Page 80 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 80

только  въ  формальною  отношеніи/г.-е.  опредѣлилъ  только  форму
 ооравъ  долга,  обязанности  человека,  выразивъ,  что  челов къ  доброе,  если  оно:  1)  совершено  сознательно,  т.-е.  если оно
 ѣ
 долженъ  действовать,  поступать  съ  сознаніемъ,  сознателышмъ  основано  на  самоцѣльномъ,  безразличномъ  въ  нравственномъ

 образомъ  для  того,  чтобы  его  деятельность  можно  было  на-  отношеніи  знаніи,  на  вѣрномъ  пониманіи  сущности  предмета,
 звать  доброю.  В ъ  матеріалыюмъ  же отношеніи,  по  содержанію  на  понятіи,  и  2)  если  оно  совершено  целесообразно,  т.-е.  если
 Сократъ  оставилъ  неопределепнымъ  добро  какъ  долгъ,  какъ  имъ  достигается  предположенная  человекомъ  какая  бы  то ни
 ооязанность  человека,  т.-е.  не  оиределилъ,  какое  нравственное  было  цель,  безразличная  въ  нравственномъ  отношеніи.
 содержаніе  должна  заключать  въ  себе  сознательная  деятель-  Итакъ  долгъ  человека  можно  определить,  по  Сократу,
 ность  человека  для  того,  чтобы  ее можно  было  назвать  доброю.  слѣдующимъ  образомъ:  онъ  состоите  въ  требоваыіи  отъ  чело-

 *  ^  Въ  самомъ  деле  Сократъ  въ  своихъ  беседахъ,—по  край-  века,  какъ  должнаго,  чтобы  онъ  дѣйствовалъ  сознательно  и
 ней  мере  какт  one  переданы  намъ  Ксенофонтомъ,—то  ото-  целесообразно,  или—выражая  это  однимъ  словомъ—правильно.
 ждествляете  доброе  съ  прекраенымъ;  то  не  проводите  рѣзкой  Теперь  совершенно  ясно,  почему  я  сказалъ,  что  Сократъ  опре-
 границы  между  добрымъ  и пріятнымъ,  доставляющимъ  удоволь-  дѣлилъ  добро  только  въ  формальномъ  отношеніи,  т.-е.  опреде-

                                                        ѣ
 ствие,  наслажденіе,  хотя  и  решительно  возстаетъ  противъ  при-  ляю,  что  доброе  дѣ яніе  есть  д яніе,  совершенное  правильно,
 верженцевъ  теоріи,  полагавшей  все  добро,  благо  для  человека  въ  и  оставилъ  въ  неопределенности  добро  въ матеріальномъ  отно-
 удовольствіи,  въ  наслажденіи;  то смотрите  онъ  на доброе  какъ  птеніи,  т.-е.  не  придалъ  ему  собственно  никакого  этическаго,
 на  полезное  человеку,  но  въ  особенности  какъ  на  целесооб-  нравственна™  содержанія;  сказать,  какъ  говорилъ  Сократъ,
 разное  вообще,  т.-е.  годное  къ  достижеиію  какой  бы  то ни   что  доброе  есть  прекрасное  или пріятное,  или полезное  чело-

 оыло  цели,  и  поэтому  требуетъ,  чтобы  всякая  человЬческая  веку,  или вообще  целесообразное,  значите  вовсе  не  определить
 деятельность  совершалась  целесообразно.  Но прекрасное,  нріят-  добра,  какъ  нравственна,™,  этическаго  добра,  потому  что  ио-
 ное,  полезное  и  вообще  целесообразное  безразличны  въ  нрав-  тіятія  о  нрекрасномъ,  пріятномъ,  полезномъ  и  целесообразном!,
 ственномъ  отношеніи,  не  будучи  нравственными  понятіями.  вовсе  не  суть  этическія  поиятія,  будучи  сами  но  себе  понятія

 Поэтому  понятіе  добра,  блага  по  содержанію  представляется  безразличный  въ  нравственномъ,  этическомъ  отношеніи.
 у  Сократа  въ  смысле  должнаго  для  человека  не  столько  безотно-  Оставивъ  понятіе  добра,  какъ  долга  вообще,  въ  такой  не-
 сительным^  абсолютнымъ  понятіемъ,  совершенно  независимымъ  определенности,  Сократъ  не  могъ,  разумеется,  вывести  изъ
 отъ  впешнихъ  его  послѣдствій  для  человека,  сколько  ііоня-  такого  безразлична™  въ  нравственномъ,  этическомъ  отношеніи
 тіемъ  относительным^,  т.-е.  добрымъ  для  человека  по  своимъ  ітонятія  и  никакихъ  особенныхъ  нравственныхъ  должностей  или

 последствіямъ  въ  значеніи  или  нрекраснаго,  или  пріятнаго  для  обязанностей,  а  потому  онъ  былъ  вынужденъ:  или  заимство-
 него,  или полезнаго,  или вообще  целесообразна™.  вать  эти  особенным  нравственным  обязанности  изъ  существую-

 Вследствіе  такой  неопределенности  и  такой  относительно-  щихъ  нравовъ  и  обычаевъ,  законовъ  и  учрежденій  своего  оте-
 сти  Сократова  понятія  добра,  какъ  должнаго  для  человека,  чества;  или основать  необходимость  исполненія  тѣхъ  или  дру-
 какъ  его  долга,  этотъ  долгъ  не  могъ  иметь  у  Сократа  опре-  гихъ  приводимыхъ  имъ  особенныхъ  нравственныхъ  обязанностей
 деленна™  и  безотносительна™  нравственна™  характера,  т.-е.  на  интересе  самого  деятеля.  Такъ  напримѣръ  изъ  Сокра-
 не  былъ  у  него  собственно  нравствеинымъ  долгомъ.  Напро-  това  определенія  благочестія  или  набожности,  какъ  доброде-
                          она
 тивъ,  добрую  человеческую  деятельность,  какъ  деятельность  тели,—что  между состоите  въ  знаніи  законовъ,  опредѣляющихъ
                                   человекомъ
                                                   и
          отношеніе
                                                      божествомъ,—прямо
                                                                                  следовало,
 какою  она  должна  быть,  Сократъ  отождествлялъ  со  всякою
 правильною,  т . е .  сознательною  и  целесообразно  го  деятельно-  что  долгъ  человека  въ  этомъ  отпошеніи  состоите  въ  сознатель-
 стью,  такт,  что  всякое  дѣ яніе  человека  есть,  по  Сократу,  ною,  а  следовательно  и  въ свободпомъ  подчиненіи  этимъ  зако-
          намъ.     Такъ    изъ   Сократова      опредѣленія      правды      и  справедли-
   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85