Page 85 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 85

прочимъ      семейнымъ       союзамъ,      какъ    нрошводнымъ         изъ   сунру-
                      жескаго     союза     или   на   немъ    основаішымъ,       а  именно:    къ союзу                           съ   тѣмъ    только    различісмъ,     что   управлеиіе     домомъ     есть  управ-
                      между     родителями       и  дѣтьми    и  къ союзу     родственниковъ        между                          леніе    людскимъ       обіцествомъ      въ   маломъ     размѣрѣ,      а   управле-
                      собою.     Приложеиіе        принципа       дружбы       или   любви     къ   союзу                          иіе   государствомъ        есть    управленіе      людскимъ       обществомъ      въ

                      между     родителями      и  дѣтьми    выразилъ     Сократъ     въ такомъ     отно-                          большомъ       размѣрѣ.     Такъ    мы   логически     переходимъ      отъ СІшфа-
                      шеши     между     ними,    что   съ  самаго     рожденія      дѣтей      родители                           товой    экономики      къ   Сократовой       политикѣ      съ   дикеологі^)
                      заботятся     объ   ихъ    воспитаніи     и   вообще      объ   ихъ   благѣ ;   что                               Государство       было    одпимъ     изъ  главныхъ     предметовъ       Сокра-
                      вообще     они     суть   самые     большіе     ихъ благотворители,          и что                           товыхъ    бес дъ,    такъ    какъ   онъ   признавалъ,      что  благоустроенное
                                                                                                                                                 ѣ
                     поэтому     дѣти    обязаны     имъ    наибольшею       благодарностью.       Впро-                           государство      есть   именно     та  среда,   въ которой       осуществляются
                      чемъ   исполненіе      этой    нравственной        обязанности       полезно   для                           всеобщее      добро,   благо,    т.-е.  гдѣ    граждане      достигаютъ      своего

                     еамихъ     дѣтей,    ибо   если    сограждане      и   государство     будутъ    ви-                          блага,    счастья,     гдѣ   они   преусп ваютъ        въ   добродѣтели       и гдѣ
                                                                                                                                                                               ѣ
                     дѣ ть.  что   дѣти    благодарны      своимъ    родителямъ,     то и они     охотно                           они   выполняют!»       свои   нравствешіыя        обязанности.       Этимъ    свя-
                     будутъ    д лать     имъ добро;      напротивъ,       если    сограждане      и го-                           залъ   Сократъ     политику      прямо     не   только     съ  экономикою,       но
                                 ѣ
                     сударство     увидятъ,    что   дѣти   неблагодарны       даже   къ   родителямъ,                             и  съ   этикою     въ  тЬспомъ      смыслѣ,    какъ    съ  ученісмъ      о  счастіи,
                     величайшимъ        своимъ    благодѣтелямъ,         то,   не   ожидая     уже     отъ                         о  добродѣтеляхъ        и   объ     обязанностях!».       Въ    государств!;    всѣ

                     H ихъ    себѣ   благодарности,       они не      захотятъ     дѣлать    имъ    ника-                          эти  этическія     понятія     принимают!        у   Сократа     уже    политиче-
                     кого   добра.    Наконецъ,       третій    и   послѣдній      семейный       союзъ,                          ски    характеръ:      понятіе     блага,    счастья     индивида      развивается
                     союзъ    родственниковъ        между    собою,   Сократъ     опредѣлилъ      также                           въ   нонятіе    общаго     блага    граждан!»,     какъ   членовъ     государства,
                                                                                                                                                           ѣ
                    съ   точки    зр нія    дружбы      или    любви     и  также    въ   видѣ    вн ш-                           какъ    едииаго     всец лаго;     понятіе      добродѣтели      и   добродѣтелей
                                                                                                     ѣ
                                     ѣ
                    ияго     согласія     между     ними,     полезяаго     для    нихъ     еамихъ    но                          индивида,      или моралыіыя        добродѣтели,     развиваются       въ   ионятіе
                    своимъ     послѣдствіямъ.       Такъ    Сократъ      говорилъ,      что   братья—                             добродѣтели       и   добродѣтелей        общественныхъ,          политических!,;
                    это   естественные        друзья,     естественные        другъ    другу    помощ-                            тюнятіе    обязанности       и  обязанностей       индивида,     или    моральный
                    ники,    пособники,       ибо   даже    животныя,       вскормлениыя        вмѣ стѣ                           обязанности,       какъ    моральная      нравственность,        развивается      въ
                    инстинктивно      привязаны      другъ   къ  другу;   раздоръ,    вражда     между                            ионятіе    обязанностей       общественныхъ,        нолитическихъ,       въ   прав-
                    братьями     похожи      на  то,   какъ    еслибы    у  человѣка      глаза,  руки,                           ствешшя      обязанности       въ   обшириомъ      смыслѣ,    или въ     этическія
                    ноги,    все,    чтЬ   создано    попарно,      чт?)  поэтому     предназначено                               обязанности,      какъ    въ   общественную,        политическую        нравствен-

                    для   взаимна™      всномоществованія         другъ   другу,   стали    бы   враж-                            ность.   Такъ     Сократъ      съ    одной     стороны      соединить       ионятіе
                                                                                                                                                                                           ѣ
                    довать   между     собою,    и   проч.                                                                        объ   индивидѣ      съ  понятіемъ      гражданина       т мъ,   что   на   гражда-
                                                                                                                                  нина    ОІІЪ  посмотрѣлъ      какъ    на   дальнѣйшее       развитіе     индивида,
                         Таково     ученіе     Сократа     о   домѣ,    семьѣ,     или    экономика                               а  съ   другой    стороны     этимъ    Сократъ     соединилъ     мораль    съ  пра-

                   у ч е н і е  О  ДОМОВОДСТВѢ    (ОТЪ   СЛОВЪ:    otxoç,  о ш а  — Д О М Ъ  И  vôfAOç  —                         вомъ   въ   понятіи     нравственности,        которая     понималась      его    со-
                   закоиъ.     порядокъ).     Это    ученіе    Сократъ    слѣдующимъ         образомъ                            временниками        односторонне        только    какъ    общественная,        поли-
                   привелъ     въ   связь   со   своимъ    учеиіемъ      о   государствѣ ,     съ  по-                           тическая,     a  слѣдовательно        юридическая,         такъ   сказать,     нрав-
                   литикою:     онъ    говорилъ,      что    управленіе      домашними'       дѣлами,                            ственность,      предъ   лицомъ     которой     вовсе  не  признавалась       инди-
                   домоводство,       a   елѣдовательно        и   ученіе    о  немъ,     экономика,                             видуальная,      моральная       нравственность.
                   отличается     только     размѣрами      отъ   управленія      дѣлами     государ-
                   ственными,      a  слѣдовательно       отъ   ученія    о   немъ,   отъ  политики;                                   То  же   самое    иаходимъ      мы   и   въ Сократовомъ        ученіи    о  го-
                                                                                                                                            ѣ
                   экономика     и  политика    въ  сущности     тождественны,       ибо   та  и  дру-                           сударств ,     ибо и     здѣсь   Сократъ,      съ   одной стороны,       слѣдовалъ
                                                   -
                   гая—говорилъ         Сократъ есть         ученіе   объ    управленіи      людьми,                             общегреческому         воззрѣнію       на   государство,      а  съ   другой   сто-
                                                                                                                                 роны,    поскольку       это   воззрѣніе     было     односторонне,       онъ    воз-
   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90