Page 86 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 86
прочимъ семейнымъ союзамъ, какъ нрошводнымъ изъ сунру-
жескаго союза или на немъ основаішымъ, а именно: къ союзу съ тѣмъ только различісмъ, что управлеиіе домомъ есть управ-
между родителями и дѣтьми и къ союзу родственниковъ между леніе людскимъ обіцествомъ въ маломъ размѣрѣ, а управле-
собою. Приложеиіе принципа дружбы или любви къ союзу иіе государствомъ есть управленіе людскимъ обществомъ въ
между родителями и дѣтьми выразилъ Сократъ въ такомъ отно- большомъ размѣрѣ. Такъ мы логически переходимъ отъ СІшфа-
шеши между ними, что съ самаго рожденія дѣтей родители товой экономики къ Сократовой политикѣ съ дикеологі^)
заботятся объ ихъ воспитаніи и вообще объ ихъ благѣ ; что Государство было одпимъ изъ главныхъ предметовъ Сокра-
ѣ
вообще они суть самые большіе ихъ благотворители, и что товыхъ бес дъ, такъ какъ онъ признавалъ, что благоустроенное
поэтому дѣти обязаны имъ наибольшею благодарностью. Впро- государство есть именно та среда, въ которой осуществляются
чемъ исполненіе этой нравственной обязанности полезно для всеобщее добро, благо, т.-е. гдѣ граждане достигаютъ своего
еамихъ дѣтей, ибо если сограждане и государство будутъ ви- блага, счастья, гдѣ они преуспѣ ваютъ въ добродѣтели и гдѣ
дѣ ть. что дѣти благодарны своимъ родителямъ, то и они охотно они выполняют!» свои нравствешіыя обязанности. Этимъ свя-
будутъ д лать имъ добро; напротивъ, если сограждане и го- залъ Сократъ политику прямо не только съ экономикою, но
ѣ
сударство увидятъ, что дѣти неблагодарны даже къ родителямъ, и съ этикою въ тЬспомъ смыслѣ, какъ съ ученісмъ о счастіи,
величайшимъ своимъ благодѣтелямъ, то, не ожидая уже отъ о добродѣтеляхъ и объ обязанностях!». Въ государств!; всѣ
H ихъ себѣ благодарности, они не захотятъ дѣлать имъ ника- эти этическія понятія принимают! у Сократа уже политиче-
кого добра. Наконецъ, третій и послѣдній семейный союзъ, ски характеръ: понятіе блага, счастья индивида развивается
союзъ родственниковъ между собою, Сократъ опредѣлилъ также въ нонятіе общаго блага граждан!», какъ членовъ государства,
ѣ
съ точки зр нія дружбы или любви и также въ видѣ вн ш- какъ едииаго всец лаго; понятіе добродѣтели и добродѣтелей
ѣ
ѣ
ияго согласія между ними, полезяаго для нихъ еамихъ но индивида, или моралыіыя добродѣтели, развиваются въ ионятіе
своимъ послѣдствіямъ. Такъ Сократъ говорилъ, что братья— добродѣтели и добродѣтелей общественныхъ, политических!,;
это естественные друзья, естественные другъ другу помощ- тюнятіе обязанности и обязанностей индивида, или моральный
ники, пособники, ибо даже животныя, вскормлениыя вмѣ стѣ обязанности, какъ моральная нравственность, развивается въ
инстинктивно привязаны другъ къ другу; раздоръ, вражда между ионятіе обязанностей общественныхъ, нолитическихъ, въ прав-
братьями похожи на то, какъ еслибы у человѣка глаза, руки, ствешшя обязанности въ обшириомъ смыслѣ, или въ этическія
ноги, все, чтЬ создано попарно, чт?) поэтому предназначено обязанности, какъ въ общественную, политическую нравствен-
для взаимна™ всномоществованія другъ другу, стали бы враж- ность. Такъ Сократъ съ одной стороны соединить ионятіе
ѣ
довать между собою, и проч. объ индивидѣ съ понятіемъ гражданина т мъ, что на гражда-
нина ОІІЪ посмотрѣлъ какъ на дальнѣйшее развитіе индивида,
Таково ученіе Сократа о домѣ, семьѣ, или экономика а съ другой стороны этимъ Сократъ соединилъ мораль съ пра-
у ч е н і е О ДОМОВОДСТВѢ (ОТЪ СЛОВЪ: otxoç, о ш а — Д О М Ъ И vôfAOç — вомъ въ понятіи нравственности, которая понималась его со-
закоиъ. порядокъ). Это ученіе Сократъ слѣдующимъ образомъ временниками односторонне только какъ общественная, поли-
привелъ въ связь со своимъ учеиіемъ о государств , съ по- тическая, a слѣдовательно юридическая, такъ сказать, нрав-
ѣ
литикою: онъ говорилъ, что управленіе домашними' дѣлами, ственность, предъ лицомъ которой вовсе не признавалась инди-
домоводство, a елѣдовательно и ученіе о немъ, экономика, видуальная, моральная нравственность.
отличается только размѣрами отъ управленія дѣлами государ-
ственными, a слѣдовательно отъ ученія о немъ, отъ политики; То же самое иаходимъ мы и въ Сократовомъ ученіи о го-
экономика и политика въ сущности тождественны, ибо та и дру- сударствѣ , ибо и здѣсь Сократъ, съ одной стороны, слѣдовалъ
гая—говорилъ Сократъ есть ученіе объ управленіи людьми, общегреческому воззрѣнію на государство, а съ другой сто-
-
роны, поскольку это воззрѣніе было односторонне, онъ воз-