Page 76 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 76

Разсмотримъ  же  Сократову  этику  въ  тѣспомъ  смыслѣ  именно  съ  верховнымъ  принцииомъ  его  философіи.  Эта  связь  ихъ  объ-
 но  этимъ  тремъ  ея  главнымъ  частямъ  или  ученіямъ,  т.-е.  ска-  ясняется  метафизиками  слѣдующимъ  образомъ.
 жешь  сперва  объ  его  ученіи  о  верховномъ  добрѣ,  благ ,  какъ  Истинная  природа,  натура,  сущность  челов ка  состоите  въ
 ѣ
                                                                              ѣ
 счастіи  челов ческомъ,  потомъ  объ его  учеиіи  о  добродѣтели  мышленіи;  но  сущность  мышленія  есть  свобода  отъ  рабскаго под-
 ѣ
 и  добродѣтеляхъ  и  наконецъ  объ его  ученіи  о  нравственномъ  чиненія  чувственности.  Сл дователыю  такая  свобода  есть  сущ-
                                                  ѣ
 долгѣ  и  нравственныхъ  должностяхъ  или  обязанностяхъ.  ность,  есть  законъ  истинной  человѣческой  природы.  Но  счастье
              всякаго    живого      существа       достигается,      если    оно    повинуется

 Э Т И К А  В Ъ  Т Ѣ  С І І О М Ъ ,  С О Б С Т В Е Н І І О М Ъ  С М Ы С Л Ѣ  .  закону  своей  истинной  природы,  а  потому  и  счастье  человека
              достигается,     если    онъ   не   дозволите      чувственности       господство-
 Верховное  добро  или  благо  (.summum bonum),  какъ  счастье  вать  надъ  собой,  а  такое  соиротивленіе  чувственности  и  есть
 человѣческое.  По  свидѣтельству  Ксенофонта,  Сократъ  говорилъ:  нравственность.  Итакъ  тѣмъ  же  закономъ,  которымъ  обуслов-
 „надобно  быть  безумнымъ,  чтобы  считать  себя  счастливымъ,  ливается  истинное  счастье  человѣка,  обусловливается  и  его  нрав-

 не  дѣлая  ничего  добраго,  хорошаго,  полагаясь  на  что-либо  ственность;  ибо и  счастье,  и  нравственность  состоите  въ  сво-
 постороннее  добру  или  на  двусмысленное  (т.-е.  могущее  слу-  бодѣ,  въ  подчинены  чувственности,  животненности  мышленію.
 жить  и  во  благо,  и  во вредъ),  напримѣръ  на  красоту,  здоровье,  Поэтому  человѣкъ  долженъ  находить  истинное  счастье,  бла-
 силу,  богатство,  славу  и  т.  п."  Отсюда  мы  видимъ,  что,  съ  женство  въ  подчинены  своихъ  чувственішхъ  влеченій,  пожелаиій
 одной  стороны  Сократъ  поставлялъ  счастіе  въ  доброй,  хо-  и  страстей  закону  своей  природы,  а  не  въ поблажкѣ  имъ,  какъ
 рошей,  нравственной,  вообще  правильной  дѣятельиости,  въ  утверждали  софисты,  не  зная  истинной  природы  человѣ ка.

 добродѣтели,  нравственности,  а  не  въ  чемъ-либо  внѣ шнсмъ,  не  Отождествляя  счастье  съ  нравственностью  и  считая  нрав-
 во  вн шнихъ  благахъ,  которыми  обыкновенно  ограничивали  со-  ственность,  какъ  и  счастье,  самоц лыюю,  Сократъ  говорилъ
 ѣ
                                                              ѣ
 фисты  понятіе  добра,  блага;  съ  другой  стороны  Сократъ  осно-  также,  что  нравственность  хороша  уже  и тѣмъ,  что  она  достав-
 вывалъ  и  самое  счастіе  на  знаніи  добра,  именно  потому,  что  ляете  намъ  наслажденіе  сознавать  свое  собственное  нравствен-

 онъ  отождествлялъ  знаніе  и  добро  или  добродѣтель.  ное  достоинство,  совершенство.  Зд сь  Сократъ  выражается
                                                               ѣ
 Впрочемъ  Сократъ  не  отвергалъ  безусловно  и  вн шнихъ  такъ  неопредѣленно,  что можно  заключить,  будто  онъ  смотрите
 ѣ
 благъ;  но  оиъ видѣлъ  въ  нихъ  только  средства  къ  достиже-  на  нравственность  не  какъ  на  нѣчто  самоц лыюе,  а  какъ  на
                                                                         ѣ
 нію  верховнаго  блага,  какъ  надъ  всѣми  ими  господствующего  средство  для  наслажденія,  средство  для  того,  чтобы  быть  счаст-
 и  состоящаго  въ  добродѣтели  и  въ  исполнеяіи  нравствен-  ливымъ,  и  тѣмъ  разъединяете  счастье  и  нравственность.  Эта

 иаго  долга.  Такимъ  образомъ  онъ  соединялъ  свое  ученіе  о  неопредѣленность  со  стороны  Сократа  и  привела  киренскую
 счастіи,  какъ  верховномъ  благѣ ,  съ  ученіемъ  о  добродѣтели  сократическую  школу  къ  одностороннему  пониманію  блага,
 и  нравственномъ  долг ,  обязанности.  А  если  счастье  было  добра,  a  слѣдовательно  счастья  и  нравственности,  какъ  иасла-
 ѣ
 у  Сократа  тождественно  съ  нравственностью,  то  нравствен-  жденія.

 ность  является  у  пего  въ  этомъ  смыслѣ  самоцѣльною,  т.-е.  Добродѣтель  и  добродѣтели.  Сократъ  отождествилъ  знаніе
 она  не  можетъ  быть  средствомъ  для  цѣли,  лежащей  внѣ  ея;  и  добро,  добродѣтель,  или основалъ  нравственность  на  знаніи
 напротивъ,  нравственность  есть  конечная  цѣль  всѣ хъ  чело-  добра,  блага.  Но  онъ  думалъ,  что  можно  только  или  знать
 вѣ ческихъ  стремленій,  какъ  и  счастье.  Этимъ  старался  Со-  что-либо,  или не  знать,  т.-е.  или  имѣть  поиятіе,  или  не  имѣть его,
 кратъ  примирить  понятіе  о  счастьѣ  съ  понятіемъ  о  нрав-  а  потому  Сократъ  не  допѵскалъ  степеней  въ знаніи.  Основавъ

 ственности.  Такое  примиреніе,  соединеніе  понятій  о  счастьѣ  нравственность  на  знаніи,  Сократъ  поэтому  не допускалъ  сте-
 и  о  нравственности  основано  у  Сократа  на  связи  ихъ  обоихъ  пеней  и  въ  добродѣтели,  понимая  нодъ  нею  внутреннее  каче-
   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81