Page 77 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 77

ство   человека,     внутреннюю         душевную       его   доброту,     доблесть,                         чтобы    усилить     въ   себе    эту   способность,      развить      ее  посред-
                     дельность,     превосходство,       совершенство,       годность     къ   правиль-                          ствомъ    восхожденія       къ   знапію,    посредствомъ        созианія     истин-
                     ной,    нравственной        деятельности.        „Все    (говорилъ       Сократъ),                          наго   добра,    блага,    а  затѣмъ    и   посредствомъ       упражненія      этой
                     чт0   не  есть   добродетель,      тЬ  есть   порочность,      какъ    и  все,   чт<>                       способности,      т.-е.  посредствомъ       нравственной,      вообще     правиль-

                     не   есть   знаніе,     есть    незнаніе".      Поэтому,      по   мненію     Сок-                          ной    деятельности.
                     рата,   добродетель      одна.    Если    Сократъ      и  говорите      о  различ-                               Сократъ      призналъ       знаніе     не   только    важнымъ      пособіемъ
                     ныхъ    добродетеляхъ,        то   только    какъ   о   различныхъ        ея   фор-                         для   истинной     добродетели,       для   нравственной,      вообще     правиль-
                    махъ     или    видахъ,      смотря     по    различію      ея   содержанія     или
                                                                                                                                                                             знаніе
                                                                                                                                                                                                   единственнымъ
                    предмета.      В ъ  такомъ     именно     смысле    онъ   говорите     о  четырехъ                           ной   деятельности,       но  призналъ    котораго    такимъ    не можетъ      быть
                                                                                                                                 иеобходимымъ
                                                                                                                                                     условіемъ,
                                                                                                                                                                                         возсе
                                                                                                                                                                    безъ
                  1  г л авныхъ,  кардинальныхъ       добродетеляхъ:       о  благочестіи,    о  правде                          истинной      добродетели,      нравственности,       нравственной,       правиль-
                    и   справедливости,        о   мужестве      или   храбрости      и  о   самообла-                           ной    деятельности;        поэтому     знаніе     у   Сократа      есть    основа
                    даніи.                                                                                                       нравственности,        а   следовательно       и  ученія     о   нравственности,
                         Такъ,     по    Сократу,     благочестіе,       набожность      состоитъ     въ                         или   основа,    принципъ       Сократовой     этики    вообще.   Такимъ      обра-

                    зианіи    того,   чтЪ   законно      относительно       боговъ,    т.-е.  въ    в р-                         зомъ   этика,    будучи    основана      Сократомъ      на   знаніи,   становится
                                                                                                     ѣ
                    иомъ    пониманіи     сущности     законовъ,      опредЬляющихъ         отношеніе                            наукою     впервые     у  Сократа,      т.-е.    Сократъ      полагаете     основу
                    человека     къ   божеству.                                                                                  для   этики    вообще     какъ    науки.
                         Такъ    правда     и  справедливость,         по   Сократу,     состоитъ    въ                               Нравственный         долгъ    и  нравственный       должности        или   обя-
                   знаніи    того,   что   законно     относительно      людей,     т.-е.  въ   знаніи,                          занности.      Со   счастіемъ      и   добродетелью        соедиыилъ      Сократъ
                   верномъ      пониманіи     сущности      законовъ,     определяющихъ         взаим-                           и   нравственный        долгъ,     нравственную         обязанность,      и   нрав-


                   ІІЫЯ   отношенія      людей    между      собою.                                                              ственныя     должности,       обязанности,       именно гЬмъ,        что    основу
                                                                                                                                                                                             г
                                                                                                  в
                        Такъ     мужество        или   храбрость      состоитъ     въ   знаніи, ер-                              нравственной       обязанности      полагалъ     онъ въ     томъ   же,    въ   чемъ
                   номъ    пониманіи      того,   чего   слѣдуетъ     бояться     и  потому    остере-                           иолагалъ     и  основу    истиннаго      счастья    и добродетели,      а  именно:
                   гаться,    и  чего    не   следуете,     и   какъ    следуете      поступать      въ                          въ  истинной      природе     человека,     въ    его  мышленіи,       какъ   вер-
                   оиасностяхъ.                                                                                                  ховномъ     принципе      своей    философіи.      Эта    связь     нравственной

                        Такъ,    наконецъ,      самообладание       состоитъ    въ знаніи     добраго                            обязанности       съ   этимъ     верховнымъ        принципомъ        объясняется
                   и  прекраснаго      вообще,     дабы    поступать      согласно    съ этимъ     зна-                          такъ:    свобода     отъ    владычества       чувственности,       чувственныхъ
                   ніемъ,   и  въ   знаиіи    дурного,     зла,  дабы    избегать    его.                                        влеченій,    пожеланій      и  страстей     есть   истинная      природа      чело-

                        Вообще      всякая    добродетель      возводится     Сократомъ       къ  зна-                           века,   основанная      на   мышленіи.      А    потому     человекъ       обязаиъ
                  нію.    Истинное      же   знаніе   онъ    иазываетъ       мудростью       ( г т і х ^                         сохранять     эту   природу,     ибо   самосохраненіе       есть    законъ при-
                  ао<рі<*  котіѵ).  Следовательно      добродетель       вообще      и   въ   особен-                            роды.   Но    онъ можетъ       сохранять      свою    природу    только    посред-
                  ности    самообладаніе       съ   одной    стороны     и   мудрость     съ   другой                           ствомъ     освобожденія     себя    отъ   рабства     чувственности;       следова-

                  стороны,    по   Сократу,     тождественны,        какъ   тождественны       знаиіе                           тельно    въ   его  собственной      природе    есть  законъ,   законъ     свободы,
                  и   добродетель.       При     этомъ     Сократъ      считалъ      всехъ    вообще                            который      требуете,    чтобы     человекъ     обуздывалъ      свою    чувствен-
                  людей     способными      знать    добро    и  зло,  а  следовательно       и  быть                           ность,    и   вотъ   этотъ-то    законъ     свободы     и  есть    законъ     нрав-
                  мудрыми       и   добродетельными;         ибо    все    понятія,     а   следова-                             ственна™      долга,    нравственной        обязанности,       основанный        на
                  тельно    и  понятіе     блага,    добра    лежать      уже    въ  нашемъ умѣ,                                истинной      природе     человека.

                  мышленіи,       такъ    что    ихъ    надо    только    сознать.    Поэтому     вся                                 Но,   отождествивъ       добродетель      съ   знаніемъ,    Сократъ     опре-
                  задача    человека     (думалъ    Сократъ)      состоите     только     въ    томъ.                           делил!»   доброе     въ  смысле   должнаго     для   человека,     или  его долга,
   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82