Page 70 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 70
тить это начало съ положительное начало, осиовавъ нравствен- эгоистическому самоудовлетворенію, къ исключительному эгои-
ность также наприродѣ человека, ноне какъ индивида, не на стическому благу, добру, счастью; наиротивъ, ты долженъ хо-
его непрестанно изменяющемся произволе, а на природе чело- теть всеобщаго блага, добра; ты долженъ къ нему стремиться,
века вообще, на нравственномъ законе его природы, натуры, на какъ къ конечной цели твоей деятельности; тогда ты будешь
прииципѣ добра, блага, и выработать на этомъ положительном!» свободенъ отъ чувственности, отъ чувственныхъ влеченій, ио-
начале этику уже положительную,—чтЬ и сд лалъ Сократъ. желаній и страстей и вместе съ темъ будешь доброправствеи-
ѣ
Отличивъ мышленіе отъ чувственности, показавъ. что не чув- нымъ, добродетельнымъ и будешь истинно счастливымъ".
ственность, a мышленіе есть природа человека, Сократъ пора- Но если въ этомъ состоите истинная сущность, природа
зилъ софистовъ ихъ собствеішымъ оружіемъ, отрицая ихъ отри- человека; если она этого именно требуетъ, то природа и за-
цание этики. Сократъ разсуждалъ какъ бы такъ, обращаясь конъ уже перестаютъ быть противоположными между собой
къ софистамъ: „Вы утверждаете, что сущность, природу чело- понятіями; напротивъ, они состоятъ между собою въ единстве.
века (срѵаіс) следуетъ предпочитать условному закону (vo^oç). Я Г>ъ самомъ деле, законъ или—чтЬ все равно—государство со
допускаю это; но чтЬ такое сущность, природа человека? Вы своими законами, учрежденіями, со своими правами и обычаями
в
говорите—чувственность. Если-бы это было такъ, то се сделан- повелеваете человеку, какъ своему члену, какъ гражданину,
ные вами отсюда отрицательные этическіе выводы, какъ логиче- то же самое, чего уже прежде закона требуетъ отъ человека
скія последствія этого вашего принципа, были бы неопровер- вообще его собственная истинная сущность, природа; ибо
жимо истинными. Но это не такъ: не чувственность есть при- человекъ, какъ гражданииъ, какъ членъ общества, есгь только
рода, сущность человека, а, напротивъ, его сущность, природа дальнейшее развитіе, усовершеиствованіе того, чтЬ человекъ
есть мышленіе; и вотъ относительно этой признаваемой мной есть самъ по себе, по своей истинной сущности, природе,
сущности, природы человека, я согласенъ допустить, что се какъ индивидъ. Даже самое государство есть не что иное,
следуетъ предпочитать закону. Но чего требуетъ отъ человека какъ человекъ же, но только въ бЬлыпемъ размере; а потому
эта его сущность, природа? Въ чемъ должно состоять этиче- и истинная сущность, природа государства состоите не въ
ское ученіе, если мышленіе есть сущность, природа человека? чувственности, а въ мышленіи, въ разумности, требующей
Вовсе не въ томъ, въ чемъ состоите ваше отрицательное стремленія его ко всеобщему благу, какъ конечной цели дея-
этическое ученіе, основанное на чувственности. Ваше ученіе тельности; следовательно истинная сущность, природа государства
говорите человеку, какъ чувственному индивиду: следуй своей требуетъ осуществленія въ действительности всеобщаго блага,
чувственности, своимъ чувствовандямъ, удовлетворяя имъ вполне, добра.
удовлетворяй своему индивидуальному, эгоистическому свое-
волію и произволу; стремись къ индивидуальному самоудовле- Такъ старался Сократъ примирить противопоставленный со-
твореиію вообще, какъ къ конечной цели твоей деятельности, фистами понятія: природу и законъ, или соединить противо-
какъ къ твоему индивидуальному, эгоистическому благу, добру, поставлениыя софистами понятія человека какъ индивида—и
счастью. Вовсе не таково мое положительное этическое уче- человека какъ гражданина, и основать на мышленіи и само-
иіе, моя положительная этика. Я говорю человЬку: слідуй сознаніи нравственность, этику, разрушенную софистами темъ,
тому, чтЬ указывается мышленіемъ, какъ всеобщимъ понятіемъ что они основывали деятельность человека на чувственности;
или — чт5 все равно — тому, чтЬ указывается самосознаніемъ а именно — основать нравственность, этику на верховномъ
твоей истинной сущности, природы; а потому освободись отъ понятіи всеобщаго блага, добра, какъ на ближайшемъ прип-
твоей единичности, индивидуальности, отъ твоего эгоистиче- ципе этики вместе съ физикой, коренящемся въ верховномъ
окаго своеволія и произвола; не стремись къ индивидуальному принципе всей философіи Сократа. Поэтому верховное по-
нятие всеобщаго блага, добра, его верное пониманіе, знаніе