Page 78 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 78
ство человека, внутреннюю душевную его доброту, доблесть,
способность,
эту
ее
развить
дельность, превосходство, совершенство, годность къ правиль- чтобы усилить въ себе знапію, посредствомъ созианія посред-
ствомъ
истин-
къ
восхожденія
ной, нравственной деятельности. „Все (говорилъ Сократъ), наго добра, блага, а затѣмъ и посредствомъ упражненія этой
чт0 не есть добродетель, тЬ есть порочность, какъ и все, чт<> способности, т.-е. посредствомъ нравственной, вообще правиль-
не есть знаніе, есть незнаніе". Поэтому, по мненію Сок- ной деятельности.
рата, добродетель одна. Если Сократъ и говорите о различ- Сократъ призналъ знаніе не только важнымъ пособіемъ
ныхъ добродетеляхъ, то только какъ о различныхъ ея фор- для истинной добродетели, для нравственной, вообще правиль-
махъ или видахъ, смотря по различію ея содержанія или
знаніе
единственнымъ
предмета. В ъ такомъ именно смысле онъ говорите о четырехъ ной деятельности, но призналъ котораго такимъ не можетъ быть
иеобходимымъ
условіемъ,
возсе
безъ
1 г л авныхъ, кардинальныхъ добродетеляхъ: о благочестіи, о правде истинной добродетели, нравственности, нравственной, правиль-
и справедливости, о мужестве или храбрости и о самообла- ной деятельности; поэтому знаніе у Сократа есть основа
даніи. нравственности, а следовательно и ученія о нравственности,
Такъ, по Сократу, благочестіе, набожность состоитъ въ или основа, принципъ Сократовой этики вообще. Такимъ обра-
зианіи того, чтЪ законно относительно боговъ, т.-е. въ в р- зомъ этика, будучи основана Сократомъ на знаніи, становится
ѣ
иомъ пониманіи сущности законовъ, опредЬляющихъ отношеніе наукою впервые у Сократа, т.-е. Сократъ полагаете основу
человека къ божеству. для этики вообще какъ науки.
Такъ правда и справедливость, по Сократу, состоитъ въ Нравственный долгъ и нравственный должности или обя-
знаніи того, что законно относительно людей, т.-е. въ знаніи, занности. Со счастіемъ и добродетелью соедиыилъ Сократъ
верномъ пониманіи сущности законовъ, определяющихъ взаим- и нравственный долгъ, нравственную обязанность, и нрав-
ІІЫЯ отношенія людей между собою. ственныя должности, обязанности, именно гЬмъ, что основу
г
в
Такъ мужество или храбрость состоитъ въ знаніи, ер- нравственной обязанности полагалъ онъ въ томъ же, въ чемъ
номъ пониманіи того, чего слѣдуетъ бояться и потому остере- иолагалъ и основу истиннаго счастья и добродетели, а именно:
гаться, и чего не следуете, и какъ следуете поступать въ въ истинной природе человека, въ его мышленіи, какъ вер-
оиасностяхъ. ховномъ принципе своей философіи. Эта связь нравственной
Такъ, наконецъ, самообладание состоитъ въ знаніи добраго обязанности съ этимъ верховнымъ принципомъ объясняется
и прекраснаго вообще, дабы поступать согласно съ этимъ зна- такъ: свобода отъ владычества чувственности, чувственныхъ
ніемъ, и въ знаиіи дурного, зла, дабы избегать его. влеченій, пожеланій и страстей есть истинная природа чело-
Вообще всякая добродетель возводится Сократомъ къ зна- века, основанная на мышленіи. А потому человекъ обязаиъ
нію. Истинное же знаніе онъ иазываетъ мудростью ( г т і х ^ сохранять эту природу, ибо самосохраненіе есть законъ при-
ао<рі<* котіѵ). Следовательно добродетель вообще и въ особен- роды. Но онъ можетъ сохранять свою природу только посред-
ности самообладаніе съ одной стороны и мудрость съ другой ствомъ освобожденія себя отъ рабства чувственности; следова-
стороны, по Сократу, тождественны, какъ тождественны знаиіе тельно въ его собственной природе есть законъ, законъ свободы,
и добродетель. При этомъ Сократъ считалъ всехъ вообще который требуете, чтобы человекъ обуздывалъ свою чувствен-
людей способными знать добро и зло, а следовательно и быть ность, и вотъ этотъ-то законъ свободы и есть законъ нрав-
мудрыми и добродетельными; ибо все понятія, а следова- ственна™ долга, нравственной обязанности, основанный на
тельно и понятіе блага, добра лежать уже въ нашемъ умѣ, истинной природе человека.
мышленіи, такъ что ихъ надо только сознать. Поэтому вся Но, отождествивъ добродетель съ знаніемъ, Сократъ опре-
задача человека (думалъ Сократъ) состоите только въ томъ. делил!» доброе въ смысле должнаго для человека, или его долга,