Page 88 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 88
высился надъ шшъ къ всесторонности. Такъ Сократъ какъ
еѣ почти греки, имѣлъ вообще весьма в ы с о к о е Т н ' я ! о чииаютъ войну и потомъ опять заішочаютъ миръ. Развѣ ты ду-
значенш государства для человѣка. Оиъ докавывалъ иапримѣпъ маешь, что отрицать важность повиновешя законамъ потому
ЧТО кто хочетъ жить среди людей, въ общенін ci н и Т т о І только, что законы могутъ быть отмѣняемы, лучше, нежели еслибы
ты сталъ порицать военную дисциплину (отрицать важность
ъ М ч и талъ Г Ш а Ч Ѳ К а К Ъ В Ъ Г ° С у д а ^ ' -Ѣ довГТІ" иовиповеиія во время войны законамъ военной дисциплины),
Ж
Ж е
С Ч И 1 а л ъ государство существенным-!, для четовѣ ка есте- потому только, что послѣ войны можете быть заклгоченъ миръ
ж е в ъ (и слѣдовательно не нужно будетъ повиноваться законамъ
сократъ, пельзя быть ничѢмъ инымъ, какъ или пгавителем-і военной дисциплины)? Развѣ ты пе понимаешь, что лакедемоня-
- о или унравляемымъ, нодчнненнымъ' иравитольстау н П въ нинъ .ІГикургъ не возвьтсилъ бы Спарты надъ прочими госу-
въ
особенности
на
дарствами,
еслибы
б ™ 1 1
^ оезусловнаго Г повиповенія " правамъ Т р е б ° в а л ъ гражданина „ повиновеніи законамъ? оиъ не настаивалъ что правители госу-
С Л У Ч а
0 И Ъ
Ъ
Д
М
и
обычаямъ
ч а к п ™
знаешь,
не
ты
Развѣ
irzг;т° " г я м Э т о - « » S Ä дарствъ т'Ьмъ лучше, чѣмъ болѣе они ум югъ способствовать тому,
-
о с
ѣ
и
что то
Г т о ч к и япТпіГ 3 р Ѣ Ш Я С 0 Г Л а С І Я м е ж д у гражданами т.-е. чтобы граждане повиновались законамъ? законамъ, государство,
повинуются
граждане
всего
есть
охотяѣ е
счаст-
ц а т их т Т 0 Г ° Ж е П р И Н Д И П а д р у ж б ы - « « С и , сшізую- гдѣ
с
И Х Ъ Б Ъ е Д™ство, въ одинъ нолитическій союзъ и о с ш - ливѣйшее въ мирное время, а во время войны ненобѣдимѣй-
ляющаго основу всей политической нравственное™- дрУ Г и шее? ІІритомъ вообще государства считаютъ самымъ боль-
словами онъ требовалъ такого согласія для того, чтобГгосѵ шимъ для себя благомъ единомысліе, согласіе между гражда-
дарство было въ себѣ едино, нераздѣ ль^ ' нами. В дь повседневно ув щеваютъ значительн йшіе люди
ѣ
ѣ
ѣ
Сократ "' l ^ f t С Ъ С 0 ( І Г Г Ъ ^ ^ ^ ( „ П о с п о м и н а и і я о своихъ согражданъ, чтобы они сохраняли согласіе, едипомы-
ѣ
ьокраіБ книга І У , гл. 4-я), утверждая, что „чтб законно сліе между собою; вездѣ въ Греціи есть далее законъ, чтобы
(VOJMUOV), ТО праведно н справедливо ( Ю « ™ ) " , Сократъ доказы граждане клялись быть согласными между собою, и вездѣ
валъ это такимъ образомъ: Р граждане даютъ такую клятву".
Vстаиов^ Н Ы е 3 а К 0 І Ш С У Т Ь П И С а Н Й Ы Я постановленія, ЦІодъ этимъ согласіемъ Сократъ разумѣетъ зд сь подчи-
ѣ
усіановленныя гражданами по взаимному между собою c o m - иеиіе однимъ и тѣмъ лее законамъ, ибо на такомъ согласномъ
І
mon«, о томъ, чтб должно дѣлать и чего пе о л ж І Г д ѣ а ъ
законамъ
Поэтому законно ностунающій гражданинъ ест тотъ, кто жп- подчиненіи безъ такого основываются сила и счастье государствъ;
госу-
не можете
согласія
ни
напротивъ,
процв тать
I й Г 0 С у д а р с т в ѣ « н о съ этими постановлениями а дарство, ни домъ. Сократъ требовалъ безусловнаго ѣ иовиновеиія
незаконно ностунающій- тотъ, кто преступаете ихъ. Тотъ кто закопамъ государства, намекая на присягу, которую приносила,
слѣ дуетъ этимъ ностановленіямъ, дѣлаетъ то, чтб праведно и каждый аоинскій юноша по достиженіи совершеннол тія, именно
ѣ
справедливо, а кто не слѣдуетъ имъ, тотъ п ' о с т у п а е Г н ™ на осемнадцати году своего возраста, въ свѣтлой, бле-
в
иедно и несправедливо. Итакъ законно ностунающій и есть храмѣ
праведный и справедливый, а незаконно ноступающій есть стящей, прекрасной богини Аглавры, дочери Кекропса. Хотя фор-
неправедный и несправедливый". У Щ мула этой замѣчательной клятвы дошла до насъ не какъ одно
цѣ лое, а въ отдѣ льныхъ частяхъ, однаколее изъ соединенія
г т ъ м о ! ? П П І Й В Ш Р ™ Ь С ° К р а т у «Ьдующимъ вопросомъ: зтихъ частей она могла быть возстановлена въ такомъ видѣ:
„какъ можно придавать большую важность законамъ или „клянусь не срамить моего священнаго орулеія, не покидать
повиновение имъ, когда законы часто отмѣняются или измѣ- моего сосѣда (въ рядахъ войска), кто бы онъ пи былъ, и моего
няются даже тѣми самыми людьми, которые издали ихъ?" мѣста на битвы; защищать мое отечество и все священ-
полѣ
Сократъ отвѣчалъ ему: „но вѣдь и государства часто на- ное и достопочитаемое и одинъ, и вмѣстѣ съ другими; оста-
III ß