Page 66 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 66

ни  своеволіемъ  и  произволомъ  индивида,  ни  призраками  и  тѣ ніе,  ни  дѣятелъность,  противныя  объективному  міровому  по-
 ложью,  самосознательному  уразумѣнію  сущности  и связи  боже-  рядку,  міроустройству.  Поэтому  онъ и  считалъ,  что  хот ніе  и
 ственна™  объективна™  міроустройства.  Первымъ  шагомъ  къ  дѣятельноеть,  согласный  съ  этимъ  порядкомъ  міра,  суть  ѣ  нрав-

 тому  считалъ  онъ  ссшопознаніе,  познаніе  само™  себя,  собствен-  ственное  хотѣніе  и  дѣятельность,  и  что  они  суть  необхо-
 на™  сознанія,  дабы  черезъ  это  добыть  орудіе,  которымъ  могли  димая  поелѣдствія  зианія;  а  безнравственное  хот ніе  и  д я-
                                                                                               ѣ
 бы  быть  различены,  въ  пестромъ  разнообразіи  явленій, при-  тельность  суть  необходимыя  нослѣдствія  незнанія.  ѣ Сократъ вы-
 зракъ  и  сущее,  случайное  к  необходимое,  преходящее  и  пре-  разилъ  это  въ  такомъ  верховномъ  положеніи  своего  этическаго
 бывающее.  Основанное  на  такомъ  самопознаніи,  познаніе  сущ-  учеиія:  вся  добродѣтель  состоитъ  въ  знаніи.
 ности  вещей  называлъ  онъ собственно  знаніемъ,  строго  отличая
 его  отъ  простого  представленія,  мнѣнія.  Интересъ,  находимый  Подобное  отождествленіе  зианія  и  добродѣтели  встрѣчаемъ

 имъ  въ  такомъ  истинномъ  знаніи,  былъ  для  него  мотивомъ  мы  и  въ  новое  время,  именно  у  шотландскаго  философа-мора-
 всей  его  философской  дѣятельности.  Такимъ  образомъ  Сократъ  листа  XVIII  столѣтія  Уолластона  (Wollaston).  На  добронрав-
 сталъ  въ  противоположность  какъ  къ  древней  натурфилософіи,  ственное  смотрите  онъ  какъ  на  внѣ шнее  выраженіе  истины
                   ѣ
 по  которой  объектъ  безусловно  господствуете  надъ  субъектомъ,  въ  д яніяхъ,  въ  поступкахъ  человѣка.  А  именно,  онъ  говорить,
 падъ  мышленіемъ  и  дѣятельностыо  челов ка,  такъ  и  къ со-  что  каждымъ  дѣ яніемъ,  поступкомъ  человѣ ка  выражается  внѣ ш-
 ѣ
 фистикѣ,  по  которой  субъекте  безусловно  господствуете  надъ  иимъ  образомъ  какое-либо  его  сужденіе.  Если  сужденіе  чело-
               ѣ
 объектомъ;  ибо  Сократъ  поставилъ  мѣриломъ  и  для  субъекта,  в ка  истинно,  то  дѣ яніе,  въ  когоромъ  оно  выражается,  будетъ
                                                                                               ѣ
 и  для  объекта  познаваемую  человѣческимъ  мышленіемъ  творче-  доброиравственно;  а  если  сужденіе  человѣ ка  ложно,  то  и  д я-
 скую  мысль  божественна™  ума,  выраженную  въ  міроустройствѣ.  ніе,  въ  когоромъ  оно  выражается,  будетъ  порочно.
 Конечно,  и  прежде  мѣриломъ  для  дѣятельности  людей  былъ  Такая  Уолластонова  теорія  нравственности  не  отличается
 призиаваемъ  высшій  порядокъ  объективна™  міра;  но  прежде  существенно  отъ  Сократова  отождествлеиія  знанія  и  доброде-
 не  было  и  понятія  о  свободномъ  самоопредѣленіи  повиную-  тели,  ибо  Уолластонова  истина  есть  въ  сущности  то  же,  что  у

 щихся  этому  порядку  людей;  иовиновеніе  ихъ  было  нерефлекти-  Сократа  всеобщее  понятіе;  поэтому  и объ  Уолластоновой  теоріи
 рованное,  непосредственное.  Софистика  хотя  и  признала  сво-  мы  можемъ  сказать  существенно  то же  самое,  чтб  и  о  Сокра-
 бодное  самоопредѣленіе  челов ка,  но  отвергла  суіцествованіе  товой,  а  именно:  в рно,  что  добронравственный  поступокъ
                                         ѣ
 ѣ
 всякой  высшей  основы,  опредѣляющей  свободную  дѣ ятельность  обусловливается  сознаніемъ  его  нравственной  доброты,  а зло-
 индивида.  Только  Сократъ  воздалъ  должное  обоимъ  этимъ  мо-  нравственный,  порочный—сознаніемъ  его  нравственна™  безо-

 мептамъ:  и  объективному  порядку,  и  субъективной  свободѣ  че-  бразія,  ибо,  какъ  мы  уже  сказали,  безсознательные  поступки
 ловека.  Поэтому  основное  требованіе  Сократовой  этики,  соответ-  не  признаются  ни  добронравственными,  ни  злонравствениыми,
 ствующее  общему  принципу  Сократовой  философіи  вообще,  со-  порочными.  В ъ  этомъ  можно,  пожалуй,  вм сгЬ  съ  Гегелемъ
                                                                          ѣ
 стоитъ  въ  свободномъ  подчинены  человѣка  сознанному  имъ  признать  волю  только  особенною  —  именно  практическою—сторо-
 объективному  міроустройству.  Для  такого  подчиненія  Сократъ  ною  ума,  какъ  умъ  можно  признать  особенною—именно  тео-
 и  требовалъ  сознанія  этого  міроустройства,  требовалъ  того, что   ретическою—стороною  воли.  Но,  кромѣ  сознаиія  добронрав-

 онъ  называлъ  вообще  знаніемъ;  причемъ онъ предполагалъ  полное  ственности  и  злонравственности  своихъ  поступковъ,  для  вм -
                                                                                                 ѣ
 соотв тствіе  субъективна™  человѣческаго  знанія,  мышленія,  ума  неиія  ихъ  человѣку  требуется  еще  и  свобода,  т.-е.  свободное
 ѣ
 съ  объективнымъ  міроустройствомъ;  такъ  что онъ  считалъ  воз-  совершеиіе  этихъ  поступковъ,  именно  потому,  что  воля  есть
 можпымъ  такое  зианіе  и  находилъ,  что  если  человѣкъ  обла-  практическая  сторона  ума,  слѣ дователыю  такая  сторона,  кото-
 даете  такимъ  знаиіемъ,  то  невозможны  съ  его  стороны  ни хо-  рая  предполагаете  свободу,  ибо  невольныя  д янія  вовсе
                                                                                 ѣ
             не    вменяются       челов ку.      Въ    этомъ-то      смыслѣ     Уолластонову
                                          ѣ
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71