Page 76 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 76
Разсмотримъ же Сократову этику въ тѣспомъ смыслѣ именно съ верховнымъ принцииомъ его философіи. Эта связь ихъ объ-
но этимъ тремъ ея главнымъ частямъ или ученіямъ, т.-е. ска- ясняется метафизиками слѣдующимъ образомъ.
жешь сперва объ его ученіи о верховномъ добрѣ, благ , какъ Истинная природа, натура, сущность челов ка состоите въ
ѣ
ѣ
счастіи челов ческомъ, потомъ объ его учеиіи о добродѣтели мышленіи; но сущность мышленія есть свобода отъ рабскаго под-
ѣ
и добродѣтеляхъ и наконецъ объ его ученіи о нравственномъ чиненія чувственности. Сл дователыю такая свобода есть сущ-
ѣ
долгѣ и нравственныхъ должностяхъ или обязанностяхъ. ность, есть законъ истинной человѣческой природы. Но счастье
всякаго живого существа достигается, если оно повинуется
Э Т И К А В Ъ Т Ѣ С І І О М Ъ , С О Б С Т В Е Н І І О М Ъ С М Ы С Л Ѣ . закону своей истинной природы, а потому и счастье человека
достигается, если онъ не дозволите чувственности господство-
Верховное добро или благо (.summum bonum), какъ счастье вать надъ собой, а такое соиротивленіе чувственности и есть
человѣческое. По свидѣтельству Ксенофонта, Сократъ говорилъ: нравственность. Итакъ тѣмъ же закономъ, которымъ обуслов-
„надобно быть безумнымъ, чтобы считать себя счастливымъ, ливается истинное счастье человѣка, обусловливается и его нрав-
не дѣлая ничего добраго, хорошаго, полагаясь на что-либо ственность; ибо и счастье, и нравственность состоите въ сво-
постороннее добру или на двусмысленное (т.-е. могущее слу- бодѣ, въ подчинены чувственности, животненности мышленію.
жить и во благо, и во вредъ), напримѣръ на красоту, здоровье, Поэтому человѣкъ долженъ находить истинное счастье, бла-
силу, богатство, славу и т. п." Отсюда мы видимъ, что, съ женство въ подчинены своихъ чувственішхъ влеченій, пожелаиій
одной стороны Сократъ поставлялъ счастіе въ доброй, хо- и страстей закону своей природы, а не въ поблажкѣ имъ, какъ
рошей, нравственной, вообще правильной дѣятельиости, въ утверждали софисты, не зная истинной природы человѣ ка.
добродѣтели, нравственности, а не въ чемъ-либо внѣ шнсмъ, не Отождествляя счастье съ нравственностью и считая нрав-
во вн шнихъ благахъ, которыми обыкновенно ограничивали со- ственность, какъ и счастье, самоц лыюю, Сократъ говорилъ
ѣ
ѣ
фисты понятіе добра, блага; съ другой стороны Сократъ осно- также, что нравственность хороша уже и тѣмъ, что она достав-
вывалъ и самое счастіе на знаніи добра, именно потому, что ляете намъ наслажденіе сознавать свое собственное нравствен-
онъ отождествлялъ знаніе и добро или добродѣтель. ное достоинство, совершенство. Зд сь Сократъ выражается
ѣ
Впрочемъ Сократъ не отвергалъ безусловно и вн шнихъ такъ неопредѣленно, что можно заключить, будто онъ смотрите
ѣ
благъ; но оиъ видѣлъ въ нихъ только средства къ достиже- на нравственность не какъ на нѣчто самоц лыюе, а какъ на
ѣ
нію верховнаго блага, какъ надъ всѣми ими господствующего средство для наслажденія, средство для того, чтобы быть счаст-
и состоящаго въ добродѣтели и въ исполнеяіи нравствен- ливымъ, и тѣмъ разъединяете счастье и нравственность. Эта
иаго долга. Такимъ образомъ онъ соединялъ свое ученіе о неопредѣленность со стороны Сократа и привела киренскую
счастіи, какъ верховномъ благѣ , съ ученіемъ о добродѣтели сократическую школу къ одностороннему пониманію блага,
и нравственномъ долг , обязанности. А если счастье было добра, a слѣдовательно счастья и нравственности, какъ иасла-
ѣ
у Сократа тождественно съ нравственностью, то нравствен- жденія.
ность является у пего въ этомъ смыслѣ самоцѣльною, т.-е. Добродѣтель и добродѣтели. Сократъ отождествилъ знаніе
она не можетъ быть средствомъ для цѣли, лежащей внѣ ея; и добро, добродѣтель, или основалъ нравственность на знаніи
напротивъ, нравственность есть конечная цѣль всѣ хъ чело- добра, блага. Но онъ думалъ, что можно только или знать
вѣ ческихъ стремленій, какъ и счастье. Этимъ старался Со- что-либо, или не знать, т.-е. или имѣть поиятіе, или не имѣть его,
кратъ примирить понятіе о счастьѣ съ понятіемъ о нрав- а потому Сократъ не допѵскалъ степеней въ знаніи. Основавъ
ственности. Такое примиреніе, соединеніе понятій о счастьѣ нравственность на знаніи, Сократъ поэтому не допускалъ сте-
и о нравственности основано у Сократа на связи ихъ обоихъ пеней и въ добродѣтели, понимая нодъ нею внутреннее каче-