Page 78 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 78

ство  человека,  внутреннюю  душевную  его  доброту,  доблесть,
                                                     способность,
                                               эту
                                                                                    ее
                                                                        развить
 дельность,  превосходство,  совершенство,  годность  къ  правиль-  чтобы  усилить  въ  себе  знапію,  посредствомъ  созианія  посред-
             ствомъ
                                                                                          истин-
                                         къ
                        восхожденія
 ной,  нравственной  деятельности.  „Все  (говорилъ  Сократъ),  наго  добра,  блага,  а  затѣмъ  и  посредствомъ  упражненія  этой
 чт0  не  есть  добродетель,  тЬ  есть  порочность,  какъ  и  все,  чт<>  способности,  т.-е.  посредствомъ  нравственной,  вообще  правиль-
 не  есть  знаніе,  есть  незнаніе".  Поэтому,  по  мненію  Сок-  ной  деятельности.
 рата,  добродетель  одна.  Если  Сократъ  и  говорите  о  различ-  Сократъ  призналъ  знаніе  не  только  важнымъ  пособіемъ
 ныхъ  добродетеляхъ,  то  только  какъ  о  различныхъ  ея  фор-  для  истинной  добродетели,  для  нравственной,  вообще  правиль-
 махъ  или  видахъ,  смотря  по  различію  ея  содержанія  или
                                                         знаніе
                                                                               единственнымъ
 предмета.  В ъ  такомъ  именно  смысле  онъ  говорите  о  четырехъ  ной  деятельности,  но  призналъ котораго такимъ  не можетъ  быть
             иеобходимымъ
                                 условіемъ,
                                                                     возсе
                                                безъ
 1  г л авныхъ,  кардинальныхъ  добродетеляхъ:  о  благочестіи,  о  правде  истинной  добродетели,  нравственности,  нравственной,  правиль-
 и  справедливости,  о  мужестве  или храбрости  и  о  самообла-  ной  деятельности;  поэтому  знаніе  у  Сократа  есть  основа
 даніи.      нравственности,        а   следовательно       и   ученія    о   нравственности,
 Такъ,  по  Сократу,  благочестіе,  набожность  состоитъ  въ  или  основа,  принципъ  Сократовой  этики  вообще.  Такимъ  обра-

 зианіи  того,  чтЪ  законно  относительно  боговъ,  т.-е.  въ  в р-  зомъ  этика,  будучи  основана  Сократомъ  на  знаніи,  становится
 ѣ
 иомъ  пониманіи  сущности  законовъ,  опредЬляющихъ  отношеніе  наукою  впервые  у  Сократа,  т.-е.  Сократъ  полагаете  основу
 человека  къ  божеству.  для  этики  вообще  какъ  науки.
 Такъ  правда  и  справедливость,  по  Сократу,  состоитъ  въ  Нравственный  долгъ  и  нравственный  должности  или  обя-
 знаніи  того,  что  законно  относительно  людей,  т.-е.  въ  знаніи,  занности.  Со  счастіемъ  и  добродетелью  соедиыилъ  Сократъ
 верномъ  пониманіи  сущности  законовъ,  определяющихъ  взаим-  и  нравственный  долгъ,  нравственную  обязанность,  и  нрав-


 ІІЫЯ  отношенія  людей  между  собою.  ственныя  должности,  обязанности,  именно гЬмъ,  что  основу
                                                                         г
 в
 Такъ  мужество  или храбрость  состоитъ  въ  знаніи, ер-  нравственной  обязанности  полагалъ  онъ въ  томъ  же,  въ  чемъ
 номъ  пониманіи  того,  чего  слѣдуетъ  бояться  и  потому  остере-  иолагалъ  и  основу  истиннаго  счастья  и добродетели,  а  именно:
 гаться,  и  чего  не  следуете,  и  какъ  следуете  поступать  въ  въ  истинной  природе  человека,  въ  его  мышленіи,  какъ  вер-
 оиасностяхъ.   ховномъ  принципе       своей   философіи.      Эта    связь     нравственной

 Такъ,  наконецъ,  самообладание  состоитъ  въ знаніи  добраго  обязанности  съ  этимъ  верховнымъ  принципомъ  объясняется
 и  прекраснаго  вообще,  дабы  поступать  согласно  съ этимъ  зна-  такъ:  свобода  отъ  владычества  чувственности,  чувственныхъ
 ніемъ,  и  въ  знаиіи  дурного,  зла,  дабы  избегать  его.  влеченій,  пожеланій  и  страстей  есть  истинная  природа  чело-

 Вообще  всякая  добродетель  возводится  Сократомъ  къ  зна-  века,  основанная  на  мышленіи.  А  потому  человекъ  обязаиъ
 нію.  Истинное  же  знаніе  онъ  иазываетъ  мудростью  ( г т і х ^  сохранять  эту  природу,  ибо  самосохраненіе  есть  законъ при-
 ао<рі<*  котіѵ).  Следовательно  добродетель  вообще  и  въ  особен-  роды.  Но  онъ можетъ  сохранять  свою  природу  только  посред-
 ности  самообладаніе  съ  одной  стороны  и  мудрость  съ  другой  ствомъ  освобожденія  себя  отъ  рабства  чувственности;  следова-

 стороны,  по  Сократу,  тождественны,  какъ  тождественны  знаиіе  тельно  въ  его  собственной  природе  есть  законъ,  законъ  свободы,
 и  добродетель.  При  этомъ  Сократъ  считалъ  всехъ  вообще  который  требуете,  чтобы  человекъ  обуздывалъ  свою  чувствен-
 людей  способными  знать  добро  и  зло,  а  следовательно  и  быть  ность,  и  вотъ  этотъ-то  законъ  свободы  и  есть  законъ  нрав-
 мудрыми  и  добродетельными;  ибо  все  понятія,  а  следова-  ственна™  долга,  нравственной  обязанности,  основанный  на
 тельно  и  понятіе  блага,  добра  лежать  уже  въ  нашемъ умѣ,   истинной  природе  человека.

 мышленіи,  такъ  что  ихъ  надо  только  сознать.  Поэтому  вся  Но,  отождествивъ  добродетель  съ  знаніемъ,  Сократъ  опре-
 задача  человека  (думалъ  Сократъ)  состоите  только  въ  томъ.  делил!»  доброе  въ  смысле  должнаго  для  человека,  или  его долга,
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83