Page 88 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 88

высился  надъ  шшъ  къ  всесторонности.  Такъ  Сократъ  какъ

 еѣ  почти  греки,  имѣлъ  вообще  весьма  в ы с о к о е Т н ' я !  о  чииаютъ  войну  и  потомъ  опять  заішочаютъ  миръ.  Развѣ  ты  ду-
 значенш  государства  для  человѣка.  Оиъ  докавывалъ  иапримѣпъ  маешь,  что  отрицать  важность  повиновешя  законамъ  потому
 ЧТО кто  хочетъ  жить  среди  людей,  въ  общенін  ci  н и Т т о І  только,  что  законы  могутъ  быть  отмѣняемы,  лучше,  нежели  еслибы
                ты   сталъ    порицать      военную       дисциплину        (отрицать     важность
 ъ М  ч и талъ Г  Ш а Ч Ѳ  К а К Ъ  В Ъ  Г  °  С у д а  ^ '  -Ѣ довГТІ"  иовиповеиія  во  время  войны  законамъ  военной  дисциплины),
 Ж
 Ж е
 С Ч И 1 а л ъ  государство  существенным-!,  для  четовѣ ка  есте-  потому  только,  что  послѣ  войны  можете  быть  заклгоченъ  миръ
 ж е  в ъ       (и  слѣдовательно        не    нужно      будетъ     повиноваться        законамъ
 сократъ,  пельзя  быть  ничѢмъ  инымъ,  какъ  или  пгавителем-і  военной  дисциплины)?  Развѣ  ты  пе  понимаешь,  что  лакедемоня-
 - о  или унравляемымъ,  нодчнненнымъ'  иравитольстау  н П  въ   нинъ  .ІГикургъ  не  возвьтсилъ  бы  Спарты  надъ  прочими  госу-
                                                                           въ
                                                                                 особенности
                                                                                                  на
                дарствами,
                                еслибы
 б ™ 1 1
 ^  оезусловнаго  Г повиповенія  " правамъ Т р е б °  в а л ъ  гражданина „  повиновеніи  законамъ? оиъ  не  настаивалъ  что  правители  госу-
 С Л У Ч а
 0 И Ъ
 Ъ
 Д
 М
 и
 обычаямъ
 ч а к п ™
                                                               знаешь,
                                                           не
                                                       ты
                                              Развѣ
 irzг;т°  " г  я м Э т о  - « » S Ä  дарствъ  т'Ьмъ  лучше,  чѣмъ болѣе  они  ум югъ  способствовать  тому,
 -
 о с
                                                                  ѣ
                                                                        и
                                                                           что то
 Г т о ч к и  япТпіГ  3 р Ѣ  Ш Я  С 0 Г Л а С І Я  м е ж д у  гражданами  т.-е.  чтобы  граждане  повиновались  законамъ?  законамъ,  государство,
                                                     повинуются
                     граждане
                                   всего
                                                                                      есть
                                          охотяѣ е
                                                                                             счаст-
 ц а т  их  т  Т 0 Г °  Ж е  П р И Н Д И П а  д р у ж б ы  - « « С и ,  сшізую-  гдѣ
 с
 И Х Ъ  Б Ъ  е Д™ство,  въ одинъ  нолитическій  союзъ  и о с ш -  ливѣйшее  въ  мирное  время,  а  во  время  войны  ненобѣдимѣй-
 ляющаго  основу  всей  политической  нравственное™-  дрУ  Г и   шее?  ІІритомъ  вообще  государства  считаютъ  самымъ  боль-
 словами  онъ требовалъ  такого  согласія  для того,  чтобГгосѵ  шимъ  для  себя  благомъ  единомысліе,  согласіе  между  гражда-
 дарство  было  въ  себѣ  едино,  нераздѣ ль^  '  нами.  В дь  повседневно  ув щеваютъ  значительн йшіе  люди
                                                       ѣ
                                                                                    ѣ
                          ѣ
 Сократ "'  l  ^  f  t  С Ъ  С 0 ( І  Г Г  Ъ  ^ ^ ^ ( „ П о с п о м и н а и і я  о  своихъ  согражданъ,  чтобы  они  сохраняли  согласіе,  едипомы-
 ѣ
 ьокраіБ  книга  І У ,  гл.  4-я),  утверждая,  что  „чтб  законно  сліе  между  собою;  вездѣ  въ  Греціи  есть  далее  законъ,  чтобы
 (VOJMUOV),  ТО  праведно  н справедливо  ( Ю « ™ ) " ,  Сократъ  доказы  граждане  клялись  быть  согласными  между  собою,  и  вездѣ
 валъ  это  такимъ  образомъ:  Р  граждане  даютъ  такую  клятву".
 Vстаиов^  Н Ы е  3 а К 0 І Ш  С У Т Ь  П И С а Н Й Ы Я  постановленія,  ЦІодъ  этимъ  согласіемъ  Сократъ  разумѣетъ  зд сь  подчи-
                                                                                     ѣ
 усіановленныя  гражданами  по  взаимному  между  собою  c o m -  иеиіе  однимъ  и  тѣмъ  лее законамъ,  ибо  на такомъ  согласномъ
 І
 mon«,  о  томъ,  чтб  должно  дѣлать  и  чего  пе о л ж І Г д ѣ  а ъ
                              законамъ
 Поэтому  законно  ностунающій  гражданинъ  ест  тотъ,  кто  жп-  подчиненіи  безъ  такого основываются  сила  и  счастье  государствъ;
                                                                                             госу-
                                                           не можете
                                               согласія
                                                                                         ни
              напротивъ,
                                                                         процв тать
 I  й  Г 0 С у д а р с т в ѣ  « н о  съ  этими  постановлениями  а  дарство,  ни домъ.  Сократъ  требовалъ  безусловнаго ѣ  иовиновеиія
 незаконно  ностунающій-  тотъ,  кто  преступаете  ихъ.  Тотъ  кто  закопамъ  государства,  намекая  на  присягу,  которую  приносила,
 слѣ дуетъ  этимъ  ностановленіямъ,  дѣлаетъ  то,  чтб  праведно  и  каждый  аоинскій  юноша  по  достиженіи  совершеннол тія,  именно
                                                                                   ѣ
 справедливо,  а  кто  не  слѣдуетъ  имъ, тотъ  п ' о с т у п а е Г н ™  на осемнадцати  году  своего  возраста,  въ  свѣтлой, бле-
                  в
 иедно  и  несправедливо.  Итакъ  законно  ностунающій  и  есть          храмѣ
 праведный  и  справедливый,  а  незаконно  ноступающій  есть  стящей,  прекрасной  богини  Аглавры,  дочери  Кекропса.  Хотя  фор-
 неправедный  и  несправедливый".  У  Щ  мула  этой  замѣчательной  клятвы  дошла  до  насъ  не  какъ  одно
              цѣ лое,   а   въ   отдѣ льныхъ      частяхъ,      однаколее     изъ     соединенія
 г т ъ  м о ! ?  П П І Й  В Ш Р  ™  Ь  С °  К р а т у  «Ьдующимъ  вопросомъ:  зтихъ  частей  она  могла  быть  возстановлена  въ  такомъ  видѣ:
 „какъ  можно  придавать  большую  важность  законамъ  или  „клянусь  не  срамить  моего  священнаго  орулеія,  не  покидать
 повиновение  имъ,  когда  законы  часто  отмѣняются  или  измѣ-  моего  сосѣда  (въ  рядахъ  войска),  кто  бы онъ  пи  былъ,  и моего
 няются  даже  тѣми  самыми  людьми,  которые  издали  ихъ?"  мѣста  на  битвы;  защищать  мое отечество  и  все  священ-
                           полѣ
 Сократъ  отвѣчалъ  ему:  „но  вѣдь  и  государства  часто  на-  ное  и  достопочитаемое  и  одинъ,  и  вмѣстѣ  съ  другими;  оста-
                    III                                                                   ß
   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93