Page 70 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 70

тить  это  начало  съ  положительное  начало,  осиовавъ  нравствен-  эгоистическому  самоудовлетворенію,  къ  исключительному  эгои-
 ность  также  наприродѣ  человека,  ноне  какъ  индивида,  не  на  стическому  благу,  добру,  счастью;  наиротивъ,  ты  долженъ  хо-
 его  непрестанно  изменяющемся  произволе,  а  на  природе  чело-  теть  всеобщаго  блага,  добра;  ты  долженъ  къ  нему  стремиться,
 века  вообще,  на  нравственномъ  законе  его  природы,  натуры,  на  какъ  къ  конечной  цели  твоей  деятельности;  тогда  ты  будешь

 прииципѣ  добра,  блага,  и  выработать  на  этомъ  положительном!»  свободенъ  отъ  чувственности,  отъ  чувственныхъ  влеченій,  ио-
 начале  этику  уже  положительную,—чтЬ  и  сд лалъ  Сократъ.  желаній  и  страстей  и  вместе  съ  темъ  будешь  доброправствеи-
 ѣ
 Отличивъ  мышленіе  отъ  чувственности,  показавъ.  что  не  чув-  нымъ,  добродетельнымъ  и  будешь  истинно  счастливымъ".
 ственность,  a  мышленіе  есть  природа  человека,  Сократъ  пора-  Но  если  въ  этомъ  состоите  истинная  сущность,  природа
 зилъ  софистовъ  ихъ  собствеішымъ  оружіемъ,  отрицая  ихъ  отри-  человека;  если  она  этого  именно  требуетъ,  то  природа  и  за-
 цание  этики.  Сократъ  разсуждалъ  какъ  бы  такъ,  обращаясь  конъ  уже  перестаютъ  быть  противоположными  между  собой
 къ  софистамъ:  „Вы  утверждаете,  что  сущность,  природу  чело-  понятіями;  напротивъ,  они  состоятъ  между  собою  въ  единстве.

 века  (срѵаіс)  следуетъ  предпочитать  условному  закону  (vo^oç).  Я  Г>ъ  самомъ  деле,  законъ  или—чтЬ  все  равно—государство  со
 допускаю  это;  но  чтЬ  такое  сущность,  природа  человека?  Вы  своими  законами,  учрежденіями,  со  своими  правами  и  обычаями
 в
 говорите—чувственность.  Если-бы  это  было  такъ,  то се  сделан-  повелеваете  человеку,  какъ  своему  члену,  какъ  гражданину,
 ные  вами  отсюда  отрицательные  этическіе  выводы,  какъ  логиче-  то  же  самое,  чего  уже  прежде  закона  требуетъ  отъ  человека
 скія  последствія  этого  вашего  принципа,  были  бы  неопровер-  вообще  его  собственная  истинная  сущность,  природа;  ибо
 жимо  истинными.  Но  это  не  такъ:  не  чувственность  есть  при-  человекъ,  какъ  гражданииъ,  какъ  членъ  общества,  есгь  только
 рода,  сущность  человека,  а,  напротивъ,  его  сущность,  природа  дальнейшее  развитіе,  усовершеиствованіе  того,  чтЬ  человекъ

 есть  мышленіе;  и  вотъ  относительно  этой  признаваемой  мной  есть  самъ  по  себе,  по  своей  истинной  сущности,  природе,
 сущности,  природы  человека,  я  согласенъ  допустить,  что  се  какъ  индивидъ.  Даже  самое  государство  есть  не  что  иное,
 следуетъ  предпочитать  закону.  Но  чего  требуетъ  отъ  человека  какъ  человекъ  же,  но  только  въ  бЬлыпемъ  размере;  а  потому
 эта  его  сущность,  природа?  Въ  чемъ  должно  состоять  этиче-  и  истинная  сущность,  природа  государства  состоите  не  въ
 ское  ученіе,  если  мышленіе  есть  сущность,  природа  человека?  чувственности,  а  въ  мышленіи,  въ  разумности,  требующей

 Вовсе  не  въ  томъ,  въ  чемъ  состоите  ваше  отрицательное  стремленія  его  ко  всеобщему  благу,  какъ  конечной  цели  дея-
 этическое  ученіе,  основанное  на  чувственности.  Ваше  ученіе  тельности;  следовательно  истинная  сущность,  природа  государства
 говорите  человеку,  какъ  чувственному  индивиду:  следуй  своей  требуетъ  осуществленія  въ  действительности  всеобщаго  блага,
 чувственности,  своимъ  чувствовандямъ,  удовлетворяя  имъ  вполне,  добра.
 удовлетворяй  своему  индивидуальному,  эгоистическому  свое-
 волію  и  произволу;  стремись  къ  индивидуальному  самоудовле-  Такъ  старался  Сократъ  примирить  противопоставленный  со-

 твореиію  вообще,  какъ  къ  конечной  цели  твоей  деятельности,  фистами  понятія:  природу  и  законъ,  или  соединить  противо-
 какъ  къ  твоему  индивидуальному,  эгоистическому  благу,  добру,  поставлениыя  софистами  понятія  человека  какъ  индивида—и
 счастью.  Вовсе  не  таково  мое  положительное  этическое  уче-  человека  какъ  гражданина,  и  основать  на  мышленіи  и  само-
 иіе,  моя  положительная  этика.  Я  говорю  человЬку:  слідуй  сознаніи  нравственность,  этику,  разрушенную  софистами  темъ,
 тому,  чтЬ  указывается  мышленіемъ,  какъ  всеобщимъ  понятіемъ  что  они  основывали  деятельность  человека  на  чувственности;

 или  —  чт5  все  равно  —  тому,  чтЬ  указывается  самосознаніемъ  а  именно  —  основать  нравственность,  этику  на  верховномъ
 твоей  истинной  сущности,  природы;  а  потому  освободись  отъ  понятіи  всеобщаго  блага,  добра,  какъ  на  ближайшемъ  прип-
 твоей  единичности,  индивидуальности,  отъ  твоего  эгоистиче-  ципе  этики  вместе  съ  физикой,  коренящемся  въ  верховномъ
 окаго  своеволія  и  произвола;  не  стремись  къ  индивидуальному  принципе  всей  философіи  Сократа.  Поэтому  верховное  по-
             нятие   всеобщаго      блага,    добра,     его   верное     пониманіе,      знаніе
   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75