Page 86 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 86

прочимъ  семейнымъ  союзамъ,  какъ  нрошводнымъ  изъ  сунру-
 жескаго  союза  или  на  немъ  основаішымъ,  а  именно:  къ союзу   съ  тѣмъ  только  различісмъ,  что  управлеиіе  домомъ  есть  управ-
 между  родителями  и  дѣтьми  и  къ союзу  родственниковъ  между  леніе  людскимъ  обіцествомъ  въ  маломъ  размѣрѣ,  а  управле-
 собою.  Приложеиіе  принципа  дружбы  или  любви  къ  союзу  иіе  государствомъ  есть  управленіе  людскимъ  обществомъ  въ

 между  родителями  и  дѣтьми  выразилъ  Сократъ  въ такомъ  отно-  большомъ  размѣрѣ.  Такъ  мы  логически  переходимъ  отъ СІшфа-
 шеши  между  ними,  что  съ  самаго  рожденія  дѣтей  родители  товой  экономики  къ  Сократовой  политикѣ  съ  дикеологі^)
 заботятся  объ  ихъ  воспитаніи  и  вообще  объ  ихъ  благѣ ;  что  Государство  было  одпимъ  изъ  главныхъ  предметовъ  Сокра-
                             ѣ
 вообще  они  суть  самые  большіе  ихъ благотворители,  и что   товыхъ  бес дъ,  такъ  какъ  онъ  признавалъ,  что  благоустроенное
 поэтому  дѣти  обязаны  имъ  наибольшею  благодарностью.  Впро-  государство  есть  именно  та  среда,  въ которой  осуществляются
 чемъ  исполненіе  этой  нравственной  обязанности  полезно  для  всеобщее  добро,  благо,  т.-е.  гдѣ  граждане  достигаютъ  своего

 еамихъ  дѣтей,  ибо  если  сограждане  и  государство  будутъ  ви-  блага,  счастья,  гдѣ  они  преуспѣ ваютъ  въ  добродѣтели  и гдѣ
 дѣ ть.  что  дѣти  благодарны  своимъ  родителямъ,  то и они  охотно  они  выполняют!»  свои  нравствешіыя  обязанности.  Этимъ  свя-
 будутъ  д лать  имъ добро;  напротивъ,  если  сограждане  и го-  залъ  Сократъ  политику  прямо  не  только  съ  экономикою,  но
 ѣ
 сударство  увидятъ,  что  дѣти  неблагодарны  даже  къ  родителямъ,  и  съ  этикою  въ  тЬспомъ  смыслѣ,  какъ  съ  ученісмъ  о  счастіи,
 величайшимъ  своимъ  благодѣтелямъ,  то,  не  ожидая  уже  отъ  о  добродѣтеляхъ  и  объ  обязанностях!».  Въ  государств!;  всѣ

 H ихъ  себѣ  благодарности,  они не  захотятъ  дѣлать  имъ  ника-  эти  этическія  понятія  принимают!  у  Сократа  уже  политиче-
 кого  добра.  Наконецъ,  третій  и  послѣдній  семейный  союзъ,  ски  характеръ:  понятіе  блага,  счастья  индивида  развивается
 союзъ  родственниковъ  между  собою,  Сократъ  опредѣлилъ  также  въ  нонятіе  общаго  блага  граждан!»,  какъ  членовъ  государства,
                                        ѣ
 съ  точки  зр нія  дружбы  или  любви  и  также  въ  видѣ  вн ш-  какъ  едииаго  всец лаго;  понятіе  добродѣтели  и  добродѣтелей
 ѣ
 ѣ
 ияго  согласія  между  ними,  полезяаго  для  нихъ  еамихъ  но  индивида,  или моралыіыя  добродѣтели,  развиваются  въ  ионятіе
 своимъ  послѣдствіямъ.  Такъ  Сократъ  говорилъ,  что  братья—  добродѣтели  и  добродѣтелей  общественныхъ,  политических!,;
 это  естественные  друзья,  естественные  другъ  другу  помощ-  тюнятіе  обязанности  и  обязанностей  индивида,  или  моральный
 ники,  пособники,  ибо  даже  животныя,  вскормлениыя  вмѣ стѣ  обязанности,  какъ  моральная  нравственность,  развивается  въ
 инстинктивно  привязаны  другъ  къ  другу;  раздоръ,  вражда  между  ионятіе  обязанностей  общественныхъ,  нолитическихъ,  въ  прав-
 братьями  похожи  на  то,  какъ  еслибы  у  человѣка  глаза,  руки,  ствешшя  обязанности  въ  обшириомъ  смыслѣ,  или въ  этическія
 ноги,  все,  чтЬ  создано  попарно,  чт?)  поэтому  предназначено  обязанности,  какъ  въ  общественную,  политическую  нравствен-

 для  взаимна™  всномоществованія  другъ  другу,  стали  бы  враж-  ность.  Такъ  Сократъ  съ  одной  стороны  соединить  ионятіе
                                                                       ѣ
 довать  между  собою,  и  проч.  объ  индивидѣ  съ  понятіемъ  гражданина  т мъ,  что  на  гражда-
              нина    ОІІЪ  посмотрѣлъ       какъ    на  дальнѣйшее       развитіе     индивида,
 Таково  ученіе  Сократа  о  домѣ,  семьѣ,  или  экономика  а  съ  другой  стороны  этимъ  Сократъ  соединилъ  мораль  съ  пра-

 у ч е н і е  О  ДОМОВОДСТВѢ  (ОТЪ  СЛОВЪ:  otxoç,  о ш а  — Д О М Ъ  И  vôfAOç  —  вомъ  въ  понятіи  нравственности,  которая  понималась  его  со-
 закоиъ.  порядокъ).  Это  ученіе  Сократъ  слѣдующимъ  образомъ  временниками  односторонне  только  какъ  общественная,  поли-
 привелъ  въ  связь  со  своимъ  учеиіемъ  о  государств ,  съ по-  тическая,  a  слѣдовательно  юридическая,  такъ  сказать,  нрав-
 ѣ
 литикою:  онъ  говорилъ,  что  управленіе  домашними'  дѣлами,  ственность,  предъ  лицомъ  которой  вовсе  не  признавалась  инди-
 домоводство,  a  елѣдовательно  и  ученіе  о  немъ,  экономика,  видуальная,  моральная  нравственность.
 отличается  только  размѣрами  отъ  управленія  дѣлами  государ-
 ственными,  a  слѣдовательно  отъ  ученія  о  немъ,  отъ  политики;  То  же  самое  иаходимъ  мы  и  въ Сократовомъ  ученіи  о  го-

 экономика  и  политика  въ  сущности  тождественны,  ибо  та  и  дру-  сударствѣ ,  ибо и  здѣсь  Сократъ,  съ  одной стороны,  слѣдовалъ
 гая—говорилъ  Сократъ есть  ученіе  объ  управленіи  людьми,  общегреческому  воззрѣнію  на  государство,  а  съ  другой  сто-
 -
              роны,    поскольку      это   воззрѣніе      было    односторонне,       онъ     воз-
   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91