  о  верховномъ  благе  или  трехъ  частей,  которым  можно  обозначить  такъ:  1)  учепіе  о
 счастье,  какъ  конечной,  верховной  цѣли  человеческой  деятель-  счастье,  блаженстве,  2)  ученіе  о добродетели  и  о  добродетеляхъ,
 ности,  именно  нравственности;  такъ  что  здесь  исходною  точкой  и  3)  ученіе  о  нравственномъ  долге  и  о  нравственныхъ  должно-
 служите  мысль,  что  истинно  счастливъ  только  человекъ  нрав-  стяхъ  или обязаиностяхъ.  И  вотъ  въ  Сократовыхъ  беседахъ,

 ственный.  Если  счастье  поставляется  конечною,  верховною  какъ  оне  переданы  намъ  Ксенофонтомъ  въ  его  „Воспомина-
 цѣ лью  нравственности,  т.-е.  если  говорится:  будь  нравственъ  ніяхъ  о  Сократе",  лежатъ  зачатки  всехъ  этихъ  трехъ  различ-
          ныхъ    способовъ     разсматриванія        и  изложенія     этики.
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79